Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Как Узбекистану подняться в международных рейтингах

04.05.2018

 

Узбекистан намерен всерьез повысить свои позиции в авторитетных международных рейтингах и индексах, а также появиться в тех, где сегодня отсутствует. Об этом свидетельствует разработанный Министерством экономики проект, опубликованный на портале СОВАЗ. 

 

Разработчики документа классифицировали те международные рейтинги и индексы, в которых наша страна намерена улучшить свои показатели. Их условно разбили на три блока: экономический, судебно-правовой и социально-политический.

 

Отталкиваясь от этого, подробнее остановимся на каждом из них. Прежде всего, нас интересует, что представляет собой тот или иной рейтинг (индекс), методология его составления (т.е. какие критерии оцениваются), текущая позиция Узбекистана и план действий по ее улучшению. 

 

I. Экономический блок

 

а) Кредитный рейтинг Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На данный момент членами ОЭСР являются 35 государств. Бюджет организации – 374 млн евро.

 

В 1997 году участники Соглашения по официально поддерживаемым экспортным кредитам (The Arrangement on Officially Supported Export Credits) разработали методологию оценки странового кредитного риска и классифицировали государства по этой методике. Ее особенность заключается в том, что применяется эта классификация исключительно для определения минимальных ставок вознаграждения за транзакции, осуществляемые в рамках кредитных отношений с ОЭСР.

 

Поэтому две группы государств вообще никак не классифицируются. Первая – это очень маленькие, как правило, островные государства, которые обычно не получают официальную финансовую поддержку ОЭСР (например, Кирибати, Микронезия, Науру, Маршалловы острова и т.д.). Во вторую входят страны-участницы ОЭСР и другие страны еврозоны с развитой экономикой, которые в такой помощи попросту не нуждаются и, наоборот, сами выступают финансовыми донорами.

 

Все остальные страны оцениваются по различным экономическим показателям (обычно за основу берутся индикаторы МВФ) и включаются в одну из восьми групп. Страны, находящиеся в группе «0», – наиболее финансово благополучные, а в последней группе «7» находятся государства с самыми низкими экономическими показателями.

 

Согласно последним данным страны СНГ разместились в кредитном рейтинге ОЭСР следующим образом:

 

Государство

Предыдущая позиция

Текущая позиция

Россия

4

4

Азербайджан

5

5

Беларусь

6

5

Армения

6

6

Казахстан

6

6

Туркменистан

6

6

Узбекистан

6

6

Кыргызстан

7

7

Молдавия

7

7

Таджикистан

7

7

Украина

7

7

 

Как видно, за последний год только одна страна из СНГ смогла подняться в рейтинге – Беларусь. Чтобы последовать ее примеру мы планируем подготовить статистическую базу для расчета рейтинга – организовать визит миссии МВФ в страну и проанализировать международный опыт сбора, обобщения, обработки и публикации статистической информации. Также необходимо активизировать взаимодействие с экспортными кредитными агентствами (ЭКА) стран-членов ОЭСР для пересмотра нашего рейтинга.

 

б) Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index). Составляется с 2004 года, сегодня является наиболее полным комплексом показателей конкурентоспособности различных стран мира. Включает 113 переменных, 2/3 из которых отражают результаты глобального опроса руководителей компаний, а 1/3 – общедоступные источники (статданные, результаты исследований и т.д.).

 

По последним на данный момент исследованиям (The Global Competitiveness Report 2017–2018) места в рейтинге среди стран СНГ распределились так:

 

Государство

Рейтинг

Индекс

Азербайджан

35

4,7

Россия

38

4,6

Казахстан

57

4,3

Армения

73

4,2

Таджикистан

79

4,1

Украина

81

4,1

Молдавия

89

4,0

Кыргызстан

102

3,9

Беларусь

Узбекистан

Туркменистан

 

Это единственное исследование в подборке, где Узбекистан не фигурирует вообще. Поэтому сначала пройдет подготовка к включению в индекс – изучат методику оценки индикаторов, определят те, по которым у нас могут быть низкие оценки, и выстроят контакты с составителями. На следующем этапе наша страна примет участие в Глобальном опросе руководителей компаний и получит свою оценку.     

 

в) Индекс всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business). Нашим читателям должно быть известно о методологии составления рейтинга и текущей позиции Узбекистана из предыдущих публикаций. Повторяться не будем.

 

Чтобы поднять свои показатели в Doing Business предлагается реализовать комплекс мер по четырем направлениям:

  • совершенствование процесса регистрации предприятий;
  • улучшение доступа к кредитам;
  • совершенствование других компонентов рейтинга, таких как «Получение разрешений на строительство», «Регистрация собственности», «Защита миноритарных инвесторов» и «Разрешение неплатежеспосбности»;
  • взаимодействие со Всемирным банком.   

 

г) Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom). Составляется ежегодно с 1999 года по итогам изучения экономических процессов. Издается Фондом наследия (The Heritage Foundation) совместно с газетой The Wall Street Journal.  

 

Исследования базируются на 10 контрольных показателях: права собственности, свобода от коррупции, фискальная свобода, участие правительства, свобода предпринимательства, свобода труда, монетарная свобода, свобода торговли, свобода инвестиций и финансовая свобода. По каждому выставляется оценка ­– от 0 до 100 баллов, после чего рассчитывается среднее значение. 

 

Государство

Рейтинг

Индекс

Казахстан

41

69,1

Армения

44

68,7

Азербайджан

67

64,3

Кыргызстан

78

62,8

Молдавия

105

58,4

Таджикистан

106

58,3

Россия

107

58,2

Беларусь

108

58,1

Украина

150

51,9

Узбекистан

152

51,5

Туркменистан

174

41,9

 

Таким образом, по Индексу экономической свободы в рамках СНГ четыре страны относятся к умеренно свободным экономикам (от 60 до 70 баллов), шесть – преимущественно несвободные экономики (от 50 до 60 баллов), в числе которых наша страна, и одно государство с несвободной экономикой (менее 50 баллов).

 

Исправлению ситуации, по мнению авторов проекта, должно способствовать совершенствование организационно-методологической, статистической и нормативно-правовой базы. В частности, планируется направить миссию Узбекистана для проведения прямых переговоров с составителями индекса, разработать Концепцию по имплементации международных стандартов для повышения Индекса экономической свободы и реализовать ее.      

 

II. Судебно-правовой блок

 

а) Индекс верховенства закона (The Rule of Law Index). Составляется регулярно (раз в несколько лет), начиная с 2010 года по методике международной неправительственной организации The World Justice Project.

 

Индекс является комбинированным показателем, который рассчитывается по данным, полученным из экспертных источников и опросов общественного мнения. Всего оценивают 8 контрольных показателей: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие и уголовное правосудие.

 

Последнее, на данный момент, исследование (The World Justice Project: The Rule of Law Index 2017) распределило страны СНГ следующим образом:

 

Государство

Рейтинг

Индекс

Казахстан

64

0,51

Беларусь

65

0,51

Украина

77

0,50

Молдавия

78

0,49

Кыргызстан

82

0,47

Россия

89

0,47

Узбекистан

91

0,46

Азербайджан

Армения

Таджикистан

Туркменистан

 

б) Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index). Составляется ежегодно с 1996 года по методологии международной неправительственной организации Transparency International. Представляет собой комбинацию общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса. Исследуемые страны ранжируются по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора.

 

Показатели государств-участников СНГ в последнем опубликованном исследовании (Transparency International: The Corruption Perceptions Index 2017) следующие:

 

Государство

Рейтинг

Индекс

Беларусь

68

44

Армения

107

35

Казахстан

122

31

Молдавия

122

31

Азербайджан

122

31

Украина

130

30

Кыргызстан

135

29

Россия

135

29

Узбекистан

157

22

Таджикистан

161

21

Туркменистан

167

19

 

План действий по повышению позиции в обоих рейтингах судебно-правового блока общий. Они предусматривает:

  • совершенствование организационно-методологической базы;
  • демократизацию институтов власти;
  • противодействие коррупции;
  • защиту основных прав, обеспечение порядка и безопасности;
  • дальнейшее укрепление законности в судебно-правовой системе.

 

III. Социально-политический блок 

 

а) Всемирный индекс свободы прессы (Worldwide Press Freedom Index). Его составляют ежегодно с 2001 года на основе исследования 43-х ключевых показателей в деятельности национальных масс-медиа. Выпускается международной неправительственной организацией «Репортеры без границ».

 

По данным исследований этой организации за 2017 год в странах СНГ наблюдается следующая картина:

 

Государство

Рейтинг

Динамика

Армения

79

-5

Молдавия

80

-4

Кыргызстан

89

-4

Украина

102

+5

Россия

148

0

Таджикистан

149

+1

Беларусь

153

+4

Казахстан

157

+3

Азербайджан

162

+1

Узбекистан

169

-3

Туркменистан

178

0

 

Изменить сложившуюся ситуацию поможет дальнейшее расширение масштабов распространения аудио-, видео- и печатных материалов; реализация совместных медиа-проектов; создание системы оперативной подготовки кратких информационных материалов на иностранных языках. Отмечена также потребность в установлении сотрудничества с зарубежными социологическими центрами, внедрение новых программ обучения журналистике.

 

б) Индекс демократии стран мира (The Democracy Index)Это глобальное исследование политических процессов, которое проводится регулярно с  2006 года. По итогам формируется рейтинг, автором методики которого является британский исследовательский центр The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение английского журнала Economist).

 

Рейтинг частично основан на экспертных оценках и результатах опросов общественного мнения жителей соответствующих стран. Формируется из 60-ти ключевых показателей, сгруппированных в категории: избирательный процесс и плюрализм, деятельность правительства, политическое участие, политическая культура, гражданские свободы.

 

Текущие показатели стран СНГ (Democracy Index 2017. Free speech under attack):

 

Государство

Позиция в рейтинге

Среднее значение

Молдавия

78

5,74

Украина

83

5,69

Кыргызстан

95

5,11

Армения

111

4,11

Россия

135

3,17

Беларусь

138

3,13

Казахстан

141

3,06

Азербайджан

148

2,65

Узбекистан

158

1,95

Таджикистан

159

1,93

Туркменистан

162

1,72

 

Настораживает, что в разрезе стран СНГ высокий индекс демократии у стран, в недавнем прошлом переживших так называемые «цветные революции». Очевидно, если между этим фактом и местом страны в рейтинге имеется прямая корреляция, то исследование изрядно политизировано и не отражает объективного положения дел.

 

Тем не менее, для повышения индекса демократии Узбекистана в проект «дорожной карты» включены мероприятия по всем пяти категориям рейтинга. Среди них, например, внесение поправок в избирательное законодательство, доведение сути и значения отдельных документов до мировой общественности и т.д.  

 

в) Индекс человеческого развития Программы развития ООН. Определяется с 1990 года (до 2013 года – Индекс развития человеческого потенциала). В его рамках оцениваются показатели по трем ключевым социальным факторам: ожидаемая продолжительность жизни, образование и валовый национальный доход.

 

По последним опубликованным исследованиям (United Nations Development Programme: Human Development Index 2016) странам СНГ присвоены следующие показатели:

 

Государство

Позиция в рейтинге

ИЧР

Беларусь

50

0.798

Россия

50

0.798

Казахстан

56

0.788

Азербайджан

78

0.751

Украина

81

0.747

Армения

85

0.733

Молдавия

107

0.693

Туркменистан

109

0.688

Узбекистан

114

0.675

Кыргызстан

120

0.655

Таджикистан

129

0.624

 

В рабочем плане по повышению ИЧР – подготовка к переписи населения (предыдущая была в 1989 году) и проведение мульти-индикаторного кластерного исследования.   

 

Подведем итоги

 

Позитивные тенденции налицо. Чиновники не только готовы подкреплять свои заявления реальными действиями, но и значительно расширяют фронт работ. К примеру, в одном из  предыдущих проектов тоже ставились довольно амбициозные задачи, но только в рамках одного международного рейтинга. Сейчас их уже девять!

 

Однако представленный проект «дорожной карты» можно немного доработать. По мнению автора, целесообразно формулировать цели, к которым стремится наша страна в разрезе каждого международного рейтинга/индекса, в виде конкретных цифровых показателей. Тогда и сроки можно указывать во взаимосвязи именно с прогнозными параметрами, а не фактическим исполнением отдельных действий. Пример: «увеличить на первоначальном этапе Индекс экономической свободы Узбекистана на 8,5 пунктов и войти в группу стран с умеренно свободной экономикой в течение 2018–2019 гг.» и т.д.

 

Это позволило бы, во-первых, иметь абсолютно конкретное понимание задачи и сроков ее исполнения и, во-вторых, значительно повысить эффективность мониторинга за осуществляемой работой в данном направлении.

 

Олег Заманов.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_