Подписан указ Президента от 8.08.2018 г. «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности». Текст акта без приложений размещен на УзА.
Новые принципы правового регулирования
Документ вводит новые требования к механизмам правового регулирования общественных отношений.
Во-первых, госорганы вправе инициировать разработку и принятие законов, решений Президента и Кабинета Министров только, когда они сами лишены полномочий решать поднимаемые вопросы или проблемы через предусмотренные законодательством действующие нормы и административные процедуры.
Напомним, законопроекты, инициированные и предложенные органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, включаются в программы законопроектных работ, если они необходимы для осуществления демократических преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах, с учетом комплексности и взаимодополняемости нормативно-правовых актов.
Исключительно Президентом страны принимаются решения по важнейшим направлениям и вопросам, отдельные решения Правительства должны с ним согласовываться (см. перечень).
Постановления и распоряжения Кабинета Министров принимаются по вопросам, которые отнесены к его компетенции Законом «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».
Во-вторых, законы, решения Президента и Правительства применяются с момента их вступления в силу (со дня официального опубликования, если в них самих не указан более поздний срок – ред.). Обязательства по принятию дополнительных внутриведомственных актов по организации их исполнения не возлагаются.
В-третьих, субъекты права законодательной инициативы (см. ст. 83 Конституции) при внесении законопроекта в Законодательную палату прилагают к нему план мероприятий по его реализации. Там, как правило, отражаются вопросы по совершенствованию законодательных и подзаконных актов, осуществлению организационно-технических мер, широкому распространению законопроекта и пропаганды его сути и значения. План мероприятий утверждается одновременно с одобрением закона Сенатом при обеспечении действенного контроля за его исполнением палатами Олий Мажлиса.
Отдельные планы мероприятий и контроля, а также «дорожные карты» по решениям Президента и Кабинета Министров, наоборот, дополнительно не утверждаются. Вместо этого в самих актах обязательно предусматриваются нормы, определяющие конкретные поручения и механизмы их реализации, сроки и ответственные исполнители.
В-четвертых, принятие нового ведомственного нормативно-правового акта (приказы или постановления министерств, государственных комитетов и ведомств – ред.) должно сопровождаться отменой акта аналогичной юридической силы, регулирующего схожие отношения либо внесением в него предлагаемых изменений (включая изложение в новой редакции).
Предстоит сплошная инвентаризация законодательства
Образованной указом специальной комиссии поручили внести предложения по организации сплошной инвентаризации законодательной базы и пересмотра нормативно-правовых актов на предмет:
- систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в конкретных сферах: избирательная система, архитектура и строительство, образование, инвестиции, предпринимательская деятельность и др.;
- реального и эффективного регулирования нормативно-правовыми актами общественных отношений в соответствии с целями и задачами проводимых реформ;
- определения норм, требующих закрепления на уровне нормативно-правовых актов более высокой юридической силы;
- максимального сокращения ведомственных нормативно-правовых актов;
- необходимости пересмотра рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение нормативно-правовых актов;
- наличия необоснованных ограничений, излишних административных процедур и устаревших механизмов регулирования.
В течение 2-х месяцев необходимо определить конкретный перечень ведомственных актов, принимаемых каждым ведомством. Требуется поэтапное сужение и исключение полномочий с переводом содержащихся в них норм в акты законодательства более высокой юридической силы и применение метода «регуляторной гильотины» (отмена нижестоящих актов, противоречащих вышестоящим, – ред.) в отношении остальных актов.
Действующие правовые инфосистемы модернизируют, разработают новые
К началу будущего года должны разработать и запустить в пилотном режиме Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, которая бы позволила:
- управлять и контролировать процесс разработки и согласования проектов НПА, в т.ч. осуществлять в электронном виде визирование проектов уполномоченными ведомствами, иными органами и организациями;
- обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие при рассмотрении и согласовании проектов нормативно-правовых актов, а также мониторинг за ходом их разработки;
- проводить общественное и профессиональное обсуждение проектов, включая анализ выгод, издержек и ожидаемых результатов, а также оценку их воздействия на права и интересы физических и юридических лиц, социальную сферу, предпринимательскую деятельность, состояние окружающей среды, а также возможных последствий.
В Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов в качестве составной части интегрируют портал СОВАЗ (общественное обсуждение проектов НПА – ред.).
А к 1 февраля 2019 года поручено создать общедоступную постоянно обновляемую онлайн информационную систему, содержащую предложения по совершенствованию законодательства, выработанные по итогам научно-аналитической деятельности представителей научных и экспертных кругов, студентов вузов и соискателей ученых степеней.
Параллельно модернизируют систему Национальной базы данных законодательства за счет:
- совершенствования тематического справочника национального законодательства;
- указания в виде дополнительной информации сведений о нормативно-правовых актах, на которые даются ссылки, либо конкретного указания о наличии пробела в регулировании отсылочной нормы;
- обеспечения официального перевода нормативно-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства, а также имеющих значительный интерес для инвесторов, на иностранные языки.
Печатные издания уходят в прошлое
С 1.01.2019 г. подписка госорганов и организаций на «Собрание законодательства Республики Узбекистан», «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан» и «Собрание международных договоров Республики Узбекистан» прекращается.
Их перестанут публиковать и переведут в Национальную базу данных законодательства. Отдельные экземпляры продолжат печатать только для хранения в архивах, информационно-ресурсных центрах, а также по запросу физических и юридических лиц.
Олег Заманов.