Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzМожет ли иностранное юрлицо торговать на местных маркетплейсах без регистрации в Узбекистане Что делать, если при выставлении ЭСФ возникает ошибка «Покупатель не является вашим клиентом» Как учесть передачу материалов по договору займа Как предприятиям оптовой и розничной торговли работать с маркированными прохладительными напитками

Законодательство: проведут сплошную инвентаризацию, нормативные акты принимаются по новым принципам

09.08.2018

Читать на русском языке

 

Подписан указ Президента от 8.08.2018 г. «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности». Текст акта без приложений размещен на УзА.    

 

Новые принципы правового регулирования

 

Документ вводит новые требования к механизмам правового регулирования общественных отношений.

 

Во-первых, госорганы вправе инициировать разработку и принятие законов, решений Президента и Кабинета Министров только, когда они сами лишены полномочий решать поднимаемые вопросы или проблемы через предусмотренные законодательством действующие нормы и административные процедуры.

 

Напомним, законопроекты, инициированные и предложенные органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, включаются в программы законопроектных работ, если они необходимы для осуществления демократических преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах, с учетом комплексности и взаимодополняемости нормативно-правовых актов.

 

Исключительно Президентом страны принимаются решения по важнейшим направлениям и вопросам, отдельные решения Правительства должны с ним согласовываться  (см. перечень).

 

Постановления и распоряжения Кабинета Министров принимаются по вопросам, которые отнесены к его компетенции Законом «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».

 

Во-вторых, законы, решения Президента и Правительства применяются с момента их вступления в силу (со дня официального опубликования, если в них самих не указан более поздний срок – ред.). Обязательства по принятию дополнительных внутриведомственных актов по организации их исполнения не возлагаются.

 

В-третьих, субъекты права законодательной инициативы (см. ст. 83 Конституции) при внесении законопроекта в Законодательную палату прилагают к нему план мероприятий по его реализации. Там, как правило, отражаются вопросы по совершенствованию законодательных и подзаконных актов, осуществлению организационно-технических мер, широкому распространению законопроекта и пропаганды его сути и значения. План мероприятий утверждается одновременно с одобрением закона Сенатом при обеспечении действенного контроля за его исполнением палатами Олий Мажлиса.

 

Отдельные планы мероприятий и контроля, а также «дорожные карты» по решениям Президента и Кабинета Министров, наоборот, дополнительно не утверждаются. Вместо этого в самих актах обязательно предусматриваются нормы, определяющие конкретные поручения и механизмы их реализации, сроки и ответственные исполнители.

 

В-четвертых, принятие нового ведомственного нормативно-правового акта (приказы или постановления министерств, государственных комитетов и ведомств – ред.) должно сопровождаться отменой акта аналогичной юридической силы, регулирующего схожие отношения либо внесением в него предлагаемых изменений (включая изложение в новой редакции).

 

Предстоит сплошная инвентаризация законодательства

 

Образованной указом специальной комиссии поручили внести предложения по организации сплошной инвентаризации законодательной базы и пересмотра нормативно-правовых актов на предмет:

  • систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в конкретных сферах: избирательная система, архитектура и строительство, образование, инвестиции, предпринимательская деятельность и др.;
  • реального и эффективного регулирования нормативно-правовыми актами общественных отношений в соответствии с целями и задачами проводимых реформ;
  • определения норм, требующих закрепления на уровне нормативно-правовых актов более высокой юридической силы;
  • максимального сокращения ведомственных нормативно-правовых актов;
  • необходимости пересмотра рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение нормативно-правовых актов;
  • наличия необоснованных ограничений, излишних административных процедур и устаревших механизмов регулирования.

 

В течение 2-х месяцев необходимо определить конкретный перечень ведомственных актов, принимаемых каждым ведомством. Требуется поэтапное сужение и исключение полномочий с переводом содержащихся в них норм в акты законодательства более высокой юридической силы и применение метода «регуляторной гильотины» (отмена нижестоящих актов, противоречащих вышестоящим, – ред.) в отношении остальных актов.

 

Действующие правовые инфосистемы модернизируют, разработают новые

 

К началу будущего года должны разработать и запустить в пилотном режиме Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, которая бы позволила:

  • управлять и контролировать процесс разработки и согласования проектов НПА, в т.ч. осуществлять в электронном виде визирование проектов уполномоченными ведомствами, иными органами и организациями;
  • обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие при рассмотрении и согласовании проектов нормативно-правовых актов, а также мониторинг за ходом их разработки;
  • проводить общественное и профессиональное обсуждение проектов, включая анализ выгод, издержек и ожидаемых результатов, а также оценку их воздействия на права и интересы физических и юридических лиц, социальную сферу, предпринимательскую деятельность, состояние окружающей среды, а также возможных последствий.

 

В Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов в качестве составной части интегрируют портал СОВАЗ (общественное обсуждение проектов НПАред.).

 

А к 1 февраля 2019 года поручено создать общедоступную постоянно обновляемую онлайн информационную систему, содержащую предложения по совершенствованию законодательства, выработанные по итогам научно-аналитической деятельности представителей научных и экспертных кругов, студентов вузов и соискателей ученых степеней.

 

Параллельно модернизируют систему Национальной базы данных законодательства за счет:

  • совершенствования тематического справочника национального законодательства;
  • указания в виде дополнительной информации сведений о нормативно-правовых актах, на которые даются ссылки, либо конкретного указания о наличии пробела в регулировании отсылочной нормы;
  • обеспечения официального перевода нормативно-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства, а также имеющих значительный интерес для инвесторов, на иностранные языки.

 

Печатные издания уходят в прошлое

 

С 1.01.2019 г. подписка госорганов и организаций на «Собрание законодательства Республики Узбекистан», «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан» и «Собрание международных договоров Республики Узбекистан» прекращается.

 

Их перестанут публиковать и переведут в Национальную базу данных законодательства. Отдельные экземпляры продолжат печатать только для хранения в архивах, информационно-ресурсных центрах, а также по запросу физических и юридических лиц.

 

Олег Заманов.

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-24
  • USD:12705.00 (+0.00) сум
  • EUR:13543.53 (+0.00) сум
  • RUB:136.11 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах