Приказом Генерального прокурора (рег. № 3067 от 7.09.2018 г.) утверждено Положение о временном порядке согласования и проведения контролирующими органами проверок в деятельности субъектов предпринимательства.
Напомним, указом Президента от 27.07.2018 г. № УП–5490 проверки разделены на 2 группы:
1) проводимые по согласованию с прокуратурой – 2 вида проверок;
2) проводимые с уведомлением прокуратуры – 25 видов проверок (см. обзор).
Они будут контролироваться при помощи Единой системы электронной регистрации проверок. Однако до ее полного ввода в строй допускается и бумажный документооборот.
От редакции: Подготовиться к проверкам и не бояться визита контролирующих органов помогут экспертные системы: «Проверки от А до Я», «Практическое налогообложение», «Налоги: вопросы и ответы» и «Практическая бухгалтерия». Ознакомиться с ними можно, пройдя по ссылкам.
Итак, принятый документ урегулировал порядок проведения проверок, который будет действовать до вступления в силу закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства» (придет на смену закону «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов»).
Временный порядок не распространяется на проверки:
- в рамках закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» – проверки исполнения судебных актов и актов иных органов в отношении работающих должников и ведения финансовой документации в соответствии с исполнительным производством (см. статьи 64 и 84 Закона);
- в рамках возбужденных уголовных дел – например, ревизии (см. главу 22-1 УПК);
- деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов в Узбекистане;
- деятельности негосударственных некоммерческих организаций – изучения их деятельности со стороны органов юстиции (см. Положение о порядке мониторинга и изучения органами юстиции деятельности негосударственных некоммерческих организаций);
- проводимые по собственной инициативе субъектов предпринимательства.
Проверки по согласованию с прокуратурой
Напомним, к таковым относятся:
№ |
Виды проверок |
Сроки проведения проверок |
1 |
Проверки:
|
от 1 до 10 дней |
2 |
Проверки финансово-хозяйственной деятельности, проводимые в случаях:
|
не более 30 дней |
Однако проверки, предусмотренные пунктом 2, не проводятся в период объявленного на 2 года моратория (см. указ Президента от 22.01.2018 г. № УП–5308, а также обзор). По временному порядку согласуются проверки, указанные в пункте 1. К ним относятся те, что не вошли в список 25 видов проверок «по уведомлению» (см. ниже).
При получении обращения о нарушении законодательства контролирующий орган предварительно изучает его, чтобы не допустить анонимных сообщений. Также проверяется факт осуществления субъектом предпринимательства своей деятельности, чтобы не назначались проверки бездействующих предприятий.
А данные риск-анализа будут собираться контролирующими органами в соответствии с положениями, утвержденными ими по согласованию с Генеральной прокуратурой и ТПП. При этом будут использоваться, в т.ч., данные из СМИ и других внешних источников (социальные сети и веб-сайты).
Если фактические основания для проверки собраны, контролирующий орган обращается с запросом на проверку:
- в прокуратуру Республики Каракалпакстан, области или г. Ташкента – через подразделение контролирующего органа областного уровня, если срок проверки не превышает 1 дня;
- в Генеральную прокуратуру – через центральный аппарат контролирующего органа, если срок проверки превышает 1 день.
Запрос должен содержать: наименование проводящего проверку органа; наименование, ИНН и адрес проверяемого субъекта предпринимательства; сведения об НПА, который возможно нарушается; срок и предмет проверки, а также изучаемый период. К запросу прилагается обращение о нарушении законодательства либо подробные данные риск-анализа, а также программа проверки.
Запрос рассматривается в течение 3-х рабочих дней (в чрезвычайных случаях, когда имеется угроза жизни, здоровью, окружающей среде, условиям жизнеобеспечения – за 1 рабочий день). В Генеральной прокуратуре решение о согласовании / отказе в согласовании принимает заместитель Генерального прокурора по надзору за исполнением законов в налоговой и таможенной сферах (в период его отсутствия – другой заместитель Генерального прокурора). А в прокуратурах Каракалпакстана, областей и г. Ташкента - их первые руководители (в период их отсутствия – ответственные заместители).
В течение 1-го рабочего дня решение направляется в контролирующий орган, который в течение 3-х рабочих дней должен издать приказ о проверке. Приказ включает в себя: наименование, номер и дату документа – основания для проверки; состав участвующих в проверке ответственных сотрудников контролирующего органа; наименование, ИНН и адрес проверяемого субъекта предпринимательства (филиала, пункта); цель и срок проверки, проверяемый период. К нему также прилагается программа проверки.
Проверки с уведомлением прокуратуры
Для 25 видов проверок в уведомительном порядке документом предусмотрены конкретные основания на проведение.
№ |
Проверки (контрольные функции) |
Контролирующий орган |
Срок проверки |
Основания для проведения |
1 |
Осуществление при наличии достоверных сведений изъятия в установленном законодательством порядке:
Проведение оперативных мероприятий по пресечению фактов производства и реализации запрещенных товаров (услуг) |
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан
Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан |
1 день |
Наличие достоверных сведений |
2 |
Надзор за производимой и реализуемой лекарственной продукцией, с целью недопущения реализации некачественной и/или контрафактной продукции только при наличии достоверных сведений о производстве и реализации такой продукции |
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан |
1 день |
Наличие достоверных сведений |
3 |
Мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха, почв, сточных и поверхностных вод, а также незаконных источников выбросов и отходов на объектах, согласованных с уполномоченным органом |
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды
Республиканский центр санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан |
1 день |
Утвержденный контролирующим органом график |
4 |
Краткосрочные инспекторские проверки на всех объектах строительства, независимо от источников финансирования, в том числе объектах индивидуального жилищного строительства на предмет наличия разрешительной документации и соблюдения требований градостроительных норм и правил |
Инспекция по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан, главные архитекторы районов (городов) |
1 день |
По необходимости |
5 |
Анализ влажности, засоренности, показателей зерновых смесей и зараженности хлебными вредителями путем отбора проб зерна и пшеничной муки, имеющихся на предприятиях АК «Уздонмахсулот» |
Государственная хлебная инспекция при Кабинете Министров Республики Узбекистан |
1 день |
По необходимости |
6 |
Контроль за состоянием соблюдения требований промышленной, радиационной и ядерной безопасности, а также использования и охраны недр углеводородного сырья, на объектах, согласованных с уполномоченным органом |
ГИ «Саноатгеоконтехназорат» |
не более 10 дней |
Утвержденный контролирующим органом график |
7 |
Инспектирование безопасности ведения работ на объектах АО «Узбекэнерго», предприятиях, имеющих электрические сети напряжением 35 кВ и выше |
Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору в электроэнергетике |
не более 5 дней |
По необходимости |
8 |
Контроль по вопросам предотвращения возникновения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, террористическо-диверсионного характера, а также соблюдения требований гражданской защиты на объектах, перечень которых определен нормативно-правовыми актами |
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан |
не более 10 дней |
По необходимости |
9 |
Проверки целевого использования средств внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов во всех организациях. При этом указанные проверки осуществляются в соответствии с приказами министра финансов Республики Узбекистан |
Главное управление государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан |
не более 10 дней |
По необходимости |
10 |
Проведение:
|
Республиканский центр санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан |
1 день |
Утвержденный контролирующим органом график |
11 |
Контрольные функции, осуществляемые в субъектах предпринимательства, в которых размещены государственные резервы |
Комитет по управлению государственными резервами при Кабинете Министров Республики Узбекистан |
не более 10 дней |
По необходимости |
12 |
Контрольные функции по охране территории республики от проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков, своевременному выявлению, организации локализации и ликвидации карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков, а также предупреждению их проникновения, контролю за соблюдением установленных правил и осуществлением мероприятий по карантину растений при производстве, заготовке, транспортировке, хранении, переработке, реализации и использовании сельскохозяйственной и другой продукции растительного происхождения |
Государственная инспекция по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан |
1 день |
По необходимости |
13 |
Осуществление контроля за целевым использованием субъектами предпринимательства - юридическими лицами земель, соблюдением ими в соответствии с обязательствами по договорам аренды установленных требований по посеву сельскохозяйственных культур (хлопчатника, зерновых и других) |
Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру |
не более 5 дней |
По необходимости |
14 |
Осуществление контроля за реализацией субъектами предпринимательства мясных и молочных продуктов вне установленных мест, а также без соответствующих документов, подтверждающих их происхождение и качество |
Государственный комитет ветеринарии Республики Узбекистан |
1 день |
По необходимости |
15 |
Контрольные мероприятия за соблюдением требований технологического процесса, правил промышленной и противопожарной безопасности субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность, связанную с заправкой автомобилей сжатым и сжиженным газом, не чаще одного раза в год в соответствии со списком, согласованным органами прокуратуры |
ГИ «Саноатгеоконтехназорат» совместно с Узбекской государственной инспекцией по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерством внутренних дел Республики Узбекистан |
1 день |
Утвержденный контролирующим органом график |
16 |
Системные проверки в ходе контроля за проведением работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов |
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов |
не более 5 дней |
По необходимости |
17 |
Проверки полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения |
Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан |
1 день |
По необходимости |
18 |
Проверки по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты Республики Узбекистан |
Счетная палата Республики Узбекистан |
не более 30 дней |
По необходимости |
19 |
Проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фактов необоснованного и искусственного завышения цен на социально-значимые продовольственные товары, хлопковый шрот и шелуху, злоупотреблений и коррупции при их закупках, поставках и реализации |
Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан |
1 день |
По необходимости |
20 |
Надзор за деятельностью кредитных организаций в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» |
Центральный банк Республики Узбекистан |
не более 30 дней |
По необходимости |
21 |
Проведение оперативных контрольных мероприятий по пресечению сжигания опавших листьев и других отходов, соломы на полях после сбора зерновых культур, незаконного спиливания деревьев и кустарников, растапливания битума с применением открытого огня и незаконной охоты на животных |
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды |
1 день |
По необходимости |
22 |
Проверка деятельности физических лиц, продолжающих осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение периода, в котором они официально приостановили свою деятельность в установленном порядке |
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан |
1 день |
По необходимости |
23 |
Контроль:
|
Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок |
не более 10 дней |
По необходимости |
24 |
Проверки, проводимые по вопросам безопасности полетов |
Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов |
1 день |
По необходимости |
25 |
Проверки, проводимые в связи с ликвидацией юридического лица |
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан |
не более 30 дней |
По необходимости |
Процедура проверки
Сама процедура проверки кардинально не поменялась. Но безусловное удобство для предпринимателей – возможность получать информацию о проводимой проверке через Единую систему электронной регистрации проверок и посредством SMS.
Проверка может охватить 3 календарных года предшествующие году проверки. При этом допускается изучение прошедшей части календарного года, в котором проводится проверка. Ранее проверенные контролирующими органами периоды заново не проверяются.
Срок проверки может быть продлен только один раз с разрешения Генерального прокурора на тот же срок (например, срок проверки – 6 дней, продление допускается также максимум на 6 дней).
Результаты проверки оформляются актом. Данные о включенных в акт фактах нарушения законодательства, а также принятых по ним мерах (письменное указание, протокол об административном правонарушении, постановление о применении финансовых и экономических штрафов, судебные решения) вносятся в Единую систему в течение 3-х рабочих дней.
Документ содержит также другие процедурные положения.
Акт принят на государственном языке, опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 8.09.2018 г.
Самир Латыпов.