Новый законопроект предлагает конкретизировать понятие транспортной доступности предложения о работе для лиц, потерявших работу и заработок. Принять участие в его обсуждении, оставить свои комментарии или предложения можно на портале СОВАЗ.
Государство помогает гражданам, оставшимся без работы и стремящимся к возобновлению трудовой деятельности. В частности, зарегистрированным в местных органах по труду («биржа труда») подыскивают и предлагают варианты трудоустройства.
Однако по закону предлагать в таких случаях можно только подходящую работу. Т.е. предложение должно соответствовать профессиональной подготовке, возрасту, состоянию здоровья, трудовому стажу и опыту, а новое рабочее место – находиться в пределах транспортной доступности. По последнему критерию (транспортная доступность) на практике часто возникают вопросы.
Согласно действующей редакции ст. 63 ТК и ст. 4 З-на «О занятости населения» транспортная доступность (допустимая удаленность) места работы определяется органом государственной власти на местах с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Такая формулировка означает, что хокимияты либо должны в отдельности оценивать каждое предложение работы на предмет соответствия критерию транспортной доступности, что практически неисполнимо, либо обязаны конкретизировать этот критерий в соответствующей местности отдельным решением. Например, некоторое время назад работа в Ташкенте считалась приемлемой (в контексте транспортной доступности) для лиц, проживающих в радиусе 20 км. от границы города и имеющих возможность ежедневно приезжать на работу вовремя и уезжать после работы домой.
Особую остроту и актуальность вопросу придает его взаимосвязь с пропиской и регистрацией трудоустраиваемого лица по месту пребывания. Работодатели оказывались в тупике: с одной стороны – запрет по приему на работу лиц без временной или постоянной прописки либо регистрации и штраф за его нарушение, а с другой стороны таким лицам органы по труду иногда выдавали направления на работу в Ташкенте. Более подробно этот нюанс разбирался нами ранее.
На данный момент запрет отменен указом Президента от 22.01.2018 г. № УП–5308 (хотя по-прежнему присутствует в ТК и КоАО, ред.), но что собой представляет транспортная доступность подходящей работы все равно непонятно.
Разработчик законопроекта (Минюст) предлагает закрепить в законодательстве два признака транспортной доступности места работы:
а) расположение в пределах черты населенного пункта (при этом не указано, что это должен быть именно населенный пункт временного или постоянного проживания безработного, ред.);
б) наличие маршрута общественного транспорта, позволяющего без пересадок доставить человека от постоянного места жительства до места работы.
Проект содержит некоторые другие изменения и может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег Заманов.