Вновь принятый Закон от 6.12.2019 г. № ЗРУ-588 «О профессиональных союзах» вступит в силу 8 марта 2020 года, сменив действующий Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» 1992 года.
Если в действующей редакции 22 статьи, то в новой их уже 56. Отметим основные положения вновь принятого закона, а также новшества, которые ожидают профсоюзы через три месяца.
Организационные и экономические основы деятельности профсоюзов
В составе профсоюзов образуются: первичные профсоюзные организации, объединения и подразделения профсоюзов. Каждому из этих формирований даны четкие определения. При этом уточнили, что подразделения профсоюзов и «первички» могут создаваться как со статусом юридического лица (с обязательной госрегистрацией), так и без. В последнем случае можно открывать специальный банковский счет и свободно распоряжаться находящимися на нем деньгами. Уставы профсоюзов регистрируются в органах юстиции.
Профсоюзы и их формирования – юрлица могут заниматься предпринимательством в пределах их целей и задач согласно учредительным документам. Поступления от предпринимательской деятельности являются одним из источников формирования имущества профсоюзов, наряду с членскими, а также добровольными имущественными взносами и пожертвованиями.
Общественный контроль как инструмент защиты прав и интересов работников
В новой редакции закона детально регламентировали эту функцию профсоюзов. В ее рамках изучается деятельность госорганов и работодателей по обеспечению социально-экономических прав и интересов работников, а также выполнению коллективных договоров и соглашений, реализации проектов и программ в области соцпартнерства. Профсоюзам в этом направлении дали достаточно широкие полномочия. Они вправе:
- подавать госорганам, работодателям, их объединениям (союзам, ассоциациям) заявления, жалобы, предложения, запросы;
- запрашивать и получать справки, необходимые для защиты интересов работников, из госорганов, а также организаций, которые обязаны выдавать запрошенные документы или их заверенные копии;
- участвовать на открытых коллегиальных заседаниях работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций) и госорганов, в т.ч. правительства. В Кабинет Министров на заседания, посвященные вопросам социально-экономических прав и интересов работников, приглашается представитель наиболее массового объединения профсоюзов и пр.
Для осуществления общественного контроля в структуре профсоюзов, их объединений и подразделений могут создаваться инспекции. Инспекторы профсоюзов имеют право:
- запрашивать и получать от госорганов, работодателей справки, статистические данные и иную информацию для выполнения своих функций;
- выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе работников в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, в защиту работников;
- посещать организации, рабочие места;
- участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и профессиональных заболеваний.
По результатам общественного контроля подготавливается итоговый документ в форме протокола, заключения, справки, предписания, представления. Госорганы и работодатели обязаны их рассмотреть и принять по ним решение, с информированием соответствующего профсоюза.
Профсоюзы и их объединения могут проводить общественную экспертизу проектов НПА, коллективных договоров и соглашений, а также решений госорганов и работодателей, касающихся социально-экономических прав работников. Разработанные по итогам экспертизы рекомендации и запросы профсоюза подлежат обязательному рассмотрению с последующим направлением обоснованных заключений.
Если работодатели нарушают условия коллективных договоров и соглашений, профсоюзы вправе направить им представление, которое рассматривается в недельный срок. Если работодатель отказывается устранить выявленные нарушения – разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством.
При выявлении фактов нарушения работодателем требований НПА и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся прав работников, профсоюзы могут направить материалы в Государственную трудовую инспекцию или правоохранительные органы.
Больше прав для профсоюзов
По сравнению с действующей редакцией, права профсоюзов значительно расширили. В частности, профсоюзы смогут вносить на рассмотрение хокимиятам предложения о приостановлении на срок до 6-ти месяцев решения работодателя о массовом высвобождении работников.
Закрепили права профсоюзов в области социальной защиты, получения информации, охраны труда, защиты интересов работников при рассмотрении трудовых споров. Действующие в настоящее время гарантии для членов выборных органов профсоюзов сохранены.
Кроме того, регламентировали основы социального партнерства в сфере труда с образованием трехсторонних комиссий по социально-трудовым вопросам.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 8.03.2020 г.
Ленара Хикматова.