Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак скорректировать зачет НДС на основании статьи 270 Налогового кодекса Как сформировать прочие затраты производственного характера Как разработать график документооборота по экспортной сделке

Налоговый кредит и субсидии – новые инструменты поддержки инвесторов

26.12.2019

Читать на русском языке

 

Через месяц начнет действовать Закон от 25.12.2019 г. № ЗРУ–598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».

 

Это единый консолидированный акт, объединяющий в себе основные положения законов «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности» и «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» (утрачивают силу с введением в действие нового закона, ред.). Напомним, работа над документом велась с 2017 года: изначально планировали принять Инвестиционный кодекс и даже разработали проект, но затем пересмотрели концепцию.

 

Принятый закон содержит довольно обширный понятийный аппарат. В нем прописаны основные принципы, применяемые на всех этапах процесса инвестирования и инвестиционной деятельности. Немного скорректировали классификацию инвестиций по объектам назначения, вместо инновационных появились финансовые (инвестирование в ценные бумаги).  

 

Закон сохранил в силе обеспечиваемые государством гарантии прав иностранных инвесторов, включая свободное использование и перевод средств, их возврат в связи с прекращением инвестиционной деятельности, защиту от национализации или реквизиции (экспроприации) и неблагоприятного изменения законодательства, гарантии гласности и открытости. В целом неизменным остается и правовой режим иностранных инвестиций, под которым подразумеваются особые права инвесторов (например, отдельный тип виз, условия получения вида на жительство и т.д.), порядок привлечения иностранных работников и страхование инвестиций.

 

Государство также поддерживает инвесторов путем применения льгот и преференций, выделения централизованных инвестиций для совместного финансирования проекта, оказания финансовой, консультативной и информационной поддержки. Льготы и преференции могут включать:

  • передачу инвестору объектов госсобственности или имущественных прав на них на льготной или по нулевой выкупной стоимости;
  • предоставление льгот по налогам и платежам;
  • субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.

 

При этом играют роль объемы инвестиций, условия местности, где реализуется инвестпроект, сфера и отрасль его реализации, ожидаемый социально-экономический эффект и создание новых рабочих мест. Перечисленные преференции могут предоставлять Совет Министров Каракалпакстана, хокимы областей и столицы. Порядок предоставления льгот по налогам и платежам, а также особенности их применения предприятиями с иностранными инвестициями прописаны в Налоговом кодексе.

 

Кроме того, появились дополнительные инструменты поддержки инвесторов:

во-первых, инвестиционный налоговый кредит – это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, когда налогоплательщик – инвестор в течение определенного срока уменьшает причитающиеся с него налоговые платежи, а затем поэтапно уплачивает сумму кредита и начисленные проценты (порядок регламентируется Налоговым кодексом);

во-вторых, инвестиционная субсидия –  финансовое содействие, предоставляется Правительством в форме строительства внешних инженерно-коммуникационных сетей, подводящихся к объекту инвестиционной деятельности, либо налоговых и таможенных льгот. Соответствующие предложения в Правительство вносит Министерство инвестиций и внешней торговли по итогам совместного с Минфином рассмотрения заявлений инвестора.

 

Министерство инвестиций и внешней торговли и его территориальные подразделения взаимодействуют с инвесторами по принципу «одно окно». Это распространяется на:

  • оказание государственных услуг, в том числе через Центры госуслуг;
  • прием и консультирование по вопросам существующих госуслуг;
  • помощь в подготовке и оформлении документов, необходимых для получения госуслуг;
  • помощь в оформлении ЭЦП, электронных заявлений и других документов;
  • сопровождение инвестора в органах госуправления и государственной власти на местах при получении госуслуг.

 

В документе более подробно представлены механизмы госрегулирования инвестиционной деятельности, полномочия Министерства инвестиций и внешней торговли (уполномоченный орган), бизнес-омбудсмана, органов государственной власти на местах и функции госорганов, занимающихся привлечением инвестиций.  Отдельные главы посвящены порядку заключения инвестиционного договора с Правительством Узбекистана и вопросам функционирования предприятий с иностранными инвестициями.    

 

Закон опубликован в газете «Народное слово» и вступит в силу 27.01.2020 г.

 

Олег Заманов.