Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Налоговая нагрузка на экономику в 2019 году снизилась

07.01.2020

Читать на узбекском языке

Департамент налогово-таможенной политики и прогнозирования доходов Минфина и Институт бюджетно-налоговых исследований подвели предварительные итоги исполнения Госбюджета в 2019 году по отдельным группам налогов.

 

Министерство финансов впервые представило такой отчет для широкой общественности. Предназначенный и для специалистов, и для обычных граждан, он позволяет увидеть, откуда поступают деньги в бюджет.

 

По оперативным данным, доходы Госбюджета и целевых госфондов в 2019 году составили 137 трлн сумов (26,1% к ВВП), что на 27% больше чем в 2018 году. В 2018 году доходы составили 108 трлн сумов, или 26,5% к ВВП. Таким образом, налоговая нагрузка на экономику снизилась на 0,4%.

 

Данные, представленные Минфином, позволяют выделить следующие тенденции в формировании доходов:

 

I. Косвенные налоги

 

Наибольшую роль в формировании  доходов бюджета сыграли поступления косвенных налогов – НДС, акцизного налога и таможенной пошлины. Всего их собрано 46,5 трлн, что больше прошлогоднего уровня на  13%.

 

При этом доля косвенных налогов в доходной части бюджета упала с 52% в 2018 году до 44% в 2019 году. Главная причина – более чем в 2 раза увеличились суммы возмещения НДС, которые составили 3,2 трлн сумов. Это означает, что государство сделало важные шаги в сторону бизнеса, обеспечивая большую «нейтральность» налога.

 

Выделим основную информацию по НДС, озвученную Минфином:

 

1. Всего поступления по НДС составили 37,1 трлн сумов, из них 23,7 трлн сумов собраны налоговыми органами от внутренних хозяйственных операций, а 13,4 трлн сумов – таможенными органами от импорта.

 

2. Количество плательщиков налога на добавленную стоимость увеличилось с 6,7 до 82 тыс. (по состоянию на 1 декабря). При этом на долю новых плательщиков НДС приходится 6,7 трлн сумов или 29% поступлений по данному налогу в части собираемых налоговыми органами. Это значит, что 71% поступлений по НДС дают крупные предприятия.

 

3. В 2020 году поступления по НДС прогнозируются на уровне 44,2 трлн сумов (с учетом возмещения данного налога в размере 3,4 трлн), или с ростом на 30%. Основными факторами увеличения поступлений являются ожидаемый рост объемов реализации товаров (услуг), отмена льгот, а также внедрение новых форм и методов налогового администрирования в виде электронных счетов-фактур и анализа сумм, принимаемых к зачету плательщиками.

 

Наряду с этим прекращается действие налоговых и таможенных льгот, предоставленных до 1 января 2020 года. Оптимизация предоставленных льгот планируется и дальше: льготы по налогу на добавленную стоимость будут предоставляться исключительно Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

 

Важно! Согласно международной практике большое количество льгот и исключений из общего режима налогообложения нарушает принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Снижается качество выпускаемой продукции из-за недостаточной конкуренции на рынках, где есть льготы. Наблюдается иждивенчество одних предприятий и сверхприбыльность – других.

 

Чаще всего основной причиной предоставления льгот является защита домохозяйств с низкими доходами. Однако анализ практики в большинстве стран показывает обратное. Если в результате предоставления льгот и происходит снижение цен, то потребление даже основных продуктов, товаров и услуг, в подавляющем большинстве, возрастает у домохозяйств с высокими доходами. Они в основном и получают выгоду от предоставленных льгот. Следовательно, исключения из налоговой базы имеют тенденцию увеличивать регрессивность налога, а не его прогрессивность.

 

Наряду с этим льготы по НДС предполагали, что производители скорректируют свои цены в зависимости от повышения либо понижения ставок НДС, тем самым, снижая налоговую нагрузку на конечных потребителей. Однако исследования, проведенные во многих странах, доказывают обратное. По их результатам в большинстве случаев цены не снизились, а там, где снизились, – они вернулись к предыдущему уровню в течение года.

 

Исследования МВФ говорят о том, что льготы нарушают нейтральность НДС и искажают принятие производственных решений. Предприятия, производящие освобожденную от НДС продукцию, получают стимулы к самообеспечению и вертикальной интеграции. Льготы могут наносить ущерб отечественным производителям, так как стимулируют приобретение ресурсов за рубежом: местное производство несет бремя входящего налога, а аналогичная импортная продукция от него освобождена. Еще одна сложность заключается в том, что предприятия могут производить как облагаемую, так и необлагаемую продукцию, что требует применения сложных правил распределения НДС с покупок для определения суммы налога, принимаемой к зачету.

 

4. Сумма возмещения НДС в 2019 году составила 3,2 трлн сумов, или 8,7% от общих поступлений НДС (в 2018 году – 1,5 трлн или 5,4%). Увеличение суммы возмещения обусловлено ростом количества плательщиков НДС (экспортеры приобретают товары (услуги) у своих контрагентов с налогом).

 

При этом соотношение суммы возмещения налога к собранной сумме поступлений НДС (8,7%) является в республике относительно низким по сравнению с другими странами. В большинстве стран этот показатель составляет в среднем 15–20%, а в отдельных превышает 40%.

 

В настоящее время возмещение могут получать только экспортеры. Другие налогоплательщики, у которых уплаченный поставщикам НДС превышает налог к уплате в бюджет, обязаны переносить это превышение на будущие периоды.

 

Для решения этой проблемы:

  • обеспечивается полноценный зачет НДС по приобретенным зданиям и основным средствам, используемым для производства налогооблагаемой продукции, – с 1 января 2020 года;
  • предусматривается возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения относимого в зачет налога над начисленным, – с 1 июля 2020 года.

 

II. Прямые налоги

 

Повысилась значимость прямых налогов. Поступления по ним составили 31,7 трлн сумов, рост за год – более чем в 2 раза. В результате доля в бюджете выросла с 19% до 27%.

 

Рост доходов от прямых налогов вызван прежде всего увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц. Несмотря на снижение ставки налога более чем в два раза, поступления по НДФЛ возросли – с 6,4 трлн сумов до 12,7 трлн сумов.

 

Почти в 5 раз выросли поступления налога на прибыль.  По итогам 2019 года они составят не менее 16,4 трлн сумов, хотя годом ранее всего их поступило 3,3 трлн сумов. Основным фактором роста поступлений по налогу на прибыль является:

  • переход горнодобывающих компаний республики на новую систему налогообложения;
  • увеличение прибыли крупных компаний за счет отмены обязательных отчислений в размере 3,2% от оборота (более 6 трлн сумов в условиях 2019 года);
  • снижение единого социального платежа для налогоплательщиков, не имеющих долю государства (с 25 до 12%);
  • рост количества плательщиков налога. Доходы по налогу на прибыль за счет новых плательщиков налога (41,2 тыс. предприятий) составили 1,6 трлн сумов или порядка 10% от общей суммы поступлений.

 

Снижение ставки по доходам в виде дивидендов с 10 до 5% (как у юридических, так и у физических лиц), за исключением доходов, выплачиваемых нерезидентам, не привело к снижению поступлений по данному источнику. В 2019 году поступления составили 838,7 млрд сумов против 616,1 млрд в 2018 году.

 

III. Ресурсные налоги и налог на имущество

 

Доходы по ресурсным налогам и налогу на имущество в 2019 году составили 19,7 трлн сумов, рост – в 1,5 раза. Их доля в поступлениях в бюджет по сравнению с прошлым годом увеличилась с 16 до 18%.

 

Снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2% предполагало сокращение поступлений с 1,9 трлн сумов до 1 трлн. Однако благодаря увеличению налоговой базы (в 7 раз), доходы по данному налогу в 2019 году составили 1, 6 трлн сумов. При этом поступления от новых плательщиков (55 705 предприятий) составили порядка 629 млрд сумов или треть от общего объема поступлений.

 

Количество плательщиков земельного налога с юридических лиц по сравнению с 2018 годом увеличилось в 5,8 раза – 74 707 предприятий. За счет расширения круга налогоплательщиков поступления налога увеличились на 298,4 млрд сумов.

 

По налогу за пользование водными ресурсами эти цифры составили 14,8 раза и 50 898 предприятий. Это обеспечило рост поступлений на 33,5 млрд сумов.

 

Доходы по налогу за пользование недрами за 2019 год увеличились на 4,2 трлн сумов и составили 12,6 трлн сумов.

 

Поступления по единому земельному налогу за 2019 год составили 273,1 млрд сумов.

 

В публикации есть еще много интересной информации, в том числе по структуре легальных доходов населения. Так, например, доходы, облагаемые НДФЛ, в сумме от 5500,1 тыс. сумов и более в январе 2019 года имели 2,4% плательщиков, а в ноябре – уже 4,3%.

 

Подробнее с обзором Минфина можно ознакомиться здесь.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_