Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу

Рыночные механизмы и конкуренция: проблемы и их решение

09.03.2020

 

Реформа системы госзакупок еще не завершена, сохраняются препятствия для участия в них частного сектора. О том, как улучшить систему госзакупок и повысить конкуренцию в этой сфере, на брифинге в АИМК 6 марта рассказал председатель Антимонопольного комитета Нажмиддинхожа Шарипов.

 

– Упорядочение и контроль процессов продажи и закупок реализуются в двух направлениях: антимонопольное регулирование торгов и обеспечение недискриминационного доступа участников рынков к высоколиквидным товарам и монопольным видам продукции.

 

По итогам 2019 года, 70% госзакупок на сумму в 40,8 трлн сумов за счет госбюджета совершено напрямую в неконкурентном порядке. Доля закупок корпоративных заказчиков, проведенных напрямую без тендеров, составляет 96,8% (40,7 трлн сум.). Это приводит к нерациональному расходованию средств госбюджета и препятствует развитию конкуренции.

 

Это происходит во многом из-за того, что 22 предприятия и объединения стратегического значения, некоторые госпредприятия и корпоративные заказы осуществляются в особом порядке. В процессе госзакупок данными предприятиями не обеспечивается в достаточной мере конкуренция, прозрачность и открытость.

 

Только за 9 месяцев 2019 года на специальном информационном портале по госзакупкам корпоративными заказчиками и предприятиями стратегического значения, а также организациями с их участием размещены конкурсные объявления на сумму 12,8 трлн сумов, из них произведены закупки на 525,6 млрд сумов.

 

Для того чтобы госзакупки данных предприятий осуществлялись на принципах конкурентного рынка, они также должны соответствовать действующему Закону «О государственных закупках». Антимонопольный комитет предлагает запретить министерствам и ведомствам, органам хозяйственного управления и местным исполнительным органам разрабатывать нормативно-правовые акты, которые дают право заключать прямые договоры. Такая практика не соответствует закону.

 

Наряду с этим, все еще большая часть закупок и тендерных торгов проводятся в бумажном виде, что ограничивает выбор участников. По итогам за 2019 год, электронные тендеры составили 17,6% от всех госзакупок.

 

Какие действия в процессах проведения госзакупок и тендерных торгов ограничивают конкуренцию?

 

– В 2019 году представители АМК, принимая участие в 180 тендерных торгах, проанализировали более 5 тысяч процессов госзакупок и в 1 107 из них (22,14%) выявили нарушения законодательства о конкуренции и госзакупках. В частности, такие нарушения выявлены в 541 (6,93%) из 3 195 конкурсных торгов, проведенных Министерством дошкольного образования, а также в 566 (24,68 %) из 2 293 конкурсных торгов, проведенных Министерством народного образования.

 

Мы считаем, что следует ужесточить ответственность за нарушение требований законов, для чего следует внести соответствующие изменения в законы «О государственных закупках» и «О конкуренции». Кроме того, исходя из зарубежного опыта необходимо внести изменения в Кодекс об административной ответственности, предполагающие применение крупных штрафов за несоблюдение законодательства.

 

На сегодняшний день функции оператора специального информационного портала выполняет Республиканская товарно-сырьевая биржа. Монопольное положение оператора препятствует его дальнейшему развитию, а уровень управления общим объемом закупок и эффективность анализа остаются низкими.

 

Появление новых операторов госзакупок, конкуренция между ними могла бы создать лучшие условия для участников закупочных процедур, повысить качество услуг, а также усилить контроль за госзакупками.

 

Оставляет желать лучшего и уровень знаний и навыков ответственных за госзакупки представителей субъектов предпринимательства, что не позволяет им в полной мере воспользоваться возможностями электронной системы госзакупок. По состоянию на 1 октября 2019 года, из 91 тысячи субъектов предпринимательства, зарегистрированных на специальном портале по госзакупкам, лишь 7,5 тысяч (8,3%) приняли участие в электронных торгах.

 

Совместно с УзРТСБ разработан план по повышению уровня знаний как работников бирж, так и предпринимателей.

 

Какие шаги предпринимаются для обеспечения недискриминационного доступа участников рынков к высоколиквидным товарам и монопольным видам продукции?

 

– В 2019 году общий объем оборота товарно-сырьевых бирж составил 37,6 трлн сумов, из них высоколиквидных товаров и монопольных видов продукции – 31,5 трлн сумов или 84%. 

 

Постановлением Президента от 8.10.2019 г. № ПП–4484 «О мерах по повышению эффективности деятельности товарно-сырьевых бирж и дальнейшему совершенствованию механизмов биржевой торговли» перечень товаров, реализуемых предприятиями – монополистами и с госдолей на внутреннем рынке исключительно через биржевые торги, расширен с 27 до 38. С 1 января 2020 года к ним относятся технические масла, комбикорма, хозяйственное мыло, нефтяной растворитель, нефтяной парафин и медный купорос. При этом обеспечивается равный доступ к биржевым торгам для всех категорий покупателей.

 

Сахар, производимый отечественными предприятиями, реализуется на внутреннем рынке через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей, за исключением объемов не более 10% от общего объема производства, подлежащих реализации по прямым договорам через собственные торговые сети потребителям, расположенным в труднодоступных и отдаленных регионах республики.

 

Начиная с марта на биржевых торгах впервые начали реализовывать драгоценные  металлы: золото, серебро, платину в слитках, гранулах или в виде порошка. Автомобильный бензин марки Аи-91 теперь также продается на рыночных принципах по итогам биржевых торгов.

 

В результате перехода на продажу пшеничной муки на биржевых торгах ее цена стабилизировалась.

 

Стратегия развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2019–2023 годов, разработанная Антимонопольным комитетом, включает меры по обеспечению прозрачности и равных условий для всех участников госзакупок и доступа к сырью и материалам через биржевые торги.

 

Лола Абдуазимова.


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-24
  • USD:12705.00 (+0.00) сум
  • EUR:13543.53 (+0.00) сум
  • RUB:136.11 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах