В профессиональной среде ведутся дискуссии по этому поводу, поскольку четкого определения и единого подхода в законодательстве нет. МВД включило понятие и классификацию общественных мест в проект Закона «Об общественной безопасности».
Вынесенный в заголовок вопрос, действительно, имеет особое значение. Термин «общественное место» встречается в законодательстве довольно часто и, как правило, в контексте юридической ответственности. И поскольку в подобных случаях место совершения правонарушения (преступления) является обязательным признаком объективной стороны, не имея четкого понимания, нельзя утверждать о наличии или отсутствии в деянии лица состава правонарушения (преступления). Иными словами, крайне затруднительно решить, подлежит ли человек ответственности за свои действия или нет.
Проблема заключается в том, что единого унифицированного подхода к определению понятия «общественное место» у нас нет. Законодатель пошел по иному пути и включил в некоторые акты перечни общественных мест, на которые распространяется его действие. Вот несколько примеров.
Норма |
Перечень общественных мест |
Статья 6 Закона «Об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах» |
|
Статья 19 Закона «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» |
рабочие места, улицы, стадионы, скверы, парки, все виды общественного транспорта
|
Статья 16 Закона «Об органах внутренних дел» |
улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, аэропорты, а также при проведении массовых мероприятий |
Статья 1883 Кодекса об административной ответственности («Попрошайничество») |
аэропорты, вокзалы, парки, парки отдыха, рынки и территории торговых комплексов, а также прилегающие к ним территории, места временного хранения автотранспортных средств, улицы, стадионы, остановки, проезжие части дорог, территории расположения объектов материального культурного наследия, все виды общественного транспорта и другие общественные места |
Тем не менее, считать это полноценным решением вряд ли можно, так как:
во-первых, как видно, перечни не всегда исчерпывающие и, как в случае со статьей 1883 КоАО, содержат оговорку «в других общественных местах» – неясно каких;
во-вторых, открытым остается вопрос в тех случаях, когда такого перечня в принципе нет (например, ст. ст. 54, 183, 1841, 203, 211 КоАО и ст. 1271 УК). И ввиду того, насколько разные варианты приводятся в той или иной норме (см. таблицу выше), неясно также, какую из них можно применить по аналогии.
С этой точки зрения, разработанный МВД законопроект может стать серьезным подспорьем для правоприменителей. Под общественным местом в нем предлагается понимать участки местности, здания, помещения, сооружения, их части, доступные для беспрепятственного посещения (пребывания), либо предназначенные для удовлетворения различных потребностей граждан, а также транспортные коммуникации. А в основу классификации общественных мест положен критерий времени их доступности:
- постоянного характера – характеризуются постоянным нахождением или возможностью постоянного нахождения на территории граждан, не определенным временным режимом функционирования и наличием объектов постоянного проживания граждан. Это транспортные магистрали, улицы, жилые массивы, территории махаллей, кварталов, микрорайонов, здания аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов и т.п.;
- временного характера – характеризуются временным нахождением или возможность временного нахождения граждан, определенностью временного режима функционирования и отсутствием объектов постоянного проживания граждан. К ним относятся скверы, площади, парки культуры и отдыха, торговые, развлекательные, торгово-развлекательные комплексы и центры, гипермаркеты, супермаркеты, рынки и другие места массового скопления граждан и т.д.;
- разового характера – объекты проведения массовых мероприятий и отдельные участки местности на период правоведения массовых общественных, сельскохозяйственных или иных работ и мероприятий, в том числе торжественных мероприятий, религиозных обрядов в период их массового пребывания.
Помимо этого, в законопроекте дается определение общественной безопасности, указаны основные направления госполитики в сфере ее обеспечения, перечислены полномочия органов и учреждений, на которые возлагается эта задача, а также граждан, органов самоуправления и других участников процесса.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег Заманов.