Принято постановление Президента от 13.10.2020 г. № ПП-4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями».
Документом утверждены:
- Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020–2025 гг. (далее – Концепция) и «Дорожная карта» по ее реализации в 2020–2021 гг.;
- целевые показатели (индикаторы) развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2025 г.
Концепция реализуется в два этапа.
I этап (2020–2022 гг.) |
II этап (2023–2025 гг.) |
|
|
В 2021/2022 учебном году:
- в порядке эксперимента будет внедрена система инклюзивного образования в одной из общеобразовательных школ городов, а также районов Ташкента;
- будут открыты начальные базовые коррекционные классы для особенных детей в одной из общеобразовательных школ Каракалпакстана, областей и Ташкента;
- будут созданы специализированные группы в одной из профессиональных школ Кашкадарьинской, Ферганской, Хорезмской областей для выпускников девятых классов специализированных образовательных учреждений и особенных детей;
Положительный опыт внедрения системы инклюзивного образования будет поэтапно распространяться и на другие регионы республики.
С 2020/2021 учебного года:
- в специализированных образовательных учреждениях организуется обязательное общее среднее образование продолжительностью 11 лет (во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 9 лет);
- организуются курсы обучения профессиям в рамках сокращаемых учебных часов специализированных образовательных учреждений в целях профессионального обучения учащихся 10-11 классов (во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 8-9 классов) специализированных образовательных учреждений.
За специализированными образовательными учреждениями закрепляются учреждения профобразования и моноцентры «Ишга мархамат» для оказания им методической помощи в организации курсов обучения профессиям, эффективном ведении учебного процесса и привлечении квалифицированных профессоров-преподавателей.
С 2021/2022 учебного года обучение особенных детей в начальных базовых коррекционных классах будет осуществляться на основе приспособленных (адаптированных) учебных программ. Спецпедагоги и тьюторы (вспомогательные педагогические работники) окажут непосредственную помощь особенным детям в освоении индивидуальных образовательных программ. В качестве тьюторов на добровольной основе будут привлекаться волонтеры, имеющие соответствующую квалификацию, а также студенты старших курсов вузов педагогического направления в период прохождения педагогической практики. Исходя из потребностей лиц с инвалидностью, им будет выделяться до 2% от общих показателей приема в профессиональные образовательные учреждения на основе общего госгранта.
С 1 января 2021 года:
а) руководящим работникам специализированных образовательных учреждений будет выплачиваться ежемесячная надбавка за особые условия труда в размере 100% их базовой тарифной ставки;
б) размер базовой тарифной ставки:
- руководителя Республиканского оздоровительного лагеря домов «Мехрибонлик» приравнивается к 90% базовой тарифной ставки соответствующего руководящего работника домов «Мехрибонлик»;
- психологов домов «Мехрибонлик» и детских городков – к базовой тарифной ставке психологов общеобразовательных школ;
- руководителей кружков и музыкальных руководителей, а также инструкторов по труду и инструкторов-тренеров домов «Мехрибонлик» и детских городков – к базовым тарифным ставкам руководителей кружков центров «Баркамол авлод».
При Республиканском центре профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся создается «Лаборатория инклюзивного образования».
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.10.2020 г.
Эльмира Сиразиева.