Коммерческие банки обязаны проводить оплату за поставленную продукцию, работы и услуги непосредственно поставщикам, не допуская зачета платежей с третьими лицами. Какие тут кроются проблемы? Актуально ли это требование до сих пор или его, возможно, пора отменить?
По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировал эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Олег ЗАМАНОВ:
– Пункт 5 УП-1504 от 9.08.1996 г. гласит: «Коммерческим банкам осуществлять оплату за поставленную продукцию (работы, услуги) непосредственно поставщикам, не допуская зачета платежей с третьими лицами, за исключением случаев, когда реализация продукции (услуг) осуществляется посредством электронной коммерции. Установить, что нарушение указанного порядка квалифицируется как сокрытие дохода с применением к виновным санкций, предусмотренных законодательством».
Прежде всего, формулировка «коммерческим банкам осуществлять оплату» – некорректна. По договорам купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг или подряда оплату производит участник сделки – покупатель, заказчик. Банк лишь исполняет платежное поручение своего клиента – переводит определенную сумму с его счета на счет получателя, указанный в поручении.
Первая серьезная проблема, связанная с этой нормой, – неясен механизм ее реализации. Банк не может быть уверен, что указанный в поручении получатель средств является поставщиком. Для этого ему нужны документы, оформленные при заключении клиентом сделки, а также подтверждающие оборот по реализации. Например, договор и счет-фактура. Банк имеет право переводить деньги, когда сравнит данные документов с платежным поручением и убедится, что поставщик и получатель средств – один и тот же субъект.
Т.е. банк здесь по факту выполняет функции контролирующего органа. Следовательно, в законодательстве должны быть прописаны объем, пределы полномочий банка и порядок их реализации. В частности, нужно определить:
- перечень подтверждающих документов, которые клиент должен представить вместе с платежным поручением – сейчас этот вопрос до конца не раскрыт;
- форму, порядок и сроки их представления клиентом и изучения банком. В связи с этим также нужно обозначить предельный срок, на который может быть отложено проведение платежа;
- алгоритм действий банка, выявившего попытку оплаты не поставщику, а третьему лицу в нарушение установленного требования;
- права и обязанности банка и клиента в описанном контексте и т.д.
Пока эти аспекты четко не регламентированы, у банков и клиентов будут возникать разногласия и встречные претензии друг к другу.
Читайте далее на buxgalter.uz.