Постановлением Президента от 15.03.2021 г. № ПП-5025 одобрено предложение палат Олий Мажлиса и Кабмина о совершенствовании системы проведения оценки регуляторного воздействия (далее – ОРВ).
Для справки! ОРВ − комплекс мер, направленный на выявление и оценку возможных последствий принятия проекта НПА, а также выявление достижения целей регулирования и эффективности НПА и последствий, наступивших вследствие применения методов регулирования.
В целях поэтапного внедрения системы ОРВ проводится ОРВ проектов и принятых НПА:
а) до 1 января 2022 года, предусматривающих:
- введение новых ограничений и новых видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур и лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;
- введение дополнительных требований и условий для получения разрешительных документов или лицензий;
- повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юрлиц;
- ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или возложение на них дополнительных обязательств либо расходов;
- установление для хозяйствующих субъектов любых видов льгот, гарантий, преференций, а также предоставление им новых, в том числе эксклюзивных прав;
б) с 1 января 2022 года по всем проектам и принятым НПА, оказывающим воздействие на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду.
Утверждено Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов (далее – Положение).
ОРВ проектов НПА проводится в следующем порядке:
1) при разработке проектов НПА, оказывающих воздействие на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду (далее − проект) подготавливается отчет об ОРВ по форме, утверждаемой Минюстом;
2) проект и отчет об ОРВ в обязательном порядке проходят общественное обсуждение путем их размещения разработчиком на портале обсуждения НПА (regulation.gov.uz) (далее − портал) на срок, установленный им самим, но не менее 15 дней. Разработчик также в течение срока проведения общественного обсуждения размещает проект и отчет об ОРВ в Единой электронной системе разработки и согласования проектов НПА для согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами;
3) разработчик обобщает предложения, представленные участниками общественного обсуждения и заинтересованными сторонами, и размещает на портале не позднее 5 дней после завершения обсуждения проекта обоснованную справку о принятии или отклонении предложений по форме, утверждаемой Минюстом, вместе с проектом, доработанным на основании данных предложений, и отчетом об ОРВ;
4) далее проект, отчет по ОРВ и иные данные, необходимые для выдачи заключения по ОРВ, предоставляются в органы, выдающие заключение, для изучения оценки воздействия на соответствующую сферу;
5) по результатам ОРВ органы, выдающие заключение, в течение 10 дней оформляют заключение о целесообразности, необходимости доработки или нецелесообразности проекта и предоставляют его разработчику;
6) проект и отчет об ОРВ вместе с заключениями о результатах ОРВ и другими необходимыми материалами вносятся разработчиком в Минюст для проведения в установленном порядке правовой экспертизы и изучения качества проведенной ОРВ;
7) Минюст изучает соблюдение разработчиком в процессе проведения ОРВ требований Положения и в случае проведения разработчиком процессов ОРВ в полном соответствии с его требованиями выдает заключение о целесообразности или нецелесообразности принятия проекта;
8) при внесении разработчиком проекта в палаты Олий Мажлиса, Администрацию Президента и Кабмин к нему прилагаются отчет об ОРВ, заключения органов, выдающих заключение, и Минюста.
ОРВ НПА проводится разработчиком или госорганами и организациями по НПА, являющимся предметом регулирования в рамках их компетенции, в соответствии с планом проведения ОРВ НПА (далее − план), утверждаемым ежегодно в срок до 20 марта Кабмином.
Минюст в соответствии с планом, как правило, ежеквартально анализирует состояние проведения ОРВ НПА и по результатам анализа вносит в Кабмин информационно-аналитическую информацию, отражающую состояние реализации плана проведения ОРВ, свод отчетов об ОРВ и предложения по совершенствованию законодательства (при наличии).
По итогам рассмотрения информационно-аналитической информации Кабмин:
- утверждает «Дорожную карту», направленную на реализацию результатов проведения ОРВ НПА;
- или принимает меры по включению предложений о полном или частичном изменении норм НПА в Программу по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса проектов законов либо в планы подготовки проектов подзаконных НПА.
Контроль за проведением процессов ОРВ осуществляется Минюстом. Оно ежегодно подготавливает информацию о состоянии системы ОРВ в стране, публикует ее в СМИ и вносит в Администрацию Президента и Кабмин.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 16.03.2021 г.
Эльмира Сиразиева.