Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Повторное занижение наличной выручки, обнаруженное хронометражем, приравняют к уклонению от налогов

Повторное занижение наличной выручки, обнаруженное хронометражем, приравняют к уклонению от налогов

10.07.2018

Ўзбек тилида ўқиш


Разбираем нововведение, по которому с 1 октября по результатам хронометража будут доначислять налоги, а повторное занижение выручки, выявленное в таком порядке, – считаться уклонением от их уплаты.

 

Как обстоит дело сейчас

 

Хронометраж поступления наличной денежной выручки – это форма налогового контроля, в ходе которой должностные лица органов государственной налоговой службы на месте наблюдают и фиксируют поступающую налогоплательщику денежную выручку (см. статью 71 НК). Например, приходят в магазин либо кафе и находятся там весь рабочий день, ведя учет выручки.

 

Как правило, хронометраж проводится в течение 1 рабочего дня на основании режима работы, установленного налогоплательщиком. В исключительных случаях – 3 дня.

 

По результатам хронометража составляется справка о времени и месте проведения хронометража и заполняется таблица с показателями поступления наличной денежной выручки. В частности, определяется разница с выручкой предыдущего дня и разница с выручкой того же дня предыдущей недели.

 

И хотя результаты хронометража поступления наличной денежной выручки используются для анализа достоверности сдаваемой ежедневно наличной выручки и представляемой налоговой отчетности, а также для ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, результат хронометража не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

 

Т.е. доначисление налогов не производится, а за обнаруженную разницу штрафовать не разрешается. На практике хронометражу нередко предшествует контрольная закупка, по результатам которой собственно и применяются меры ответственности. Но хронометраж здесь ни при чем.

 

Что планируют изменить

 

Согласно постановлению Президента от 26.06.2018 г. № ПП–3802 с 1.10.2018 г. налоговые органы получат право направлять по результатам хронометража требование об исчислении налогов с перерасчетом суммы заниженной выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности работников за последний отчетный период. При повторном выявлении занижения эти действия станут квалифицировать как уклонение от уплаты налогов.

 

По нашему мнению, чтобы данная идея не привела к ущемлению прав предпринимателей, необходимо провести серьезную подготовительную работу и решить ряд проблем.

 

Во-первых, на сегодняшний день отсутствует нормативная методика оценки результатов хронометража. В Налоговом кодексе и Положении о порядке проведения хронометража поступления наличной денежной выручки таких правил нет. Сравнение выручки в день проведения хронометража с показателями предыдущего дня и этого же дня прошлой недели может не отражать полной картины динамики продаж предприятия и причин ее изменения. Проще говоря, выручка вчера и на прошлой неделе могла быть действительно ниже, а подняться на день хронометража из-за чего угодно. Маркетологи в своей работе учитывают многие факторы: от сезонности спроса на продукты и манипуляций с ценами (скидки) до погодных условий в конкретный день.

 

Простой пример: жаркая погода в 40–43° С, установившаяся в Ташкенте 7–10 июля 2018 года, резко подняла посещаемость бассейнов и зон отдыха, а также продажи прохладительных напитков, мороженного, климатической техники и т.д. У любой организации, добросовестно инкассирующей всю выручку, показатели этих и прошлых выходных могут сильно отличаться.

 

Возникает вопрос: можно ли сравнивать показатели хронометража с объемом инкассации за предыдущие периоды без учета факторов роста и падения продаж?

 

Во-вторых, приравнивание «повторного выявления занижения» к уклонению от уплаты налогов – это введение презумпции вины налогоплательщика.

 

Дело в том, что согласно статье 174 КоАО и статье 184 УК любое умышленное занижение прибыли (дохода) уже является уклонением от уплаты налогов. Ждать повторного занижения для привлечения к ответственности не требуется. Просто чтобы простая арифметическая разница в поступлениях за дни хронометража и предыдущие периоды была признана правонарушением, необходимо доказать, что она возникла не по объективным причинам, а в результате злонамеренных действий налогоплательщика. Это – нелегкая практическая задача. Суть планируемых изменений в том, что когда доказательств по-прежнему не будет, а снижение выручки зафиксируется дважды, это будет признаваться уклонением от уплаты налогов. То есть, как уже говорилось выше, в ход пойдет презумпция вины налогоплательщика.

 

Отметим, что такие новшества войдут в противоречие с принципом презумпции невиновности (статья 23 УПК) и принципом презумпции правоты налогоплательщика (статья 11 НК). То есть с фундаментальными и международно признанными основами уголовно-процессуального и налогового права. Как объяснить предпринимателю или иностранному инвестору, что он может быть привлечен к ответственности без вины и доказательств на основе предположения о результатах хронометража?

 

По сути, именно по этим причинам результаты хронометража не влекут ответственности в настоящее время.

 

В-третьих, по Налоговому кодексу анализ численности работников за последний отчетный период в рамках хронометража не предусматривается. Но в Положении о порядке проведения хронометража поступления наличной денежной выручки содержание хронометража как формы налогового контроля было расширено. Должностные лица налоговых органов обязаны также посчитать фактическое количество работников.

 

Вместе с тем сегодня это является отдельной формой налогового контроля – мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов и должно регулироваться отдельными правилами (статья 71-1 НК).

 

По мнению эксперта Жориллы Абдуллаева, отрицательное решение по результатам хронометража должно стать основой для проведения в зависимости от уровня выявленной разницы:

1) камеральной проверки с экспресс-изучением (пункт 7 ПП–3802);

2) краткосрочной проверки;

3) документальной проверки.

 

Соответственно, итоговое решение по занижению прибыли должно приниматься только по результатам проверки.

 

Таким образом, при внесении изменений и дополнений в законодательство необходимо еще раз взвесить все «за» и «против», чтобы избежать пагубных последствий для делового климата в стране. Возможно, придется разработать альтернативные методы налогового контроля.

 

Самир Латыпов.



Комментарии (2)

Добавить комментарий

Гость_Рузметов Ш.А. :

2018-07-10 14:53:26

А что про "онлайн кассы" забыли или будем создавать новые рабочие места в налоговых органах для контроля торговых предприятий. Все эти "хронометражи" порождают коррупцию и никакого положительного результата не дают. Старый метод ОБХСС: выборочно по заявлению созданных хокимиятом общественного контроля проводится проверка движения товара в торговой точке - приход-расход-остаток и на недостачу (сокрытие) на излишки (в доход)    

Гость_Андрей Михайлович :

2018-07-10 20:18:08

Хронометраж дает субъективный показатель выручки,косвенное укзание на применение соответствующей статьи КоАО или УК (в зависимости от размера) приведет к увеличению коррумрированности работников ОГНС,причем в сговоре с субъектами предпринимательства .В условиях нынешних перемен,скрывать наличную выручку нет смысла.Насчет метода ОБХСС изложенного в комментариях выше,сегодня он применим в соответствии с ст.114 НК.Введение фиксированного налога для юрлиц,субъектов малого предпринимательства так же как и для индивидуальных предпринимателей (за исключением торгующих высоколиквидным товаром таким как алкголь , табачные изделия и топливо),я думаю сведет на нет много проблем.Несовсем понятна взаимосвязь размера выручки с налогообложением индивидаульного предпринимателя получающего доходы от розничной торговли.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Валюталар курси

2024-04-19
  • USD:12697.00 (+0.00) сум
  • EUR:13547.70 (+0.00) сум
  • RUB:135.05 (+0.00) сум

Янги сонларда ўқинг

2024, 16 апрель№ 16
2024, 16 апрель№ 16