Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Экспорт себе в убыток: с разрешения или без?..

29.11.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 48 от 29 ноября 2012 года

 

Наше АО без государственной доли собственности производит продукцию на экспорт. Принимая во внимание условия мировой турбулентности и нестабильности рынков, предприятию, вероятно, придется реализовывать ее по ценам равным или ниже себестоимости.

Нам известно, что Постановлением Президента от 26.03.2012 г. N ПП-1731 предусмотрено создать специальную экспертную комиссию, имеющую право рассматривать вопросы по разрешению экспорта по ценам ниже себестоимости. Однако в регламенте ее работы подчеркивается, что такая возможность предоставляется только предприятиям с госдолей собственности. Нам непонятно, а как быть предприятиям без госдоли? Поэтому просим пояснить: надо ли нашему предприятию получать какое-либо разрешение, в том числе в Специальной комиссии, для реализации продукции на экспорт по ценам ниже себестоимости? Если «да», то каков порядок его получения для АО без госдоли собственности?


Главный бухгалтер предприятия.

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в Постановлении Президента «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурент­носпособной продукции» (от 26.03.2012 г. N ПП-1731) отдельно не различают предприятия-экспортеры с госдолей или без госучастия. Кроме того, в пункте 4  его постановлено предоставить право Специальной эксперт­ной комиссии по представлению МВЭСИТ, Минфина и Минэкономики Узбекистана рассматривать вопросы, связанные с разрешением предприятиям-производителям и внешнеторговым компаниям МВЭСИТ экспортировать продукцию по реально складывающимся на мировом рынке ценам, в том числе ниже себестоимости, и вносить свои предложения на рассмотрение Кабинета Министров. Исходя из содержания пункта 4 представляется, что необходимость получать разрешение на такой экспорт товаров касается всех предприятий-производителей независимо от формы собственности как с госдолей, так и без таковой.

При этом регламент работы Спецкомиссии предусматривает возможность выдачи разрешения только предприятиям с госдолей. Следовательно, можно предположить, что порядок, предусматривающий регламент работы Комиссии по решению вопросов о выдаче разрешений предприятиям частной формы собственности, еще не установлен.

Вместе с тем в случаях, касающихся предприятий с госдолей, получение разрешения у специально уполномоченного госоргана обосновано тем, что экспорт продукции по ценам ниже себестоимости затрагивает интересы государства и госсобственности и может нанести ущерб его интересам.

Но экспорт ниже себестоимости, осуществляемый предприятиями без госдоли (частными), также затрагивает интересы собственников (акционеров, участников и т.п.). В этом случае видится целесообразным получение разрешения у собственников предприятия, поскольку подобные сделки будут занижать его прибыль и могут наносить материальный ущерб акционерам (если речь идет об АО), в том числе миноритарным.

В связи с этим, например, целесообразно будет провести общее собрание акционеров по вопросу экспорта производимой продукции. Более того, если заключается сделка, в которой имеется заинтересованность (связанные стороны), то проведение такого собрания обязательно. Согласно требованиям части второй статьи 93 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (от 26.04.1996 г. N 223-I) решение о заключении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров – владельцев голосующих акций большинством голосов акционеров, не заинтересованных в сделке, в частности, когда сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося ее предметом, превышает 5 процентов активов АО. В иных случаях решение принимается наблюдательным советом общества.

 

ЗАСЛУЖИВАЮТ внимания и некоторые дополнительные риски, возникающие при налогообложении нерентабельного экспорта.

При расчете налога на прибыль юридических лиц необходимо иметь в виду, что в силу части одиннадцатой статьи 130 Налогового кодекса (НК) при реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров (с учетом затрат, связанных с их приобретением), а также при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) для целей налогообложения выручка от их реализации определяется исходя из себестоимости товаров (работ, услуг) или цены приобретения товаров (с учетом затрат, связанных с их приобретением).

Что касается налога на добавленную стоимость, то, согласно статье 212 «Экспорт товаров» НК, оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается НДС по нулевой ставке. При этом следует обратить внимание на слова «... за иностранную валюту...». Здесь имеет значение сумма инвалюты как встречного предоставления за фактически экспортируемый товар.

Обозначенные слова определяют, что при экспорте по цене ниже себестоимости оборот по реализации будет облагаться по нулевой ставке при определении налогооблагаемой базы исходя из суммы фактической реализации (цены ниже себестоимости), а на недостающую до цены себестоимости разницу налогообложение будет осуществляться исходя из общеустановленной ставки НДС. Данное утверждение находит свое отражение в части второй статьи 204 НК, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости для целей налогообложения налогооблагаемая база определяется исходя из себестоимости товаров (работ, услуг).

То есть в случае реализации товара ниже себестоимости необходимо разграничивать вопросы определения налогооблагаемой базы исходя из себестоимости и применения ставки НДС. Решение последнего зависит от наличия отрицательной разницы между себестоимостью и фактической ценой реализации (сумма, составляющая разницу, не рассматривается как экспорт и облагается исходя из общеустановленной ставки*).

 

ПО ЭКСПОРТУ продукции по цене ниже себестоимости (при умышленном и необоснованном занижении цены) без соответствующего разрешения компетентного ведомства, в том числе предприятиями без госдоли, имеется риск признания подобных операций противоправными. Например, в силу статьи 175 «Заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан» Уголовного кодекса (УК) заключение заведомо невыгодной сделки должностным лицом госоргана, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, общественного объединения, причинившей крупный ущерб интересам республики, наказывается штрафом от 25 до 50 МРЗП или лишением определенного права до 5 лет, или исправительными работами до 3 лет либо арестом до 6 месяцев. То же действие, совершенное с причинением особо крупного ущерба, наказывается штрафом от 50 до 100 МРЗП или лишением свободы до 5 лет с лишением определенного права.

К тому же в пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфере экономики» (от 17.04.1998 г. N 11) установлено, что под заключением сделки вопреки интересам Узбекистана следует понимать действия должностного лица, которое заведомо знало, что заключаемая им сделка невыгодна интересам республики (например, явно занижены цены на поставку продукции либо явно завышены на ее получение, транспортировку и т.п.). При этом в качестве последствий преступления, предусмотренного статьей 175 УК, всегда должен быть установлен крупный или особо крупный ущерб, причиненный интересам республики.

Причинение ущерба интересам республики может быть выражено в объеме поступившей валютной выручки за экспортированную продукцию, не соответствующем рыночным ценам, в том числе на мировом рынке. Если же мировые цены ниже себестоимости и, таким образом, действительно существует неблагоприятная конъюнктура, то важно провести мониторинг и документально обосновать цены, в том числе конкурентными листами, офертами, данными бирж и т.д.

 

При изучении вопроса мы не нашли подтверждения того, что действие Постановления Президента N ПП-1731 распространяется только на предприятия с государственной долей собственности. Мы продолжаем исследование данной темы в силу имеющихся правовых рисков и в целях недопущения нарушения требований действующего законодательства, подтверждения или опровержения правильности понимания отдельных его положений, в том числе изучая мнение соответствующих регуляторов и госорганов. Результаты дополнительных исследований предполагается разместить в комментариях к этой статье на сайте norma.uz.

Олег ДАМИНОВ, аудитор,

Атабек ИСИМОВ, главный юрисконсульт.

 

-------------------------------------

*Ставка НДС установлена пунктом 3 Постановления Президента от 30.12.2011 г. N ПП 1675.


Комментарии (2)

Добавить комментарий

Гость_Мисорин В.С. :

2012-12-07 14:05:22

Вызывают сомнения выводы авторов статьи о необходимости обложения НДС по общеустановленной ставке разницы между себестоимостью и фактической стоимостью реализованного на экспорт за СКВ товара. Возможно, сами предложения о таком доначислении НДС и справедливы, но они однозначно не вытекают из формулировок цитируемых статей НК РУз. Более того, они прямо противоречат абзацу 4 п. 6 Постановления Президента РУз от 29.12.2008 №ПП-1024:"для предприятий, экспортирующих товары собственного производства за свободно конвертируемую валюту по ценам ниже себестоимости, выручка от реализации для целей налогообложения определяется исходя из фактической цены реализации экспортных товаров". По существующей практике все положения ежегодных Постановлений Президента РУз "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета РУз" продолжают действовать до тех пор, пока они явно не будут отменены иными нормативными документами.
В 2009 г. Постановлением Президента РУз от 08.04.09 №ПП-1092 было утверждено "Временное Положение о порядке выдачи разрешений на экспорт в 2009 году товаров по ценам ниже себестоимости, с учетом фактически складывающейся конъюнктуры мировых цен на экспортные товары". Сейчас же в предлагаемой статье есть только упоминание о существовании некоторого Регламента работы специальной экспертной комиссии, но сам Регламент нигде не опубликован и совершенно не ясно с какого момента он действует. А ведь санкции за его нарушение будут весьма жесткие!

Гость_Олег Даминов "BAKER TILLY Tashkent"" :

2012-12-19 10:28:37

Согласен, что при проверках могут возникнуть различные вопросы и поэтому мы обратили внимание бизнес-сообщества на ситуацию!
  Как мы сообщали в статье, проведено дополнительное исследование. В ответ на запрос Государственный комитет  по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции(есть в нашем распоряжении) информировал, что предприятия-монополисты расчеты осуществляют не ниже задекларированных цен, ссылаясь на Положение о порядке формирования регулируемых цен, утвержденного ПКМ РУ за № 239 от 28.10.2010г. В остальных случаях рекомендуют обратиться в налоговые органы: "так как реализация товаров ниже себестоимости приводит к уменьшению налогооблагаемой базы".
   Мы сообщим дополнительно о результатах и этого запроса.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 717