Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Что сделано и запланировано для старшего поколения

17.06.2015

В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны.

 

В настоящее время количество пенсионеров в Узбекистане составляет 6,7% от общего населения, к 2030 году этот показатель достигнет 11,6%, сообщается в докладе международной благотворительной организацией «HelpAge International» при поддержке ООН.

 

В связи с этим и учитывая вековые ценности нашего народа, в целях оказания должного уважения и всесторонней поддержки людям почтенного возраста 2015 год объявлен Годом внимания и заботы о старшем поколении.

 

В подтверждение этому, начиная с текущего года в аспекте соцподдержки:

 

 

- выплачено единовременное вознаграждение 700 тыс сумов участникам войны 1941–1945 годов, приуроченное к празднованию «Дня памяти и почестей»;

 

- на бесплатной основе им выданы мобильный телефон и телевизор;

 

 - участники войны получили бесплатный лимит исходящих звонков − 60 минут ежемесячно;

 

- 100-летние граждане получают надбавки к пенсии в размере 100% минимальной заработной платы;

 

 - увеличены ежемесячные компенсационные выплаты для ветеранов войны и трудового фронта 1941–1945 годов в размере 50% и 25% соответственно;

 

 - им предоставлено право на бесплатный проезд раз в год на ж/д транспорте, а также скидки 50% со стоимости проезда на воздушном транспорте (туда и обратно), следующим в санаторно-оздоровительные учреждения.

 

До 2017 года в целом по республике намечено провести текущий или капитальный ремонт 10 тыс. домов и квартир ветеранов, при участии фондов «Махалла», «Нуроний» и спонсоров.

 

Также запланировано оздоровление около 54,5 тыс. ветеранов, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых слоев населения.

 

Кроме того, активизируется деятельность органов госвласти на местах по оказанию услуг для данной категории населения через ЕПИГУ.

 

 

Для улучшения уровня и качества жизни пожилых людей создана прочная правовая база.

 

Их соцзащиту регулируют нормативно-правовые акты, которые:

 

 

- закрепляют права всех граждан независимо от возраста. К ним относятся Конституция, Гражданский, Семейный, Трудовой, Жилищный кодексы, Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (новая редакция);

 

- непосредственно касаются пожилых людей. Это пенсионное законодательство, законы «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и «О накопительном пенсионном обеспечении граждан»;

 

- регулируют положение особых категорий пожилых людей. Наиболее значимыми являются Указ Президента «О мерах по дальнейшему усилению социальной поддержки ветеранов войны и трудового фронта 1941−1945 годов» от 13.10.2014 г. № УП-4658, Постановление Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению социальной защиты одиноких престарелых, пенсионеров и инвалидов на 2011−2015 годы» от 30.05.2011 г. № ПП-1542, постановления Кабмина «Об утверждении положений о медико-социальных учреждениях министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан» от 23.08.2011 г. № 240 и «Об усилении социальной помощи одиноким престарелым, пенсионерам и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе» от 29.03.2002 г. № 106. (С этими и другими документами, направленными на обеспечение социальной защиты старшего поколения, можно ознакомится в ИПС «Норма. Законодательство»).

 

Одна из основых целей Конституции Узбекистана – обеспечить достойную жизнь гражданам страны. По ней пожилым лицам гарантируются равные со всеми гражданами социальные права, что прослеживается по статье 39 Основного Закона, когда каждый имеет право на соцобеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных Законом случаях. Это означает, что государство берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной жизни пожилого человека, признает свой долг перед ним. В соответствии со статьей 40 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на квалифицированное медобслуживание. Гражданам, достигшим пенсионного возраста, предоставляется медико-социальная помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения.

 

В соответствии со статьей 45 Основного Закона права нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства. В нашей Конституции закреплена уникальная норма, предусматривающая обязанности совершеннолетных трудоспособных детей заботиться о своих родителях (статья 66). Статьей 35 Конституции пожилым людям предоставлено право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные госорганы, учреждения или к народным представителям.

 

 

Эти конституционные нормы стали базисом для многих законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов по социальной поддержке граждан пожилого возраста.

 

Следует отметить, что они разрабатываются с учётом таких основных международных документов,  как: Всеобщая декларация прав человека, Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», Декларация по проблемам старения, Хартия пожилых людей.

 

В Госпрограмме «Год внимания и заботы о старшем поколении» определено дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, направленной на создание благоприятных условий для усиления заботы и внимания к представителям старшего поколения, повышения уровня их жизни, совершенствование системы пенсионного обеспечения и соцподдержки.

 

В ней предусмотрена разработка проектов следующих нормативно-правовых актов:

 

проект закона «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других категорий населения», предусматривающего принципы, правовые, организационные и экономические основы оказания им  соцуслуг; полномочия и обязанности органов госвласти, самоуправления граждан и других ответственных ведомств и служб;

 

проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан», где предлагается снизить срок наказания мужчинам в возрасте более 60 лет и женщинам с действующих в настоящее время 3/4 (75%) до 2/3 (67,7%);

 

проект постановления Президента «О Государственной программе дальнейшего укрепления и развития системы социальной защиты одиноких престарелых, пенсионеров и инвалидов на 2015−2020 годы», предусматривающий  усиление эффективности и адресности системы, повышение качества оказываемых социальных, медицинских и бытовых услуг;

 

проект постановления Правительства «О внедрении в 2015–2017 годах единой межведомственной интегрированной информационной системы пенсионного обеспечения». Планируется внедрить удобную для пожилых людей систему назначения пенсий, исключающей получение в бумажной форме различного рода справок путем электронного обмена данными между госорганами;

 

проект постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке назначения и оказания социальных услуг и формирования индивидуальной программы оказания социальной помощи для престарелых», предусматривающий единый порядок назначения и оказания им соцуслуг в соответствии с международными стандартами, совершенствование их надомного обслуживания.

 

В заключение хотелось бы отметить, что последовательное осуществление мер, предусмотренных в Госпрограмме, способствует еще большей сплоченности нашего народа, упрочению в обществе атмосферы доброты и милосердия, традиций уважения к старшим.

 

 Фозилжон ОТАХОНОВ,

председатель Международного коммерческого

 арбитражного суда при ТПП, доктор права.

 

Публикации по теме:

 

2015 год - Год внимания и заботы о старшем поколении

 

О Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении»

Забота о старшем поколении: укреплять традиции нашего народа

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 750