Новое в законодательстве Узбекистана
Для оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность Постановлением Кабинета Министров от 2 декабря 2014 года № 328 поручено создать условия для обсуждения нормативно-правовых актов на Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).
Для этого с 1 января 2015 года разрабатываемые проекты и принятые нормативно-правовые акты, воздействующие на предпринимательскую деятельность, подлежат размещению органами государственного и хозяйственного управления, госвласти на местах — разработчиками соответствующего проекта и принятого нормативно-правового акта на ЕПИГУ для их обсуждения. Предложения участников обсуждения подлежат обязательному рассмотрению разработчиками документов.
Постановлением утверждено Положение о порядке оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность через ЕПИГУ.
Государственному комитету связи, информатизации и телекоммуникационных технологий совместно с ТПП и иными заинтересованными министерствами и ведомствами поручено в срок до 1 января 2015 года обеспечить функционирование на ЕПИГУ раздела по обсуждению разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов и оценке их воздействия на предпринимательскую деятельность.
Обеспечение координации и мониторинга за ходом и качеством выполнения требований постановления, а также внесение по мере необходимости в Кабинет Министров предложений по дальнейшему совершенствованию системы оценки воздействия актов законодательства возложено на Министерство юстиции.
Согласно указанному Положению целями оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность являются:
- определение возможных (возникших) положительных и отрицательных последствий принятия нормативно-правового акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения;
- выявление в разрабатываемом проекте и принятом нормативно-правовом акте положений, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе госвласти и управления, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательства;
- выявление положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов у предпринимателей.
Обсуждению и оценке воздействия на предпринимательскую деятельность подлежат разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:
- введение новых ограничений, разрешительных процедур, лицензий либо распространение уже имеющихся на более широкий круг субъектов предпринимательства;
- введение дополнительных требований или условий для получения документов разрешительного характера либо лицензий;
- введение требований (условий), которые могут повлечь значительные расходы у предпринимателей;
- увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала субъектов предпринимательства;
- влияние на права и законные интересы 30 и более процентов субъектов предпринимательства в соответствующей сфере;
- сокращение (уменьшение) предоставленных прав либо установление дополнительных обязанностей предпринимателей;
- установление новых мер ответственности субъектов предпринимательской деятельности;
- установление льгот по налогам и другим обязательным платежам, иных льгот, гарантий и преференций для предпринимателей, а также предоставление им новых прав.
Оценке воздействия на предпринимательскую деятельность не подлежат проекты нормативно-правовых актов:
содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
принимаемые в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций или устранения их последствий;
направленные на реализацию программ социально-экономического развития;
приводящие положения действующего законодательства в соответствие с вновь принятыми нормативно-правовыми актами;
не соответствующие предусмотренным выше критериям.
Обсуждение проводится:
- разрабатываемого проекта нормативно-правового акта до начала процедуры его согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами — в обязательном порядке;
- принятого нормативно-правового акта — не ранее, чем через год после его вступления в силу.
Для проведения обсуждения разработчик размещает на ЕПИГУ уведомление о проведении обсуждения, график, проект или принятый нормативно-правовой акт, в отношении которого проводится оценка воздействия, а также опросный лист участников обсуждения.
Предложения по обсуждаемому проекту и принятому нормативно-правовому акту представляются участниками обсуждения путем заполнения соответствующих опросных листов. Допускается изложение своих обоснованных предложений в произвольной форме по вопросам, не предусмотренным в опросных листах.
Разработчиками не рассматриваются предложения участников обсуждения:
- не относящиеся к предмету обсуждения;
- необоснованные и неясно изложенные;
- представленные после срока, указанного в уведомлении.
Разработчики осуществляют обобщение поступивших предложений участников обсуждения и размещают на ЕПИГУ соответствующую информацию об их принятии, либо мотивированные причины — в случае отклонения.
Учет предложений участников обсуждений по проекту нормативно-правового акта осуществляется разработчиками путем его доработки в соответствии с принятыми предложениями и в сроки, установленные графиком. При этом срок доработки проекта не должен превышать 30 дней после окончания обсуждения.
Разработчики повторно размещают доработанный проект нормативно-правового акта на ЕПИГУ. Он должен сопровождаться соответствующей информацией со ссылками на пункты, доработанные или включенные в проект по итогам обсуждения, а также на представивших их участников обсуждений.
Разработка проекта нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с принятыми предложениями и в сроки, предусмотренные утвержденным графиком. При этом срок разработки проекта не должен превышать 30 дней после окончания обсуждения.
Сроки могут быть изменены при разработке проектов нормативно-правовых актов с установленными конкретными сроками их внесения, принятия или вступления в силу.
Материалы проведенного обсуждения разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов, включая поступившие предложения по ним, должны храниться на ЕПИГУ и быть доступны для ознакомления в течение 3 лет после завершения обсуждения.
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист