Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак скорректировать зачет НДС на основании статьи 270 Налогового кодекса Как сформировать прочие затраты производственного характера Как разработать график документооборота по экспортной сделке

ВМЕСТЕ - ЗА КАЧЕСТВО

15.05.2012

Норма, N 20 от 15 мая 2012 года

 

В конференц-зале гостиницы "Узбекистан" прошла республиканская конференция на тему "Улучшение качества аудиторских услуг и повышение деловой активности аудиторских организаций", организованная республиканскими профессиональными объединениями аудиторов и бухгалтеров - Национальной ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Узбекистана, Палатой аудиторов Узбекистана, а также рейтинговым агентством OOO "Аудитрейтинг".

В работе конференции приняли участие депутаты Олий Мажлиса, представители Министерства финансов, Палаты аудиторов Узбекистана, Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана, руководители аудиторских и общественных организаций, сертифицированные аудиторы, а также специалисты, изучающие рынок аудита в республике.

С приветственными словами к участникам конференции обратились заместитель министра финансов М.Мирзаев и депутат Олий Мажлиса Н.Алимов.

 

Участники обсудили перспективы улучшения качества аудиторских услуг и повышения деловой активности аудиторских организаций Узбекистана, существующие проблемы и рассмотрели пути их решения. На конференции также были объявлены результаты рейтинга аудиторских организаций, проведенного общественными профессиональными объединениями аудиторов совместно с ООО "Аудитрейтинг" по итогам 2011 года.

 

Начальник отдела методологии аудита и контроля аудиторской деятельности управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Хасанбой Касимов в своем докладе обратил внимание присутствующих на объективную и практическую необходимость пересмотра требований по сертификации аудиторов служб внутреннего аудита.

Ранее к сотрудникам службы внутреннего аудита предъявлялись следующие требования: наличие квалификационного сертификата аудитора или высшего образования и стажа практической работы в сфере бухгалтерского учета, аудита, финансового или налогового контроля не менее 2 лет из последних 10.

Также были установлены требования к минимальной численности работников службы внутреннего аудита в зависимости от балансовой стоимости активов предприятия.

Так, при балансовой стоимости активов предприятия от 1 до 10 млрд сумов установленное число работников службы внутреннего аудита должно составлять не менее 2 сертифицированных аудиторов, от 10 до 50 млрд сумов - не менее 3, свыше 50 млрд сумов - не менее 4 аудиторов службы должны иметь квалификационные сертификаты.

Порядок сертификации сотрудников служб внутреннего аудита был организован согласно Положению о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора, которое регулирует сертификацию аудиторов для проведения внешнего аудита.

Очевидно, что по организационной форме и задачам деятельность внешнего и внутреннего аудита различна, соответственно, применение единых требований по сертификации аудиторов как для внешнего, так и для внутреннего аудита на практике привело к определенным трудностям. А именно - к нехватке сертифицированных аудиторов и неукомплектованности служб внутреннего аудита на предприятиях.

Выход Постановления Президента от 26.11.2010 г. N ПП-1438 стал важным этапом в пересмотре требований по сертификации и внедрении новой системы сертификации сотрудников служб внутреннего аудита с установлением квалификационных требований к внутреннему аудитору.

Постановлением Кабинета Министров от 14.09.2011 г. N 258 в Положение о службе внутреннего аудита на предприятиях внесены изменения и дополнения в части сертификации сотрудников службы внутреннего аудита.

Согласно новому порядку сотрудники службы внутреннего аудита должны иметь стаж практической работы (в том числе по совместительству) в сфере бухгалтерского учета, аудита, финансового или налогового контроля не менее 2 лет из последних 10 и отвечать одному из следующих требований:

иметь сертификат внутреннего аудитора;

иметь высшее экономическое образование, полученное в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан либо в образовательных учреждениях иностранного государства и в соответствии с законодательством Республики Узбекистан признанное эквивалентным образованию в Республике Узбекистан.

Министерством финансов совместно с республиканскими профессиональными общественными объединениями аудиторов подготовлен проект Положения о порядке сертификации сотрудников службы внутреннего аудита.

В нем четко определены квалификационные требования к претендентам, функции общественных объединений аудиторов, которые, в частности, организуют проведение экзамена, разрабатывают тестовые вопросы и варианты ответов, принимают решения о допуске или об отказе в допуске претендента к экзамену и т.д. Положением установлены перечень документов, представляемых для получения сертификата внутреннего аудитора, порядок принятия решений о допуске или об отказе в допуске к экзамену, процедуры сдачи квалификационного экзамена, рассмотрения апелляций, установлены случаи прекращения действия сертификата.

- Учитывая, что в подготовленном проекте Положения затронуты права и законные интересы физических лиц, претендующих получить сертификаты внутреннего аудитора, а также обязательность организации службы внутреннего аудита для предприятий с балансовой стоимостью активов более 1 млрд сумов, данное Положение направлено в Министерство юстиции для проведения правовой экспертизы и государственной регистрации, - проинформировал собравшихся Х.Касимов.

 

Выступивший на конференции председатель Совета Палаты аудиторов Узбекистана Неъматулла Каримов отметил значимость внутреннего аудита и обозначил перспективы его развития.

Основная задача внутренних аудиторов - оказание помощи руководству организации в повышении эффективности ее деятельности.

Чтобы эффективно управлять финансовыми ресурсами, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовое состояние - как свое, так и существующих и потенциальных партнеров.

Несмотря на то, что вышеуказанные объекты также оцениваются внешними аудиторами, в организации деятельности службы внутреннего и внешнего аудита имеются отличия.

Во-первых, система внутреннего контроля всегда имеет ограничения. Наиболее часто встречающееся - это сговор. Система не работает, если материально ответственный сотрудник достигает взаимопонимания с сотрудником службы безопасности по вопросу раздела похищаемого имущества. Не работает система и тогда, когда один из руководителей организации "забывает" о цели деятельности компании, начиная отдавать предпочтение собственным интересам.

Во-вторых, любая система имеет свою стоимость. Сколько акционеры готовы платить за абсолютную уверенность в сохранности активов? Служба внутреннего аудита должна быть готова выявить и оценить признаки зреющих проблем.

Возникает вопрос о том, что вообще может служить стимулом построения эффективной системы внутреннего контроля. Обычно выделяют следующие составляющие:

ожидания основных акционеров, кредиторов, а также потенциальных инвесторов;

реорганизация корпоративного управления с учетом передовой практики;

идентификация рисков, имеющих значительный потенциал негативного влияния на деятельность, с учетом высокой вероятности реализации;

изменения требований регулятора.

С повышением роли внутреннего аудита, расширением функций и полномочий руководство и акционеры начинают предъявлять повышенные требования к полноте и качеству работы службы внутреннего аудита, своевременности выявления и предотвращения нарушений, адекватности рекомендаций и наличию процедур мониторинга.

Эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения определенных нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих дать объективное заключение об эффективности функционирования службы внутреннего аудита в деятельности хозсубъектов. Каждая организация решает вопрос самостоятельно, определяя перечень параметров, характеризующих эффективность службы внутреннего аудита, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку.

Качественные критерии оценки деятельности службы внутреннего аудита известны и широко применяются на практике. Количественные же - чаще не формализованы в виде методик расчета, и их результаты практически не используются для совершенствования функции внутреннего аудита.

В своем выступлении Н.Каримов назвал некоторые показатели, которые могут использоваться для количественной оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита.

 

Отмечая прошлогодние достижения и успехи аудиторского сообщества республики в целом и отдельных аудиторских организаций в частности, Равшан Хайдаров - председатель правления Палаты аудиторов Узбекистана указал на существующие проблемы и негативные тенденции в аудиторской деятельности.

- Сейчас мы подводим итоги деятельности аудиторских организаций республики за прошедший 2011 год. Отрадно, постепенно чистая выручка от оказания аудиторских услуг растет, расширяются ряды аудиторских организаций, входящих в международную профессиональную сеть. Растет спрос и интерес к изучению международных стандартов аудита среди аудиторов.

К сожалению, не сокращается количество случаев неправомерных действий аудиторских организаций, привлеченных для внешнего аудита хозяйствующих субъектов на договорной основе, - констатировал Р.Хайдаров.

Некоторые аудиторские организации в погоне за прибылью принимают многочисленные заказы на оказание аудиторских услуг, не имея возможностей качественно их исполнять. Нехватка аудиторов или их времени, отсутствие или несовершенство внутреннего контроля руководителя работы аудитора, возможно, являются причинами снижения качества оказываемых ими услуг.

Проблему некачественных аудиторских услуг, по мнению Р.Хайдарова, целесообразно решать постепенно. Во-первых, было предложено разработать типовую методику проведения аудиторских проверок. Очевидно, здесь потребуется помощь ведущих аудиторских организаций республики. С учетом их практического опыта, испытанных в реальных условиях методик аудиторских проверок, общественные профессиональные объединения аудиторов могут разработать единую типовую методику, систему внутреннего контроля качества аудиторских проверок и рекомендовать их аудиторским организациям.

Следующим этапом является разработка и внедрение в практику более совершенной системы внешнего контроля качества аудиторских проверок. При этом система внешнего контроля качества должна быть адекватной и отвечать требованиям по обеспечению контроля качества аудиторских услуг.

 

Финансовый директор аудиторской компании "FTF-AUDIT", сертифицированный аудитор, САР Тоиржон Файзиев рассказал о важности постоянного повышения квалификации аудиторов и специалистов аудиторской компании.

Регулярное повышение квалификации аудиторов и специалистов, в особенности в сфере бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, сегодня является объективной необходимостью. Это обусловлено многими факторами, наиболее важные из которых - это внедрение новых стандартов бухгалтерского учета и аудита; регулярное изменение законодательных и правовых норм деятельности; изменения требований к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, связанные с приближением к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО); необходимость повышения качества аудиторских проверок с учетом международного опыта; изменения в сфере налогообложения; развитие новых профессиональных технологий и методик; развитие автоматизации и интеграции учета и отчетности.

Таким образом, развитие системы обучения и повышения квалификации аудиторов и специалистов в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения является одной из приоритетных задач для аудиторских компаний, предприятий и организаций, независимых общественных организаций, а также государственных структур, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов.

Т.Файзиев напомнил, что аудиторы, налоговые консультанты и сертифицированные бухгалтеры (CAP, CIPA) обязаны повышать квалификацию ежегодно.

 

Зульфия Шайхиисламова, директор ООО "BUXGALTER-AUDIT", посвятила свое выступление внутренним стандартам аудиторской организации.

Об особенностях современной стандартизации учета для управленческих целей проинформировала собравшихся Умида Файзиева, доцент кафедры "Экономический анализ и аудит" ТГЭУ.

Саодат Юлдашева, к.э.н., старший преподаватель кафедры "Аудит" Ташкентского финансового института, проинформировала о значении экологического аудита в управлении природопользованием.

 

Председатель исполнительного органа ООО "Аудитрейтинг" Озод Машарипов ознакомил участников конференции с подробным описанием национальной шкалы рейтинга деятельности аудиторских организаций, обосновав необходимость ее создания.

- Развитый рынок аудиторско-консалтинговых услуг является показателем зрелости бизнеса и экономики в целом. Квалифицированный аудит и консалтинг способствуют снижению финансовых рисков, росту эффективности управления и регионального использования различных ресурсов. Одним из необходимых условий дальнейшего развития является расширение информационного пространства. Это расширение происходит по двум направлениям: с одной стороны, обеспечение прозрачности хозяйствующих объектов, подлежащих аудитированию, с другой стороны - рейтинговая оценка деятельности самих аудиторских организаций.

Одним из методов обеспечения прозрачности хозсубъектов является рейтинговая оценка их финансово-хозяйственной деятельности. Достаточно отметить, что во многих цивилизованных странах эта оценка обязательна. Без этой оценки коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, фондовые биржи финансовых операций с этими организациями не осуществляют. То же самое происходит и с аудиторскими компаниями, то есть хозяйствующие субъекты приглашают те аудиторские компании, которые получили общее признание в виде рейтинговых оценок и брендов.

Основная цель рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций - информирование общественности, надзорных органов, инвесторов, акционеров, предпринимателей и хозсубъектов о состоянии каждой аудиторской организации путем рейтинговой (комплексной) оценки ее деятельности в виде баллов. Для этого собирается информация обо всех аудиторских организациях по утвержденной методике.

На ее основе предлагается создать республиканскую шкалу рейтинговой оценки - общую для всех аудиторских организаций. Другим новшеством является предложение создать "портрет" самой лучшей аудиторской организации. Ее максимальные показатели будут служить своеобразным маяком для других аудиторских организаций. В зависимости от полученных баллов аудиторские организации будут оценены по единой шкале. Для расчета рейтинга отпадает надобность в сравнении показателей различных аудиторских организаций. Методика позволяет рассчитать рейтинговый балл для каждой аудиторской организации в отдельности. В методике также предусмотрены так называемые штрафные (понижающие) баллы.

 

Миновар Тулаходжаева, председатель Совета Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана представила участникам конференции анализ результатов деятельности аудиторских организаций в 2011 году.

В проведенном рейтинге участвовали аудиторские организации или занимающиеся аудиторской деятельностью подразделения аудиторско-консалтинговых групп. В зависимости от типа лицензии рейтинг проводился по группам:

Группа N 1 - аудиторские организации, осуществляющие аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов;

Группа N 2 - аудиторские организации, осуществляющие инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением ОАО, банков и страховых организаций;

Группа N 3 - аудиторские организации, осуществляющие только инициативные аудиторские проверки;

Группа N 4 - международные аудиторские организации.

М.Тулаходжаева напомнила, что в основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по выбранным параметрам, позволяющая выстраивать аудиторские организации в определенной последовательности. Она также озвучила результаты отчетов о финансовом положении аудиторских организаций (по каждой группе) в 2010-м и 2011 годах и дала сравнительный анализ показателей.

Проведение рейтинга и подведение его итогов строго контролировались Общественным советом, в состав которого вошли представители Министерства финансов, аудиторских организаций и общественных профессиональных объединений аудиторов.

 

Сокращенный перечень* рейтинга аудиторских организаций, получивших высшие баллы в соответствии с вышеприведенными группами:

 

   

Группа

  

Наименование аудиторской организации

1

OOO "PKF MAK ALYANS"

1

OOO "MARIKON AUDIT"

1

OOO "TSIAR FINANS"

 

  

2

ООО "FABA-EXPERT"

2

OOO "ZORG"

2

OOO "MASLAXAT AUDIT-M"

 

  

3

OOO "MASLAHAT HARAKAT"

3

OOО "ТАТ AUDIT"

3

OOO "AUDIT SERVICES LTD"

 

  

4

ДАП "Прайсвотер-хаусКуперс"

4

OOO "Ernst & Young"

4

OOO "Delloitte & Touche"

 

*) Полная информация о рейтинге аудиторских организаций по итогам деятельности за 2011 год будет опубликована на сайте.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_