Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак считать налог на прибыль, если ПУ не получает дохода в Узбекистане Как оформить ЭТТН, если в пути груз перекладывается в другой транспорт Как реагировать на отказ в приеме декларации о совокупном годовом доходе С 1 мая 2024 года увеличивается величина минимальных потребительских расходов Как представить отчетность по налогу с оборота
Просмотр вопроса
Группа: Бухгалтерский учет и аудит
Вопрос:
22.01.2010 15:23:45
Наше частное предприятие оказывает бухгалтерские услуги малому и среднему бизнесу в Самарканде. С первых шагов своей трудовой деятельности мы столкнулись с проблемой непонимания банками статьи 7 Закона "О бухгалтерском учете", где недвусмысленно сказано о том, что руководитель вправе сам вести бухгалтерский учет или привлечь для этого дела специализированную организацию и на основе приказа и штатного расписания по предприятию закрепить за собой право подписи и руководителя, и главного бухгалтера. Банки отказываются принимать карточку с образцами подписей, где фигурирует только одна подпись или где один человек, согласно приказу и штатному расписанию, расписался и за руководителя, и за главного бухгалтера. Насколько мы знаем, эта проблема возникает не только у нас и наших клиентов, но и у многих других организаций по всему Узбекистану. Мы обращались с этим вопросом в Центробанк, Минфин и Минюст. Получили от Минфина положительный ответ, но банки (в частности, Самаркандские подразделения Асакабанка и Центробанка) отказываются прислушиваться к нему, мотивируя тем, что они подчиняются только инструкциям Центробанка из Ташкента. Мы не получили от Центробанка четкого и ясного ответа на поставленный нами вопрос: "Имеют ли право банки отказывать в принятии карточки образцов подписей, где фигурирует только одна подпись или подпись одного человека и за руководителя, и за главного бухгалтера?" Мы знаем, что ваша газета на эту тему уже выступала. Но мы считаем, что если проблема существует, то о ней надо говорить постоянно, пока не решим ее. Мы надеемся, что ваша уважаемая газета может внести неоценимый вклад в решение такой проблемы, как двусмысленное понимание закона (в частности, Закона "О бухгалтерском учете"). Мы уверены, что оно даст еще один дополнительный толчок развитию предпринимательства в нашей стране. Поэтому мы обращаемся к вашим профессионалам с просьбой дать свой комментарий на эту тему. Думаю, что не только мы будем благодарны вам за такую статью, но и многие другие, столкнувшиеся с такой проблемой. К этому письму мы прилагаем все ксерокопии писем и ответов на них в управления юстиции и Центрального банка Самаркандской области, министерства юстиции и финансов Республики Узбекистан, Центральный банк.

Ответ:
22.01.2010 15:24:22
Ответ действителен на дату выхода газеты*
 
- В нашей газете уже давался обзор положений законодательства, связанных с оборотом документов, когда бухучет осуществляет сам руководитель организации при отсутствии в штатном расписании должности главного бухгалтера (см., в частности, "Норма" N 22 (99) от 29 мая 2007 года материал "Два в одном"). Однако поступающие обращения свидетельствуют о том, что разногласия по данному вопросу продолжаются. Директор частного предприятия "BIG ACCOUNTING SYSTEM" поднимает данный вопрос, а приложенные к нему письма с ответами Центробанка, Министерства юстиции и Министерства финансов Республики Узбекистан констатируют различное прочтение положений законодательства.
Обратимся к ним еще раз.
Согласно части первой статьи 7 Закона "О бухгалтерском учете" (от 30 августа 1996 года N 279-I, далее - Закон) организация бухгалтерского учета юридического лица возлагается на его руководителя, а частью второй статьи ему предоставляется право выбрать, каким способом реализовать эту норму:
- создать службу бухгалтерского учета под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорных условиях;
- делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме или отделу централизованного учета хозяйственного объединения, в состав которого входит субъект бухгалтерского учета;
- самостоятельно вести бухгалтерский учет.
Статья 8 Закона, регламентирующая вопросы права подписи, предусматривает утверждение двух перечней лиц, имеющих такое право. Первый перечень должен включать лиц, осуществляющих руководящие функции, а второй - лиц, осуществляющих функции бухгалтерского учета и финансового управления. Документы без подписи этих лиц считаются недействительными.
Исходя из содержания данных положений, руководитель вправе делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме либо самостоятельно вести бухгалтерский учет. При этом за ним должно быть утверждено право подписи в качестве лица, осуществляющего как руководящую функцию, так и функции бухучета и финансового управления.
Как правило, штатное расписание небольших организаций просто не предусматривает должности главного бухгалтера, и бухучет ведет либо сам руководитель, либо специализированная бухгалтерская фирма. Однако практика показывает, что закрепление руководителем за собой права подписи в качестве лица, осуществляющего функции бухучета и финансового управления, а соответственно, и проставление на карточках с образцами подписей и денежно-расчетных документах подписи одного лица за руководителя и главного бухгалтера вызывает отказ банков принимать подобные документы.
Министерство финансов в своем ответе автору письма (от 16 апреля 2009 года), ссылаясь на статьи 7 и 8 вышеуказанного Закона, отмечает право руководителя самостоятельно вести бухучет и сохранить за собой право подписи как руководящего лица, так и лица, осуществляющего финансовое управление.
Центробанк, отвечая на тот же вопрос в своем письме (от 21 июля 2009 года), также ссылается на статью 8 вышеуказанного Закона и пункт 33 Инструкции о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан (утверждена постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 27 апреля 2009 года N 1948, далее - Инструкция), который повторяет положения статьи 8 Закона об обязательности утверждения двух перечней лиц, имеющих право подписи.
Но нормы ни Закона, ни Инструкции не содержат требования о возможности или невозможности включения руководителя в оба перечня. Поэтому, думается, что действующие положения законодательства нуждаются в уточнении в части возможного предоставления руководителю организации права подписи как руководящего лица и одновременно как лица, осуществляющего бухучет, с целью избежания в дальнейшем разногласий между банками и субъектами, представляющими денежно-расчетные документы.
 
Ответ юриста-эксперта ООО "Norma Hamkor"
С. Силивановой,
“Налоговые и таможенные вести”, N 38, 21 сентября 2009 г.