Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выявления соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию

13.12.2011

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Госкомдемонополизации

от 24.10.2011 г. N 8,

зарегистрированному МЮ

07.12.2011 г. N 2287

 

 

Преамбула

I. Общие положения

II. Виды Соглашений

III. Выявление наличия Соглашений

и сбор доказательств

IV. Проведение анализа по выявлению

признаков Соглашений

V. Рассмотрение выявленных Соглашений

VI. Заключительные положения

 

 

Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 2, ст. 54) и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2010 года N 105 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и Плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию законодательства и повышению эффективности работ по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности на товарных рынках, защите прав потребителей и рекламной деятельности" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., N 23, ст. 182) определяет порядок выявления соглашений (согласованных действий), позволяющих хозяйствующим субъектам оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничивать конкуренцию.

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. В настоящем Положении используются следующие понятия:

 

хозяйствующие субъекты - юридические лица всех организационно-правовых форм, в том числе иностранные, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и оказанию услуг, их объединения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

 

соглашения (согласованные действия) - действия двух или более хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие интересы каждого из этих участников рынка и заранее известные каждому из них и направленные на ограничение конкуренции (далее - Соглашения);

 

горизонтальные соглашения - Соглашения между хозяйствующими субъектами, являющимися конкурентами на одном товарном рынке;

 

вертикальные соглашения - Соглашения между неконкурирующими на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар (работы, услуги) или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар (работы, услуги) или является его потенциальным продавцом (поставщиком).

 

2. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов либо потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара тридцать пять и более процентов, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

 

 

II. ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ

 

3. Соглашения выявляются в виде горизонтальных или вертикальных соглашений.

 

4. Горизонтальные соглашения выявляются в виде установления или поддержания фиксированных цен на одном рынке, согласования объемов предложений и раздела рынка по территориальному признаку и по кругу продавцов или потребителей.

 

5. Вертикальные соглашения выявляются в виде поддержания перепродажной цены и заключения между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, находящимися на разных уровнях (поставщик - потребитель), но зависящих друг от друга по вертикали (ограничение цены, по которой продавец может предлагать перепродаваемый товар), установления исключительного права на продажу в пределах определенной территории с выполнением требований контракта, принудительного сокращения для покупателя возможности выбора товара (работ, услуг).

 

 

III. ВЫЯВЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ СОГЛАШЕНИЙ

И СБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

 

6. Выявляются Соглашения, направленные на:

установление или поддержание фиксированных цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат или наценок, а также повышение, снижение или поддержание цен на аукционах, биржах и иных торгах;

воспрепятствование установлению свободных рыночных цен, искусственно вызывая их рост или падение;

установление контроля над производством, рынками сбыта и капиталовложениями, ценовой дискриминации;

согласование объемов производства с целью искусственного изменения объема предложения;

раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров (работ, услуг), по кругу продавцов или покупателей, заказчиков;

ограничение доступа на рынок или устранения с рынка других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, заказчиков.

 

7. Соглашения выявляются в ходе осуществления в установленном порядке контрольных функций антимонопольного органа, анализа товарных рынков, изучения поступившей информации от государственных и иных органов, заявлений физических и юридических лиц, сообщений средств массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие признаков соглашений.

 

8. Соглашения могут быть оформлены в письменном виде с указанием четко обозначенных условий, а также могут быть скрытыми (устными), содержащими границы и правила, согласованные всеми участниками Соглашения.

 

9. При рассмотрении случаев Соглашений необходимо доказать наличие согласованного действия или факта присутствия заранее скоординированных действий.

 

10. Доказательствами могут являться документы, прямо указывающие на наличие признаков Соглашений (договоры, соглашения, протоколы, заявления, письма, информация в средствах массовой информации и т. д.) и свидетельские показания, а также косвенные доказательства в виде параллельных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

 

11. Доказательства, подтверждающие наличие признаков Соглашения выявляются в ходе осуществления проверки хозяйствующих субъектов в установленном законодательством порядке, получения объяснения, запроса документов (информации), анализа поведения хозяйствующих субъектов, анализа товарного рынка.

Косвенные доказательства, подтверждающие наличие признаков Соглашения, выявляются в ходе сравнительного анализа поведения хозяйствующих субъектов на рынке или в процессе торгов за определенный период, а также их единообразных и синхронных действий при отсутствии на то объективных причин.

 

12. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий Соглашением, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

 

 

IV. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

ПРИЗНАКОВ СОГЛАШЕНИЙ

 

13. Проведение анализа по выявлению признаков Соглашений осуществляется поэтапно.

 

14. На первом этапе:

определяется вид товара (работ, услуг);

определяется соответствующий товарный рынок, устанавливается круг субъектов рынка, участвующих в Соглашении;

определяется доля рынка, приходящаяся на субъекты - участников Соглашений, действующих в пределах соответствующего рынка, и их суммарная рыночная доля;

определяется вид соглашения.

 

15. При проведении анализа по выявлению признаков Соглашений проводится анализ товара (работ, услуг) и товарного рынка.

 

16. При анализе товаров (работ, услуг) оцениваются:

цели потребления рассматриваемого товара (работ, услуг) и связанные с ними типы потребителей (дифференциация потребителей товара по целям потребления может явиться причиной разницы в ценах на товар (работы, услуги), что затрудняет заключение ценового соглашения);

однородность товаров (работ, услуг) у разных поставщиков;

наличие взаимозаменяемых товаров (работ, услуг);

схожесть условий производства товаров (работ, услуг) у различных производителей (схожесть условий производства и сопоставимость издержек производства товара (работ, услуг) способствует установлению единых цен и заключению соглашений);

доля постоянных издержек в стоимости товара (работ, услуг) (высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами хозяйствующих субъектов в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, объемы капиталовложений).

 

17. При анализе рынка определяется:

границы товарного рынка - территория, на которой осуществляют деятельность субъекты рынка, участвующие в Соглашении;

круг факторов, являющихся объектами конкуренции на рынке и место цены товара (работ, услуг) на рынке (т. е. присутствие только ценовой конкуренции);

чувствительность изменения спроса к изменению цены;

наличие барьеров, затрудняющих вход на рынок новым хозяйствующим субъектам;

рыночную долю основных поставщиков продукции (услуг);

наличие контроля над поставщиками или потребителями со стороны других хозяйствующих субъектов через владения контрольными пакетами акций, ценными бумагами и т. п.;

наличие производителей или поставщиков в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

наличие органов государственного и хозяйственного управления, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и обмена информацией, способствующей Соглашениям.

 

18. Проведение изучений ценовых Соглашений горизонтального вида основывается на анализе особенностей товара (работ, услуг) и структуры рынка для оценки условий их действия.

 

19. На втором этапе определяется наличие на товарном рынке:

государственного регулирования цен (тарифов);

установления обязательных поставок по государственному заказу.

 

20. На третьем этапе выявляется возможность заключения ценовых Соглашений.

 

21. Для установления ценовых Соглашений между конкурентами необходимо выявление документального подтверждения Соглашений. Данные подтверждения могут быть выявлены на основании условий контрактов, накладных документов, прейскурантов, а также документов, принятых на совещаниях представителей хозяйствующих субъектов.

 

22. Для установления доказательств о наличии ценового Соглашения у хозяйствующих субъектов, производящих однородную продукцию, запрашиваются следующие документы:

уровень цен на продукцию (работы, услуги);

расшифровку себестоимости продукции (работы, услуги);

показатели мощности предприятия, фактическое ее использование и капиталовложения;

договоры на поставку товаров (работ, услуг).

 

23. При наличии публикации повышения цен на товары (работы, услуги) со стороны предприятий-монополистов, осуществляемых в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., N 42-43, ст. 364), необходимо проанализировать правомерность повышения цен со стороны конкурентов.

 

24. При анализе вертикальных соглашений учитываются:

степень концентрации производства товара (работ, услуг) и вероятность влияния его производителя на поведение поставщиков (высокая степень концентрации производства товара (работ, услуг) создает объективную основу для влияния его производителя на поставщика и заключения ценового соглашения);

степень концентрации распределения товаров (работ, услуг) и вероятность влияния всех поставщиков на поведение производителей (высокая степень концентрации распределения товаров создает объективную основу для влияния поставщиков на производителя и заключения ценового Соглашения);

наличие производителей или поставщиков товаров (работ, услуг) в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и государственного регулирования цен на их продукцию (контроль за ценами предприятий-поставщиков позволяет осуществлять сговор с предприятиями, находящимися вне контроля и через завышение цен последними получать сверхдоходы);

наличие контроля потребителя над поставщиками или поставщика над потребителем через владения контрольными пакетами акций, ценными бумагами и т. п.

Источниками получения информации являются данные соответствующих органов, бирж, предоставленные в установленном порядке.

 

25. Для выявления ценовых сговоров изучаются складывающиеся изменения цен на рынке, осуществляется сопоставление их с ценами на других географических рынках.

Результаты сопоставления уровней цен на различных рынках и затрат на перевозку товара между ними могут являться источником информации о наличии ценового Соглашения на том или ином рынке.

При рассмотрении конкретного Соглашения определяется наличие элементов, ограничивающих конкуренцию.

 

 

V. РАССМОТРЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

 

26. Если в процессе проведения анализа выяснится, что совокупная доля на рынке определенного товара участников Соглашения менее тридцати пяти процентов или их действия не ограничивают конкуренцию, анализ по выявлению Соглашений прекращается.

 

27. При наличии доказательств факта Соглашений, антимонопольным органом возбуждаются дела о нарушении Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в соответствии с Положением о порядке возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 октября 2005 года N 225 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., N 41-42, ст. 317) и принимаются меры воздействия в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

 

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

28. Настоящее Положение согласовано с Министерством финансов Республики Узбекистан.

 

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 49, ст. 502

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 207