Норма, N 40 от 09 октября 2012 года
Одно из первых дел по дорожно-транспортным происшествиям, когда наши экспертные заключения сыграли важную роль в раскрытии наезда на пешехода со смертельным исходом, было связано с синей «Волгой» М-21. Сейчас эти автомобили нечасто встретишь на улицах городов в потоке современных скоростных машин зарубежного и отечественного производства. Но и в те давние времена автомобили М-21 тоже не были столь распространенными, как «Волга» ГАЗ-24, ВАЗ и «Москвичи». Поэтому если экспертам удавалось по следам установить, что наезд был совершен именно М-21, да еще и определить ее цвет, то следствию оставалось найти виновника наезда, скрывшегося с места ДТП.
Тогда ночью в условиях неочевидности (когда и свидетелей нет, и следы практически отсутствуют) был совершен наезд на молодого мужчину. Его труп был обнаружен на сельской дороге в одном из отдаленных районов республики. На пыльной дороге на месте ДТП остались недостаточно четкие следы протекторов. Других улик – осколков стекла или обломков деталей, частиц лакокрасочного покрытия и т.п. – не было.
Судмедэкспертиза установила, что на теле покойного имелись телесные повреждения, характерные для ДТП, – бампер-перелом ноги и плечевой кости. А причиной смерти, как это чаще всего бывает при автонаездах, послужила открытая черепно-мозговая травма.
Тогда было назначено несколько экспертиз. Одна – по следам протекторов, вторая – по одежде погибшего.
По следам протекторов нам, трассологам, удалось установить модель шин, которыми эти следы оставлены. Такие шины использовались для автомобилей «Волга» М-21. Следует отметить, что в те времена иномарок у нас практически не было, а для отечественных автомобилей промышленность выпускала модели шин, предусмотренные конкретно для каждой марки автомобиля. Поэтому тогда экспертным путем можно было с большой долей вероятности судить о принадлежности шин, следы которых обнаруживались на месте ДТП или на одежде пострадавших.
На разрешение второй экспертизы ставились вопросы о наличии на предметах одежды погибшего следов удара транспортным средством: какие именно и каким видом ТС они оставлены.
Трассологическим и судебно-химическим исследованием было установлено, что на брюках погибшего были следы трения, разрывы от зацепления и притертости краски синего цвета. В распоряжении экспертов-химиков имелся КОЦ (криминалистический определитель цвета), где были представлены образцы накрасок всех выпускавшихся в то время в стране автомобилей.
Сравнением краски, следы которой были обнаружены на брюках погибшего, с образцами накрасок в КОЦе эксперт-химик определил, что эта синяя краска использовалась для окраски автомобилей «Волга» М-21. Наличие этой краски, а также характер и уровень расположения следов удара выступающими частями авто на одежде погибшего в совокупности указывали на то, что наезд был совершен именно такой машиной.
После получения наших заключений следователь принял действенные меры по розыску автомобиля, водитель которого совершил наезд. Поскольку в том районе был чуть ли не единственный автомобиль М-21 синего цвета, а служба автосервиса в те годы не была столь распространенной и скорой, хозяин «Волги» не успел ее отремонтировать. На капоте оставалась характерная вмятина, сопровождающаяся стертостью синей краски. Эти следы совпадали со следами удара на брюках погибшего. В следах трения на участке вмятины были также и следы скольжения одежды с микроволокнами ткани, одинаковыми с волокнами ткани брюк погибшего. Следующая криминалистическая экспертиза подтвердила их общее происхождение.
Водитель, ознакомившись со всеми заключениями экспертиз, вынужден был признаться в совершении рокового наезда.
Вот так заключения экспертов-криминалистов помогли раскрыть наезд с тяжкими последствиями.
Конечно, в нынешнее время следователям и экспертам стало работать намного труднее, ведь теперь существует великое множество самых разнообразных автомобилей, самой разной окраски. Но и теперь мы, эксперты, стараемся оказать максимальную помощь в расследовании различных дорожно-транспортных происшествий, используя современные методики и новейшую приборную базу.
Ольга МАРШАНСКАЯ,
государственный
судебный эксперт Республиканского центра
судебной экспертизы
при Министерстве юстиции.