Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzДва мнения о порядке выплаты компенсации за задержку выплаты дохода работникам Как уведомления по итогам автокамерала отличать от «неавтокамеральных» Как рассчитать НДФЛ и взносы на ИНПС за апрель 2024 года Как работать с резервом по сомнительным долгам

Между спросом и предложением

18.12.2012

 

Норма, N 50 от 18 декабря 2012 года

 

Законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены обязательные и инициативные аудиторские проверки. Чтобы выбрать аудиторскую организацию, хозяйствующие субъекты проводят тендеры, размещая объявления о них в средствах массовой информации. В свою очередь многие аудиторские фирмы сами рассылают предложения аудиторских услуг, публикуют информацию о себе в СМИ, на сайтах в Интернете. Как видим, сегодня на рынке есть и спрос, и предложения аудиторских услуг. Как правильно сориентироваться на нем?


Есть несколько целей проведения аудиторских проверок по национальным стандартам. Наиболее часто встречаются:

I цель – провести качественный аудит, исправить все ошибки в учете и отчетности, чтобы последующие проверки налоговых и других органов не выявили нарушений;

II цель – провести обязательный аудит и получить положительное аудиторское заключение;

III цель – провести аудит, чтобы иметь положительное аудиторское заключение, необходимое для кредитования в банке или получения дивидендов.

От этих и других целей зависят организация тендера и сделанный на нем выбор.

Во втором и третьем случаях требуется только положительное заключение для представления в налоговые органы или в банк. Хозсубъект зачастую хочет нанять аудиторскую организацию за максимально низкую цену, и его не интересуют ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении. К сожалению, некоторые аудиторы, которые не думают о своем будущем, на такую работу соглашаются, чтобы получить доход сейчас. Это не имеет ничего общего с аудитом. Законом предусмотрены изъятие лицензии у таких организаций и лишение сертификатов аудиторов, проводивших так называемую проверку, и директора аудиторской компании. И мы не будем давать рекомендации, как выбрать таких «аудиторов».

Достойна первая цель. Чтобы ее достичь, надо выбрать достойную аудиторскую организацию. Сегодня для многих хозсубъектов основным критерием является размер гонорара, запрашиваемого за услуги: чем он ниже, тем лучше. Однако в данном случае забываются основной закон бизнеса – о соотношении «цена–качество» и поговорка «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Выбирая самую «дешевую» аудиторскую организацию, хозсубъект должен понимать, что проверку будет проводить аудитор, который не проходит обучение, у него нет достаточной практики. Эта организация не будет защищать своего клиента при последующих проверках, так как стоимость таких работ не заложена в калькуляцию этого проекта. Более того, экономя на всем, здесь не осуществляют внутренний контроль.

Выбор самой «дешевой» аудиторской организации может быть оправдан, если руководство и собственник хозсубъекта уверены в своих службах: в них работают специалисты высокого уровня, которые способны не допустить проблем при последующих проверках, а если они и возникнут, то могут сами их решить. Но практика показывает, что такие субъекты, у которых налажены качественный учет и внутренний контроль, предъявляют повышенные требования к аудиторской проверке. Руководство понимает, что законодательство не стоит на месте и независимый аудитор позволит посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, выявить то, что кажется привычно правильным, но уже не соответствующим изменившимся требованиям.

Хозсубъекты могут возразить: мол, аудиторы просят большие деньги, а сами не смотрят первичные документы, не охватывают проверкой весь спектр хозяйственных операций, не оказывают консалтинговых услуг по исправлению ошибок и не дают рекомендаций по повышению эффективности управления и внутреннего контроля. В лучшем случае они напишут аудиторский отчет из программы 1С.

Чтобы избежать подобных претензий, надо правильно выбрать аудиторскую организацию, четко определить ей задачи и быть готовым оплатить их решение. При этом надо помнить, что аудиторские организации – это коммерческие предприятия, действующие, как правило, в форме обществ с ограниченной и дополнительной ответствен­ностью или частных предприятий. То есть их собственники должны получать дивиденды от вложенных в уставный капитал средств, а его размер в настоящее время достигает 5 000 МРЗП, или около 400 млн сумов.

Итак, прежде чем подписать договор с аудиторской организацией на проведение аудиторской проверки, вам следует изучить ее возможности.

Для предварительного планирования аудиторской проверки, определения гонорара аудитора, сроков выполнения работ необходимо:

первое – предоставить аудитору техническое задание на проверку, финансовую отчетность и иную информацию, которую тот попросит. Если эта информация конфиденциальна, подпишите с ним соглашение о конфиденциальности;

второе – попросите составить календарный график планируемых работ, предварительный план аудиторской проверки, с указанием аудиторов, которые будут в ней учас­т­вовать. Таким образом вы увидите, кто будет проверять, сможете проверить наличие сертификатов аудиторов, осуществлять контроль времени и, главное, изучить, какие вопросы будут рассматриваться при проверке. Учтите, что аудиторской организации это сделать несложно, так как такие документы составляются для каждой проверки;

третье – для выбора аудиторской организации назначьте компетентную комиссию. Позволю привести себе маленький пример. На одном из предприятий с государственной долей государственный поверенный спросил: «Почему такая большая сумма договора за аудит? За эти деньги я могу вам привести 3 аудиторские организации». Руководя отделом кадров министерства, достойный специалист в своей области, он не является специалистом в экономике, а потому не понимает, почему надо возмещать расходы по страхованию проекта, повышению квалификации кадров;

четвертое – внимательно изучите предоставленную вам аудитором информацию, его регистрационные документы, структуру деятельности фирмы, время действия на рынке, сроки обслуживания одного и того же хозяйствующего субъекта, наличие солидных клиентов, рекомендательных писем, его место в рейтинге аудиторских организаций;

пятое – выясните, проводился ли в аудиторской организации внешний контроль качества. Если «да», то проверили ли проводившие его общественные организации:

методику проведения аудиторской проверки;

состояние контроля качества работы аудиторов;

другие аспекты организации аудиторской проверки;

шестое – комиссия должна выслушать мнение членов наблюдательного совета, главного бухгалтера, работников экономических служб об аудиторском отчете за прошлый период, то есть тех, кому он адресуется.

Если вы выполните эти советы, проанализируете полученные результаты, то сможете сделать правильный выбор аудиторской организации для достижения поставленных вами целей.

И помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а дешевый сыр, как правило, сделан из некачественного сырья с нарушением технологии, а значит, он не только невкусен, но и опасен для здоровья.

 

Мархамат РУЗМЕТОВА.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах