Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Проблемы коммунальной энергетики ждут решения

03.11.2012

 

Норма, N 45 от 13 ноября 2012 года


23 октября Комитет по вопросам промышленности, строительства и торговли Законодательной палаты Олий Мажлиса провел заседание «круглого стола» на тему «Совершенствование законодательных актов в области теплоснабжения».

Отмечая масштабы проводимых работ в сфере теплоснабжения, участники заседания подчеркнули необходимость регулирования отношений в этой области. Cоздание условий потребителям для использования тепла, а также обеспечение эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов системы теплоснабжения требуют разработки и совершенствования законодательных основ, регламентирующих основополагающие вопросы с учетом современных требований.

 

Интервью. Наши собеседники:


 

Собир ЖАББАРОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз, член фракции «Движение предпринимателей и деловых людей» – Либерально-демократической партии Узбекистана;   Полянте СВЕШНИКОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз, член фракции «Движение предпринимателей и деловых людей»  Либерально-демократической партии Узбекистана.

 

 – Собир Вахабович! Каковы основные направления совершенствования законодательства в сфере теплоснабжения в республике?


– Разработанный проект закона «О теплоснабжении» определит правовые, экономические и организационные основы теплоснабжения, важнейшие направления государственной политики в области теплоснабжения, права и обязанности поставщиков и потребителей теплоснабжения.

Идея реформирования системы теплоснабжения Узбекистана подсказана сложившейся обстановкой в этой сфере, а также необходимостью разрешения круга проблем, связанных с экологией, ограниченностью топливных ресурсов и прочими. Началом ее реализации послужило Постановление Кабинета Министров «О мерах по разработке Концепции реформирования системы теплоснабжения и Программы модернизации и развития системы теплоснабжения в республике на период 2009–2015 годы» (от 19.03.2009 г. N 78), которые и определили цели, задачи, пути решения проблем и этапов реформирования системы теплоснабжения в стране.

Для лучшего восприятия этого процесса остановимся на положениях самой Концепции.

Ее цель – выявление основных направлений дальнейшего развития теплоснабжения путем обновления и модернизации основных фондов, внедрение современных экономичных и энергосберегающих технологий, эффективное и рациональное использование сырьевых и финансовых ресурсов, оптимизация деятельности теплоснабжающих организаций, достижение требуемого качества предоставляемых коммунальных услуг в данной сфере.

Для достижения поставленной цели определены конкретные задачи:

создание современной ресурсосберегающей системы устойчивого теплоснабжения, направленной на удовлетворение в полном объеме всех потребителей в обеспечении комфортного температурного режима в жилых и служебных помещениях и оптимального подбора типа теплоснабжения;

разработка технических решений по улучшению потребительских качеств существующих сооружений и помещений, повышение уровня социальной защиты жителей на базе гарантированно устойчивого теплоснабжения и снижения расходов потребителей тепловой энергии;

повышение рентабельности производства и качества предоставляемых коммунальных услуг и некоторые другие.

Система централизованного теплоснабжения в Узбекистане формировалась в 50–70 годы прошлого века по схеме открытого водоразбора и зависимого подключения к тепловым сетям отопительных систем зданий (отопление зданий присоединено непосредственно к тепловым сетям через гидроэлеваторы, смесительные устройства), а на горячее водоснабжение поступает вода из тепловой сети, химически очищаясь на котельных. При этом открытым системам, по сравнению с за­крытыми, присущ высокий износ трубопроводов и интенсивное отложение накипи внутри труб ГВС потребителей, ухудшающих отопление в квартирах социальных объектах и служебных помещениях.

Малозатратные при монтаже, но дорогостоящие в эксплуатации подобные системы характеризуются недолговеч­ностью трубопроводов ГВС и тепловых сетей, высокими эксплуатационными издержками при производстве, транспортировке и потреблении тепла, сверхнормативными расходами сетевой воды и, соответственно, тепловой энергии. Это недопустимо!

 

– Собир Вахабович, можно узнать конкретные цифры?


– Да, конечно.

В стране более 2 тыс. теплоисточников, в том числе крупных районных теплоцентралей и котельных. Предприятия «Иссиклик манбаи» являются оптовыми продавцами тепловой энергии, производителями-поставщиками – предприятия системы ГАК «Узбекэнерго», а также котельные других ведомств и предприятий. В качестве топлива более чем 80% их используют газ, выше 13% – уголь и сланцы, остальные – жидкие энергоносители. При этом высока изношенность котлового оборудования, оно морально и физически устарело – кое-где используется 50 и более лет. Это в свою очередь увеличивает установленные нормы расхода топлива (природного газа) на выработку одного Гкал в 1,5 раза в среднем по республике, в столице (с учетом объемов) этот показатель выше.

Территориальные системы теплоснабжения не обеспечивают оптимальной за­грузки источников тепловой энергии и, соответственно, не способствуют снижению совокупных затрат на теплоснабжение населенных пунктов. Общая протяженность тепловых сетей порядка 5 тыс. км, из них одна треть требует реконструкции.

Изношенность внутридомового инженерно-технического оборудования теплофикационных сетей в многоквартирных домах не позволяет обеспечить теплоснабжение домов в соответствии с утвержденными нормативными параметрами. Помимо этого, в отдельных многоквартирных домах, отсоединенных от централизованного теплоснабжения, население отапливается газовыми и электрическими приборами, зачастую несертифицированными, а значит, не гарантирующими соблюдения противопожарной безопасности.

Имеют место и другие проблемы. Так, в частности, объекты теплоснабжения имеют ряд недостатков:

низкая эффективность использования топлива – до 50%, энергоемкое насосное и тягосоздающее оборудование, нерегулируемость производительности оборудования по нагрузкам;

несовершенство конструкций элеваторных узлов и внутренних распределительных сетей, исключающее возможность их гидравлического регулирования. Как следствие, неполадки в снабжении тепловой энергией потребителей;

короткий срок службы трубопроводов тепловых сетей вследствие нарушения предприятиями теплоснабжения технологических режимов производства тепловой энергии, отсутствие контроля за технологией и несоблюдение параметров теплоносителя, применение устаревших технологий прокладки трубопроводов, не обеспечивающих долговечность и надежную защиту от коррозии;

применение технологий с открытым водоразбором для нужд горячего водоснабжения и использованием технической соли для химической подготовки воды, ведущим к экологическому загрязнению водоемов и почвы;

применение неэффективных теплоизоляционных материалов, допускающее большие потери тепловой энергии;

подача в зимний период теплоносителя с низкими температурами, приводящая к порче сужающих/регулирующих устройств, сливам теплоносителя из отопительных систем и т.д.

Говоря о существующей нормативно-правовой основе, регулирование взаимоотношений между предприятиями – поставщиками тепловой энергии и потребителями, можно отметить, в основном осуществляется Правилами предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан (рег. N 648 от 20.02.1999 г.), Правилами пользования тепловой энергией (приложение N 2 к Постановлению КМ от 22.08.2009 г. N 245) и Положением о порядке определения тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии, теплоэнергии и воды на выработку и транспортировку тепловой энергии, а также норм технологических потерь (рег. N 1687 от 7.06.2007 г.). Понятно, что они не являются и не могут быть всеобъемлющими.

Именно поэтому нужно систематизировать перечень действующих нормативно-правовых документов в данной сфере.  Усовершенствовать нормативно-правовую базу с учетом результатов ее анализа в теплоснабжающей отрасли: принять закон «О теплоснабжении» и внести изменения в Жилищный кодекс республики и другие документы в части повышения ответственности пользователей тепловой энергии за несанкционированное подключение или порчу отопительной системы.

Естественным в этом направлении должно стать дальнейшее совершенствование порядка формирования тарифов на теплоснабжение.

 

– Полянте Грамитонович! А что практически нужно сделать, чтобы в наших домах и офисах стало теплее?


– Думаю, начать следует с проведения инвентаризации технического состояния теплоснабжающих предприятий (котельное оборудование, магистральное и распределительные тепловые сети), многоквартирных домов (внутридомовое оборудование, стояки, элеваторы, степень изношенности покрытия домов и уровень тепловых потерь), а также с оснащения потребителей и жилищного фонда электронными приборами учета расхода горячей воды и тепловой энергии.

Необходимо также выработать на базе анализа и обобщения результаты инвентаризации Генеральной схемы развития теплоснабжения 29 крупных городов страны, соответствующей требованиям Киотского протокола по вопросам улучшения экологического состояния атмосферного воздуха.

Для применения системы локального теплоснабжения на вновь строящихся объектах социальной инфраструктуры (в школах, больницах, детских садах, академических лицеях и профессиональных колледжах, сельских врачебных пунктах и пр.) и жилищного фонда целесообразно пересмотреть действующую нормативно-правовую базу проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию объектов и сооружений.

Обслуживание объектов теплоснабжения можно поручить сервисным и управляющим организациям, имеющим разрешение Госинспекции «Саноатконтехназорат», выбирая альтернативных исполнителей на договорной основе по конкурсу.

Установка современных приборов учета расхода тепловой энергии и горячей воды позволит сэкономить объем потребляемой тепловой энергии до 20%. Для этого также требуется внесение соответствующих изменений в законодательные акты. А внедрение автоматизированной системы контроля и учета потребления тепла абонентам будет способствовать своевременной оплате за оказанные услуги теплоснабжения, сокращая дебиторскую и кредиторскую задолженности потребителей и поставщиков энергетических ресурсов.

Ну и не последнее место должны занимать подготовка и внесение предложений по совершенствованию обучения, подготовке и переподготовке специалис­тов в сфере теплоснабжения на базе анализа существующей системы подготовки кадров, а также опыта передовых стран мира в этом вопросе.

Конечно же, с учетом масштабности преобразований и поставленных задач данную Концепцию предусматривается осуществить в 3 этапа. I этап рассчитан на 2010–2012 годы, II этап будет осуществляться в 2013–2016 годах и III этап планируется на 2017–2019 годы.

 

– Собир Вахабович, какую экономическую выгоду даст принятие закона и реализация Концепции реформирования системы теплоснабжения?


– Реализация настоящей Концепции и Программы к ней позволит сконцентрировать целевые государственные финансовые ресурсы на реализацию приоритетных проектов в сфере теплоснабжения.

Программа по комплексному развитию и модернизации системы теплоснабжения за счет внедрения экономичного котлового и насосного оборудования, снижения теплопотерь при транспортировке и потреблении тепловой энергии позволит, как говорят специалисты и эксперты, сэкономить более 1 млрд куб. м природного газа и 400 млн кВт/час. электроэнергии в год. Кроме того, реализация пилотных проектов по комбинированной выработке электрической и тепловой энергии сохранит свыше 0,5 млрд куб. м природного газа в год.

Общая стоимость реализации проектов в рамках Концепции определена в 1,7 трлн сумов, а годовой экономический эффект от ее реализации составит 143,7 млрд сумов в год. Также реализация на экспорт сэкономленного природного газа даст возможность дополнительно получать ежегодно более 250 млн долл. США.

Понимание важности и необходимости решения вышеперечисленных вопросов позволит, по нашему глубокому убеждению, принять закон «О теплоснабжении» в самое ближайшее время.

 

Беседовал

Маъруф УСМАНОВ,

главный консультант ООО «Объединенная редакция «Norma».

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1468