Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Электронные коммерция и платежи

25.12.2012

 

Норма, N 51 от 25 декабря 2012 года

 

В минувшую пятницу на расширенном заседании Комитета по вопросам информации и коммуникационным технологиям Законодательной палаты была заслушана информация руководителей Центробанка и МВЭСИТ о развитии в стране электронных платежей и электронной коммерции. В заседании приняли участие депутаты, представители органов госвласти и управления, ЦБ и коммерческих банков, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества, СМИ.

 

Открывая заседание, председатель Комитета Абдурашид Джурабаев отметил, что в нашей стране повышается роль электронной коммерции, электронного банкинга и электронной торговли. В немалой степени этому способствует совершенствование законодательства, регулирующего информатизацию национальной экономики.

Комитет провел 3 контрольно-аналитических мероприятия по изучению состояния сферы информатизации, более 10 заседаний «круглого стола» и семинаров. Два из них были посвящены совершенствованию законов «Об электронных платежах» и «Об электронной коммерции», на них было выработано 30 предложений.

Сегодня в республике установлено 24,308 тысячи портов, позволяющих использовать широкополосные услуги Интернета, 147,8 тысячи их используется. Пропускная способность международных центров пакетной коммутации увеличена в 4 раза (10 Гбит/с), а скорость международного Интернета доведена до 5,61 Гбит/с. 945 хозсубъектов оказывают услуги доступа к Интернету, число его пользователей превысило 9,2 млн.

Правительственным решением функции уполномоченного госоргана в сфере электронных платежей возложены на ЦБ, в области электронной коммерции – на МВЭСИТ.

 

 

ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ


О мерах по дальнейшему развитию элект­ронной платежной системы проинформировал заместитель председателя Центрального банка Шухрат Хайдаров. В банковской сфере на 1 декабря 2012 года эмитировано 8 683 017 пластиковых карт, их обслуживает 112 661 торговый терминал. В начале этого года эти показатели соответственно составляли 8 276 490 и 99 688. Число информационных банковских киосков выросло с начала года более чем в 4 раза, на 1 декабря их было 1 082 (по итогам 2011 года – 262).

Народный банк, имеющий 25 тысяч агентских филиалов по приему платежей, сегодня предоставляет возможность оплаты услуг сотовой связи, доступа в Интернет, IP-телефонии, коммунальных услуг, страхования, телевидения и других видов в режиме реального времени. Ежедневно осуществляется в среднем 2,5–3 млн транзакций на 6,5–7 млрд сумов.

Банки все шире предоставляют услуги дистанционного управления счетами. Число пользователей «Интернет-банкинга» на 1 декабря составило 36 144, «SМS-банкинга» – 44 568 (на начало года их было соответственно 35 510 и 43 348). К системе «SМS-банкинг» подключено 11 банков, а в 3 банках она сегодня функ­ционирует в тестовом режиме.

В республике действует и развивается с переходом на стандарт EMV единая межбанковская платежная система Uzkart, которая объединяет платежные системы 30 коммерческих банков для осуществления расчетов банковскими картами с микрочиповыми модулями. На 1 декабря число онлайновых карт Uzkart-EMV составило 532 454 штуки, зарегистрировано на базе Uzkart-EMV 78 071 терминал.

 

 

СДЕЛКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ


О состоянии электронной коммерции в Узбекистане, ее проблемах и перспективах развития проинформировал начальник Главного управления маркетинга и прогноза мировых рынков, развития устойчивых партнерских отношений МВЭСИТ Бекзод Очилов. Для ведения электронной коммерции в республике внедрены ЕЭИС ВО, Единая автоматизированная система контроля транзитных товаров и транспортных средств. Для обеспечения работой предприятий реального сектора экономики, их стабильной деятельности и увеличения экспортного потенциала Республиканской товарно-сырьевой биржей и заинтересованными министерствами и ведомствами создана постоянно действующая электронная интернет-площадка продукции отечественных производителей Uzbek.com. В настоящее время биржевые сделки, заключенные в электронной торговой системе, охватывают более 40% оптовых продаж.

Внешнеторговые компании и хлопковые терминалы при МВЭСИТ объединены в единую систему «Инфоцентр», которая обеспечивает получение онлайн-информации о заключенных экспортных контрактах, их исполнении, а также отгрузке хлопкового волокна.

При ГТК создан портал электронного декларирования, на который могут через Интернет входить таможенные брокеры посредством USB-ключа, содержащего электронную цифровую подпись.

Для продвижения на экспорт отечественной продукции МВЭСИТ в 2010 году запустило интернет-портал exporter.uz, где размещена информация о более 5 700 товарах, которые производят 1 655 предприятий республики. За период его действия поступило более 1 000 запросов на закупку, по итогам проработки которых внешнеторговые компании заключили контракты более чем на 2 млн долларов. Всего с помощью портала экспортировано товаров на свыше 17 млн долларов США.

Б.Очилов озвучил предложения своего министерства по повышению эффективности электронной торговли. Необходимо на госуровне развивать интернет-платформы электронной коммерции, интегрировать их с международными платформами, создавать и внедрять системы электронного документооборота, позволяющего оказывать услуги по принципу «одно окно»; стимулировать предприятия, участвующие в электронной коммерции; совершенствовать нормативно-правовую базу.

 

 

ПРОБЛЕМЫ СЕГМЕНТА


На заседании депутаты отметили, что, наряду с позитивными тенденциями в сфере электронной коммерции и платежей, существует ряд проблем, препятствующих ее динамичному развитию. В част­ности, в Узбекистане основная работа ведется вокруг розничного сектора по модели B2C1 «Бизнес-клиент». А вот модель электронного бизнеса B2B2 «Бизнес-бизнес» малозаметна. Тогда как в Европе технологическое функционирование инфраструктуры системы сектора B2B осуществляется по международным стандартам электронного обмена данными EDI, у нас они практически не используются.

Одной из краеугольных проблем является регламентирование налогообложения сделок в Интернете, порядка электронных платежей, поставок заказанного (оплаченного) товара. Назрела необходимость четко определить в национальном законодательстве, какие налоги и таможенные платежи взимать при совершении электронных сделок и кого при этом считать налоговым резидентом РУз.

В числе факторов, сдерживающих развитие сегмента, было названо слабое участие госорганов в электронной коммерции. До сих пор МВЭСИТ, банками и таможенными органами не решены вопросы постановки на учет, мониторинга и контроля за исполнением электронных контрактов. Также не разработан госстандарт электронных паспортов для отечественных товаров. Нет конкретного перечня льгот и преференций по платежам, производимым в электронном виде. Существуют проблемы с госрегулированием рынка, подтверждением электронных документов, с кадрами, владеющими навыками электронной коммерции. Отсутствуют единый центр доверительной (треть­ей) стороны ЭЦП, страхование элект­ронных платежей. Последние не являются эквивалентами наличности, как это сделано в отношении платежей посредством пластиковых карт. Не развита инфраструктура онлайн-терминалов.

Учитывая высказанные мнения, Комитет принял соответствующие решения, направленные на совершенствование законодательства и его правоприменительной практики.

 

Мнения фракций

Фракция УзЛиДеП считает целесообразным рассмотреть вопрос о разработке программы внедрения в деятельность малого и частного бизнеса электронной коммерции, системы «SMS-банкинг», мобильных платежей. Требуется создать правовые основы электронного бизнеса, способствующие увеличению точек торговли посредством Интернета. Также было высказано мнение о необходимости организации услуг интернет-коммерции предприятиями и компаниями на их сайтах.

Фракция НДПУ считает важным расширить инфраструктуру, обеспечивающую массовую связь с социально значимыми государственными информационными ресурсами, проведение мониторинга и анализа средств информатизации, информационной продукции и услуг, а также совершенствование систем стандартизации, сертификации и лицензирования в информационной сфере.

Фракция «Миллий тикланиш» считает необходимым формировать национальные информационные ресурсы и технологии, развивать узбекский сегмент Интернета, обучать кадры, обслуживающие клиентов банков посредством интернет-торговли.

Фракция СДП «Адолат» считает необходимым принять комплекс мер по повышению качества веб-сайтов хозсубъектов, более широкому внедрению информационно-компьютерных технологий в жизнь государства и общества, каждой семьи.

 

Гульнора Абдуназарова
специальный корреспондент


Комментарии (8)

Добавить комментарий

Гость_ :

2012-12-26 17:36:38

Pravilno budet http://uzbex.com/vyat/index.jsp
U vas v tekste opechatka. uzbek.com

Гость_Sh.R.Tashhujaev- “Adolat”SDP :

2012-12-28 11:54:29

Мнение  нашей фракции было гораздо обширнее, чем размещенное  в конце статьи.
Идея активного использование возможностей мобильной телекоммуникации (как в странах ближнего и дальнего зарубежья) для оплаты услуг уже сегодня в Узбекистане вполне реальна.
Нужно продумать также серьезную систему преференций и поощрения со стороны государства для тех,кто активно внедряет ИКТ.
Тогда все пойдет, по нашему мнению,  гораздо быстрее.

Гость_Т.М. Туребеков, доцент ТГЮИ :

2012-12-30 09:36:44

Думается, что с внедрением и улучшением технологий, в том числе мобильных, и благодаря стремлению бизнес сообщества работать эффективнее, содействия ему со стороны государственных органов и  неправительственных структур,  рынок электронной коммерции будет набирать обороты.
     Законодателям надо скорее вносить дополнения и  предложения по внесению изменений  в некоторые статьи Законов Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», «Об электронных платежах», «Об электронном документообороте», нормативнқх актах о  денежном и товарообороте, цель которых – дальнейшее совершенствование и развитие правовых основ договорных отношений  в условиях ускоренных темпов  развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Гость_Алексей Ниязметов - Юрист :

2012-12-30 13:10:10

Как мне кажется, прежде чем совершенствовать правовую основу необходимы технические условия внедрения, в ином случае все это будет напоминать ситуацию с он-лайн карточками, когда терминалов почти нет, а там где они есть процедура снятия занимает несколько минут.

Гость_И.Запарходжаев - «Ижтимоий фикр» ЖФУМ :

2013-01-04 09:39:31

не могу согласиться  с доцентом и юристом: все нужно делать одновременно.
наверное, нужно поработать не только с бизнесменами, но и со всем населением на уровне махаллей, чтобы сложилось стойкое понимание того, что электронные(они же безналичные)платежи более удобны.
при этом  банкам и финорганам надо крепко призадуматься, что сделать, чтобы обеспечить привлекательность электронной коммерции!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах