Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Базовая основа демократических преобразований

06.12.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 49 от 6 декабря 2012 года


 

Год спустя после объявления суверенитета республики в нашей стране произошло второе по значимости событие. У молодого независимого государства появилась своя Конституция. Сегодня, отмечая юбилей Основного закона, можно без преувеличения сказать, что 20 лет назад это было действительно эпохальное событие в истории современного Узбекистана.

 

Тут не мешало бы вспомнить, что страна тогда находилась на распутье. Хорошо помню, как тогда в обществе довольно оживленно обсуждали темы будущего политического устройства и социально-экономического развития республики. Так, много было разговоров о рыночной экономике, хотя большинство населения имело смутное представление о свободном предпринимательстве, и разнобой мнений о нем в основном сводился к суждениям о либерализованных ценах на потребительском рынке. И тогда таких неопределенностей было более чем достаточно.

 

Приняв Конституцию, независимый Узбекистан не только определился со своими базовыми принципами государственного устройства и фундаментальными правовыми нормами, регулирующими все многообразие нашей жизни, но и задал вектор развития страны. Содержание 128 статей Основного закона однозначно показывает, что это курс на строительство демократического государства, формирование среды для гармоничного развития личности.

 

Статья 13. Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство

и другие неотъемлемые права.

Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.

Статья 19. Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.

Конституция Республики Узбекистан. 

 

Верховенство права и приверженность основополагающим демократическим принципам заложили в Конституцию алгоритм на созидательную деятельность, на удовлетворение общественных запросов, на реализацию гражданами своих конституционных прав. Обратимся за примером к близкой нам экономической сфере.

 

Статья 53. Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетных прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Конституция Республики Узбекистан.

 

Ставка на рыночную экономику и незыблемость прав собственности позволила стране обеспечить высокие темпы экономического роста, повысить материальное благосостояние населения. В Навоийской области функционирует около 16 тысяч субъектов хозяйственной деятельности, большинство которых находится под контролем частного капитала. Более 60 процентов трудоспособного населения региона занято в негосударственном секторе экономики. На долю субъектов малого бизнеса приходится свыше 54 процентов производства регионального валового продукта. При этом стоит отметить, что предпринимательским структурам обеспечена максимальная свобода в реализации своих инициатив, их права защищены законодательными актами. В экономической деятельности по Основному закону первенство отдается интересам потребителей.

 

Статья 54. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Конституция Республики Узбекистан.


 

Как-то обратил внимание, что когда мы говорим о Конституции, то в основном обращаем внимание на гражданские права, предоставленные Основным законом. Не знаю, насколько корректно это сравнение, но подобный «перекос», возможно, связан с тем, что теме прав посвящены 26 статей Конституции, а наши обязанности «уместились» в 6 стать­ях. Но общеизвестно, что прав без обязанностей не бывает. В данном случае хочется обратить внимание на другой нюанс. Чем больше прав – тем больше свобод, и не всегда может быть прописана ответственность за сделанный выбор.

 

В качестве примера сошлюсь на случай из недавней практики. Руководители трех малых предприятий с целью «минимизации» налоговых платежей, вступив в сговор, проводили фиктивные операции, позволявшие занижать налогооблагаемую базу. Противозаконная деятельность продолжалась полтора года, пока ее не пресекли минувшим летом. Менеджеров привлекли к уголовной ответственности, а предприятиям предстоит погасить образовавшуюся недоимку, вы­платить штрафы и пени почти на 110 млн сумов. Для одного из них история с «оптимизацией» налоговых платежей закончилась плачевно. Оно закрылось, 3 человека потеряли работу. Вот так авантюра одного должностного лица обернулась непредвиденными хлопотами для людей, которые ему доверились; от него в немалой степени зависело их материальное благополучие.

 

Но есть примеры и иного рода. Руководитель рыболовецкого фермерского хозяйства решил приобрести новую технику и расширить производственные возможности предприятия. На это требовалось 85 млн сумов. Собственных средств у рыбаков не хватало, и они обратились за кредитом в банк. Там в займе не отказали, но и денег не дали, хотя фермерское хозяйство представило бизнес-план, располагало залоговым обеспечением, имело репутацию стабильно работающего предприятия. Рыбаков мурыжили почти 2 месяца. Вопрос о предоставлении кредита удачно разрешился лишь после того, как по жалобе руководителя хозяйства к разбирательству подключились сотрудники Департамента. Освоив заемные средства,  предприятие увеличило объемы лова, открыло цех по копчению рыбы. В хозяйстве, где раньше работали 5 человек, теперь трудятся 17 рыбаков.

 

В нашей Конституции заложены базовые нормы, обеспечивающие приверженность республики принципам демократического развития. Именно на их основе принимаются законы, направленные на либерализацию процессов, идущих в социально-экономической сфере и общественной жизни страны. Но чем больше мы получаем свобод, тем больше возрастает ответственность за осознанный выбор и принятые решения. Об этом надо просто не забывать.


Алимардон ПАРДАЕВ,

начальник отдела

Нуратинского районного подразделения

управления Департамента по борьбе

с налоговыми, валютными

преступлениями и легализацией

преступных доходов.

Навоийская область.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1426