Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

БОЛЬШИЕ ЗАДЕЛЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

27.09.2012

Налоговые и таможенные вести, N 39 от 27 сентября 2012 года

 

По сравнению с другими регионами страны доля малого бизнеса в валовом региональном продукте Навоийской области выглядит весьма скромно - чуть более 35%. А в той же Наманганской области она вплотную подошла к 80% ВРП. Но, похоже, это тот случай, когда цифры не в полной мере отражают развитие малого бизнеса в регионе. Большая промышленность - сконцентрированные в одном территориальном образовании флагманы индустрии страны: НГМК, АО «Кызылкумцемент» и АО «Навоиазот» - «делает» все показатели по макроэкономике региона. Малому и частному предпринимательству не угнаться за большой тройкой, но оно вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие области. Например, диверсификация экономики региона - это его заслуга. В малых структурах занято 56% экономически активного населения региона. И малый бизнес продолжает оставаться основной сферой, решающей проблемы занятости и трудоустройства молодежи.

В то же время понятно, что 35% не потолок его роста. Региональная экономика ежегодно прибавляет по 7-8%, и доля малого бизнеса в производстве валового регионального продукта запрограммирована на дальнейшее увеличение. Весь вопрос в том, какими темпами будет расти его вклад в «общий котел».

Опыт прошлых лет подсказывает, что малый бизнес значительно прибавляет в весе, когда государство принимает очередной пакет стимулирующих мер, в экономику делаются массированные финансовые вливания, и он получает доступ к этим средствам. Как это происходит на практике, можно было наблюдать на примере реализации Антикризисной программы и Госпрограммы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства».

 

Например, Антикризисная программа предусматривала, что в целях расширения производства продовольственной продукции в каждом районе будет создано не менее 5-6 теплиц. В Навоийской области выделили под тепличные хозяйства 154 гектара земли. Малый бизнес оценил щедрость по достоинству и создал 126 теплиц, которые теперь ежегодно производят 15 тысяч тонн овощей. Это позволило организовать 3 100 новых рабочих мест.

Год малого бизнеса и частного предпринимательства дал новые стимулы развитию этого сектора и открыл малым товаропроизводителям новые горизонты. В прошлом году в экономику региона из всех источников финансирования было вложено 298,6 млрд сумов и 8,9 млн долларов. Принятый тогда же на основании февральского Постановления1 главы государства новый порядок госзакупок открыл навоийским субъектам малого бизнеса фактически новый рынок сбыта и позволил заключить договоры на реализацию своей продукции на 302,4 млрд сумов.

Для одних предпринимателей доступ к госзаказу стал спасительным кругом, для других - дополнительным подспорьем и существенной поддержкой в развитии собственного дела.

ООО «Хатырчи ипаги» из одноименного района имело свое налаженное производство шелкового сырья и прочные деловые связи с партнерами по всей стране. Казалось бы, этот бизнес стабилен во все времена. Но хатырчинское малое предприятие не смогло тягаться с крупными игроками и, не выдержав конкуренции, ушло с рынка.

Учредитель предприятия и его бессменный руководитель Мухаббат Одылова решила переориентироваться на пошив детской одежды и постельного белья. Полученные ею льготные кредиты позволили реализовать планы. Новыми основными потребителями продукции предприятия стали госструктуры. Хатырчинцы выиграли тендер на поставку постельного белья для больниц Хатырчинского и Навбахорского районов.

А дальше, как говорится, пошло-поехало. Ряды заказчиков пополнили общежития и профессиональные колледжи. Появилась возможность расширить продуктовую линейку - начали шить фартуки для сбора хлопка и комбинезоны для комбайнеров.

У предприятия 48 работников, которые трудятся на дому. Такая форма организации производства позволяет предприимчивой хатырчинке существенно снижать издержки. Ведь отпадает надобность нести немалые расходы по приобретению и содержанию швейного цеха. Это в свою очередь сказывается на себестоимости готовой продукции и дает возможность предприятию проводить гибкую ценовую политику, которая в конечном счете позволяет побеждать на тех же тендерных торгах.

По правде говоря, порой одолевает мысль: если бы не было мирового кризиса 2008-2009 годов, то его следовало бы придумать. Штормам на глобальных товарных рынках Узбекистан ответил сбалансированной и детально продуманной Антикризисной программой, разработчики которой сделали ставку на поддержку отечественного товаропроизводителя и меры по стимулированию спроса на внутреннем рынке. По большому счету именно Антикризисная программа способствовала диверсификации экономики региона.

Сравнительно недавно визитной карточкой индустриального региона была продукция химии, машиностроения, строительные материалы. При этом производством стройматериалов занимались всего два предприятия - АО «Кызылкумцемент» и Управление производственных предприятий (УПП), выпускающее изделия из железобетона. Стабильно работающая индустрия и наличие платежеспособного спроса дали толчок развитию розничной торговли, которая начала удовлетворять потребительские запросы за счет «импорта» из других регионов всего и вся.

Антикризисная программа и налоговые преференции, стимулируя местное производство продовольственных и непродовольственных товаров, насыщение потребительского рынка отечественной продукцией вызвали неподдельный интерес у предпринимателей. В области открылось 22 частных предприятия по производству строительных материалов. Еще лет 10-15 назад в хлопкосеющей области никто и не помышлял о переработке на месте хлопка-сырца. А теперь в регионе заработали предприятия не только по выпуску пряжи, но и готовой одежды. Когда-то в регионе была только завозная колбаса, ныне 19 хозсубъектов занимаются переработкой молока и мяса. У них есть мотивация осваивать рынок, закрепляться на нем, наращивать производственные объемы. В прошлом году колбасники и молочники на налоговых льготах сэкономили более 150 млн сумов.

Общеизвестно, что одним из постулатов успешного бизнеса и привлечения частных инвестиций являются доверие и уверенность предпринимателей в завтрашнем дне. Государство своими действиями, направленными на защиту интересов бизнес-сообщества и частного капитала от необоснованного вмешательства в работу хозяйствующих субъектов и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, дает не только надежду, но и вселяет уверенность, что процесс либерализации экономики будет идти по нарастающей. Этому служат и июльские указы2 главы государства с пакетами мер по кардинальному сокращению отчетности и разрешительных процедур, улучшению делового климата и предоставлению больших свобод предпринимательству.

Что примечательно, власти не ограничиваются принятием либеральных «директив», но прежде всего налаживают диалог с бизнесом. На сайте областного хокимията появилась «электронная приемная» для обращения граждан, в том числе о незаконных действиях контролирующих органов. Все поступившие в нее 26 обращений решены положительно. В прошлом году главы районных и городских администраций региона в дни открытых дверей провели 117 встреч с предпринимателями и рассмотрели 579 заявлений. По 511 из них решения, удовлетворяющие все стороны, были приняты на месте.

Подобные встречи позволяют предпринимателям получить поддержку и содействие в реализации перспективных начинаний. Частное предприятие «Просто престиж» начало первым в области производить обувь. И хотя директор предприятия Саодат Хамраева отправляла 10 своих подопечных на стажировку к ферганским обувщикам и на обучение в Центр содействия занятости и социальной защиты населения, первый блин у навбахорцев вышел комом. Но от идеи предприниматель не отказалась и пригласила ферганских мастеров к себе, чтобы те помогли наладить выпуск. Производство пошло, но встал вопрос со сбытом. Так как начинали с простого, то первой партией выпустили не какую-то там стильную продукцию, а рабочую обувь. Местные и региональные власти посодействовали, и небольшие партии навбахорских сапог приобрели химики «Навоиазота» и «Электрохимзавода», животноводческие хозяйства Канимехского района. «Испытания» прошли успешно, рабочая обувь пошла, что называется, в серийное производство, а химики и чабаны стали потребителями навбахорской обувки.

Братья Собировы из Хатырчинского района тоже стали первопроходцами, выйдя на региональный рынок с краской собственного производства. Подобных предприятий в регионе никогда не было, и его открытие не в городах с их развитой коммуникационной инфраструктурой, а в сельской глубинке - уже маленькая сенсация. Планы по организации в Хатырчах такого производства не один год будоражили умы братьев. Один из них - Фархад - в свое время 10 лет проработал на Ташкентском лакокрасочном заводе. Так что досконально освоил технологический процесс производства краски и имел связи со столичными мастерами. Дело оставалось за малым, вернее, самым сложным - найти инвестиции в дорогостоящий проект. На обзаведение стартовым капиталом братья потратили несколько лет. Открыли ООО «Махмуд бобо Собиров», на собственные средства возвели производственный цех в махалле «Дамарык». В местном отделении «Агропромбанка» получили кредит, на который приобрели у ташкентских лакокрасочников сырье и три технологические линии мощностью до 3 тонн продукции в сутки.

Представив свою продукцию на областном конкурсе «Ташаббус», братья произвели настоящий фурор. Для всех участников и гостей выставки появление местной краски стало полной неожиданностью. Они просто не верили, что подобное производство можно организовать на селе. Всеобщее внимание стало хорошей рекламой для братьев. Здесь же на конкурсе были заключены и первые контракты на поставку хатырчинской краски.

По словам руководителя предприятия Рахматулло Собирова, на их производственных линиях можно выпускать 36 разновидностей краски. В ближайшей перспективе братья планируют открыть цеха по производству лака и тары.

С какой еще новой продукцией навоийские предприниматели выйдут на рынок, предугадать сложно и, наверное, не надо. Гораздо важнее то, что пример братьев Собировых, Саодат Хамраевой, Мухаббат Одыловой показывает: у малого бизнеса региона есть приличный задел, позволяющий выходить на рынок с новыми товарами и осваивать перспективные направления в сфере предпринимательской деятельности.

 

Амир МАХМУДОВ,

соб. корр. «НТВ».

г.Навои.

 

--------------------------------------

1Постановление Президента «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» (от 7.02.2011 г. N ПП-1475).

В соответствии с Постановлением с 1 апреля прошлого года введен порядок осуществления госзакупок, который включает установление квот для субъектов малого бизнеса. Им отдается предпочтение на тендерах по госзакупкам (при прочих равных условиях). Кроме того, исключительно среди «малышей» проводится отбор подрядной организации для строительства и реконструкции объектов со стоимостью работ до 500 млн сумов, финансируемых за счет средств госбюджета и иных централизованных источников. В Постановлении приведены перечни товаров, работ, услуг для госнужд, которые преимущественно заказываются у субъектов малого бизнеса.

2Указы Президента «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» (от 16.07.2012 г. N УП-4453) и «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (от 18.07.2012 г. N УП-4455).

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 348