Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Хранить нельзя уничтожить

29.11.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 48 от 29 ноября 2012 года

 

Предприятие в конце года провело инвентаризацию первичных бухгалтерских документов и теперь планирует часть их уничтожить в связи с окончанием срока хранения. По предыдущему опыту работы знаю, что никакие документы не уничтожались, все сшивались и хранились.

Как правильно поступить: нужно ли передавать бумаги на хранение в архив или можно уничтожить? Какие документы можно уничтожать? Как в таком случае составляется акт об уничтожении, по какой форме и кто его утверждает?


Заместитель главного бухгалтера.


– В современном архивоведении применяются следующие понятия:

Национальный архивный фонд Республики Узбеки­стан (далее – НАФ РУз) исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь народа Узбекистана, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение;

типовой перечень документов с указанием сроков хранения – перечень документов с указанием сроков их хранения, разрабатываемый и утверждаемый Агентством «Узархив», служащий основой для разработки отраслевых перечней;

отраслевой перечень документов с указанием сроков хранения – перечень документов с указанием сроков их хранения, разрабатываемый отраслевыми органами управления на основе типового перечня документов;

документ временного хранения – документ с установленным сроком хранения, по истечении которого он подлежит уничтожению;

экспертиза ценности документов – комплекс мер по определению ценности документов или архивных документов для их отбора на хранение;

центральная экспертная комиссия – постоянно действующая комиссия, создаваемая в министерствах, госкомитетах, ведомствах, объединениях, имеющих подведомственную сеть для проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, включая управленческую (делопроизводственную), научно-техническую, кинофотофоно- и другую специальную документацию, подготовки к передаче на архивное хранение документов, а также для осуществления руководства и координации деятельности экспертных комиссий структурных подразделений и(или) подведомственных ему организаций;

экспертная комиссия – постоянно действующая комиссия предприятий, учреждений и организаций, создаваемая для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, включая управленческую (делопроизводственную), научно-техническую и другую специальную документацию, и подготовки их к передаче на архивное хранение;

экспертно-проверочная комиссия (ЭПК) – постоянно действующая комиссия, создаваемая в территориальных управлениях по архивному делу для проведения методической и практической работы по экспертизе ценности и подготовке к передаче на архивное хранение документов, включая управленческую (делопроизводственную), научно-техническую, кинофотофоно- и другую специальную документацию, а также для осуществления руководства и координации деятельности центральных экспертных комиссий и экспертных комиссий организаций, являющихся источниками комплектования гос­архивов.

Все организации республики можно условно разделить на две группы:

организации, создающие документы, относящиеся к Национальному архивному фонду Республики Узбекистан, независимо от формы собственности;

организации, не создающие документы, относящиеся к НАФ.

При отнесении документов организаций к НАФ РУз следует руководствоваться Законом «Об архивном деле»1, а также Положением о Национальном архивном фонде Республики Узбекистан2, Порядком государственной регистрации документов Национального архивного фонда Республики Узбекистан3. Список организаций – источников комплектования архивов утверждается Агентством «Узархив» и территориальными управлениями по архивному делу. В каждой организации должен создаваться ведомственный архив.

Экспертиза документов проводится в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы ценности документов4.

В организациях, создающих документы, относящиеся к НАФ РУз, образуются три группы документов: постоянного (бессрочного) хранения; по личному составу, хранящиеся 75 лет; дела временного хранения. Результатом экспертизы ценности являются описи дел постоянного хранения и по личному составу, акты о выделении документов для уничтожения, которые должны быть согласованы с соответствующими архив­ными учреждениями.

В организациях, не создающих документы, относящиеся к НАФ РУз, образуются дела по личному составу и дела временного хранения. При этом наиболее важные документы нормативно-правового, имущественного характера необходимо хранить до ликвидации организации. Описи дел по их личному составу не согласовываются с архивными учреждениями.

При определении конкретных сроков хранения документов и отборе их для уничтожения применяются типовые и ведомственные перечни. В отношении документов, созданных по 2009 год (включительно), применяются перечни, утвержденные до 2011 года.

Организации могут самостоятельно под руководством созданных в них экспертных и центральных экспертных комиссий осуществлять отбор дел на хранение и уничтожение.

Организации, в процессе деятельности которых не создаются документы НАФ РУз, составляют акты о выделении к уничтожению документов и уничтожают включенные в них документы по истечении сроков их хранения только после составления годовых разделов описей дел по личному составу за соответствующий период и утверждения их руководителем организации.

К экспертизе документов можно также привлекать работников архивных учреждений, прошедших аттестацию и получивших соответствующее свидетельство о профессиональной компетентности специалиста для проведения упорядочения документов предприятий и организаций.

В большинстве негосударственных организаций в основном образуются дела временного хранения по бухгалтерскому учету и отчетности. Мы приводим таблицу со сроками их хранения*.

 

 ------------------------------------

1От 15.06.2010 г. N ЗРУ-252.

2Приложение N 1 к Постановлению КМ от 30.10.1999 г. N 482.

3Приложение N 2 к Постановлению КМ от 30.10.1999 г. N 482.

4Утверждено приказом гендиректора Агентства «Узархив» при КМ, зарегистрированным МЮ 29.03.2012 г. N 2347.

 

§ 2. Бухгалтерский учет и отчетность

N

статьи

Виды документов

Сроки хранения документов

Примечание

310

Бухгалтерские отчеты и балансы организации, объяснительные записки к ним:

а) сводные годовые

б) годовые

в) квартальные

 

 

Постоянно1

Постоянно

5 л.2

1В организациях,

не создающих документы НАФ РУз, хранить до ликвидации организации.

2При отсутствии годовых – постоянно

311

Передаточные, разделительные, ликвидационные балансы

и приложения, объяснительные записки к ним

 

Постоянно1

1В организациях,

не создающих документы НАФ РУз, хранить до ликвидации организации

312

Аналитические документы (таблицы, записки, доклады)

к балансам и отчетам (годовым)

 

Постоянно1

1В организациях,

не создающих документы НАФ РУз, хранить до ликвидации организации

313

Переписка об утверждении и уточнении

балансов и отчетов

5 л.

 

314

Переписка о сроках представления бухгалтерской

и финансовой отчетности

1 г.

 

316

Отчеты об исполнении сметы расходов:

а) сводные годовые

б) годовые

в) квартальные

г) месячные

 

Постоянно

Постоянно

3 г.1

1 г.2

1При отсутствии годовых – постоянно.

2При отсутствии годовых и квартальных – постоянно

317

Синтетические аналитические, материальные счета бухгалтерского учета

5 л.

 

318

План счетов бухгалтерского учета:

а) по месту разработки и утверждения

б) в других организациях

 

Постоянно

После замены новыми

 

319

Отчеты по перечислению денежных сумм

по государственному и негосударственному страхованию (пенсионному, медицинскому, социальному, занятости)

 

Постоянно

 

320

Расчеты страхового взноса во внебюджетный Пенсионный фонд:

а) квартальные

б) месячные

 

 

5 л.

3 г.

 

321

Расчеты единого социального платежа

5 л.

 

322

Расчетная ведомость по средствам Государственного фонда содействия занятости:

а) годовая

б) квартальная

 

 

Постоянно

3 г.1

 

1При отсутствии годовых – постоянно

326

Первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые, банковские документы, извещения банков и переводные требования; выписки банков, выписки из валютных счетов, блок-счета, авизо, наряды на работу, табели, акты о приеме и сдаче

и списании имущества и материалов, счет-фактуры, корешки чековых книжек, квитанции и накладные по учету товарно-материальных ценностей, авансовые отчеты, товарные отчеты и др.)

 

 

 

 

5 л.1

 

 

 

1При условии завершения ревизий. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел сохраняются

до вынесения окончательного решения

327

Лицевые счета:

а) рабочих и служащих

б) получателей пенсий и государственных пособий

 

75 л. ЭПК

5 л.1

1После прекращения выплаты пособий

и пенсий; для единовременных пособий – 1 г.

328

Переписка о выплате заработной платы

5 л.

 

329

Положения о премировании работников:

а) по месту разработки и утверждения

б) в других организациях

 

Постоянно

До минования

надобности

 

 

*Полный перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций Узбекистана, с указанием сроков хранения смотрите в ЭСС «Практическая бухгалтерия».

 

330

Документы (протоколы, расчеты, ведомости, списки)

по начислению дивидендов держателям акций

(физическим лицам)

 

5 л.

 

331

Расчетные (расчетно-платежные) ведомости

5 л.1

1При отсутствии лицевых счетов – 75 л.

332

Инвентарные карточки и книги учета основных средств

5 л.1

1После ликвидации основных средств

333

Комитентские карточки, книги по учету лиц, сдающих товары на реализацию через магазины

3 г.

 

334

Доверенности на получение денежных сумм и товарно-материальных ценностей (в том числе аннулированные доверенности)

 

5 л.1

1При условии завершения ревизии

335

Гарантийные письма

5 л.

 

336

Учетные регистры (главная книга, журналы, мемориальные ордера, разработочные таблицы и др.)

5 л.1

1При условии завершения ревизий. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел сохраняются

до вынесения окончательного решения

337

Документы (акты, справки, счета) о приеме выполненных работ, счет-фактуры

5 л.

 

338

Справки, представляемые в бухгалтерию на оплату учебных отпусков, получение льгот по налогам, и др.

5 л.

 

339

Справки, сведения о финансовых показателях

3 г.

 

340

Вспомогательные и контрольные книги, журналы, картотеки, кассовые книги, оборотные ведомости

5 л.1

1При условии завершения ревизий. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел сохраняются

до вынесения окончательного решения

341

Книга учета депонированной заработной платы, журналы регистрации исполнительных листов

5 л.

 

342

Документы (протоколы, акты, отчеты) о переоценке основных фондов, определении износа основных средств, оценки стоимости имущества организации

Постоянно

 

343

Отчеты, сведения о поступлении, расходовании и остатках драгоценных металлов, алмазов и изделий из них

5 л.

 

344

Отчеты по налогам:

а) годовые

б) квартальные

в) месячные

 

Постоянно

3 г.1

1 г.2

 

1При отсутствии годовых –

постоянно.

2При отсутствии квартальных – 5 л.

345

Переписка о начисленных и перечисленных суммах налогов

в бюджеты всех уровней

5 л.

 

347

Документы (заявки, акты, справки, переписка) по валютным вопросам

5 л. ЭПК

 

349

Документы (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентарные описи, акты, сличительные ведомости) об инвентаризации основных средств, имущества, зданий

и сооружений, товарно-материальных ценностей

 

 

5 л.1

 

 

1 См. примечание к ст. 326

350

Сведения об учете фондов, лимитов заработной платы и контроля за их распределением, о расчетах по перерасходу

и задолженности по заработной плате, об удержании

из заработной платы, из средств социального страхования,

о выплате отпускных и выходных пособий и др.

 

 

5 л.

 

351

Документы (копии отчетов, выписки из протоколов, заключения) о выплате пособий, пенсий, листков нетрудоспособности по государственному социальному страхованию

 

5 л.

 

352

Исполнительные листы

5 л.1

1После завершения выплаты

353

Документы (справки, акты, обязательства, переписка) по дебиторской задолженности, недостачах, растратах, хищениях

5 л. ЭПК

 

354

Акты, ведомости определения износа основных средств

Постоянно

 

355

Паспорта зданий, сооружений1 и оборудования

5 л.2

1Паспорта зданий и сооружений – памятников архитектуры, находящихся под охраной государства, – постоянно.

2После ликвидации основных средств

356

Документы (планы, отчеты, переписка) о проведении документальных ревизий и контрольно-ревизионной работы

5 л.

 

357

Документы (акты, справки, информации, докладные записки)

о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций, в том числе о проверке кассы, правильности взимания налогов и др.

 

5 л.1

1При условии завершения ревизий. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел сохраняются

до вынесения окончательного решения

358

Переписка о финансово-хозяйственной деятельности (об учете фондов, о наложении и взыскании штрафов, о приеме, сдаче, списании материальных ценностей и другим вопросам)

 

5 л.

 

359

Договоры, соглашения (хозяйственные, операционные)

5 л.1 ЭПК

1После истечения срока действия договора при условии завершения ревизий

360

Договоры, трудовые соглашения с частными лицами

на разовые работы

75 л.

 

 

361

Договоры с аудиторами (аудиторскими фирмами)

 5 л.1

1После истечения срока договора

 

362

Договоры по альтернативной службе

 5 л.1

1После истечения срока договора

 

363

Реестры договоров

5 л.

 

 

364

Договоры о материальной ответственности

 5 л.1

1После увольнения материально-ответственного лица

 

365

Образцы подписей (материально-ответственных лиц)

После замены новыми

 

 

366

Переписка о выдаче и возврате ссуд

5 л.1

1После погашения ссуды

 

367

Сообщения (свидетельства) о постановке на учет в налоговых органах

3 г.1

1После снятия с учета

 

369

Документы (отчеты, сведения, информации), связанные

с операциями по ценным бумагам (акциям, векселям, облигациям)

 

5 л.1

 

1После погашения

 

370

Отчет по операциям с ценными бумагами:

а) годовые

б) квартальные

в) месячные

 

Постоянно

10 л.

5 л.

 

 

372

Документы (докладные записки, обзоры, справки, сведения, переписка) по вопросам выпуска ценных бумаг

5 л.

 

 

373

Документы информационно-справочного характера (обзоры, таблицы, аналитические записки, справки) о рынке ценных бумаг, финансовых рынках, операциях с ценными бумагами

 

5 л. ЭПК

 

 

374

Регистрационные документы (проспекты, эмиссии, заявления, справки, сведения) о выпусках ценных бумаг

15 л.

 

 

375

Документы (справки, сведения, записки, акты, заключения)

о нарушениях правил выпуска ценных бумаг

Постоянно

 

 

376

Переписка о начислении и выплате дивидендов

3 г.

 

 

 

377

Договоры имущественного страхования

5 л.1

1После истечения срока действия договора

 

379

Лицевые счета акционеров

5 л.1

1После перехода права собственности

на акции. При условии завершения проверки (ревизии)

 

380

Оперативные отчеты о расходовании иностранной валюты

на загранкомандировки

10 л.

 

 

381

Документы (акты сверок, справки) об уплате налогов в бюджет зачетами, ценными бумагами, поставками продукции, товаров, работ, услуг

 

5 л.

 

 

383

Книги, журналы, карточки учета:

а) ценных бумаг

б) договоров, контрактов, соглашений (кредитных, хозяйственных, операционных)

в) основных средств (зданий, сооружений)

г) расчетов с организациями

д) приходно-расходных кассовых документов (счетов, платежных поручений), погашенных векселей на уплату налогов, счета-фактуры

е) реализации товаров, работ, услуг, облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость

ж) хозяйственного имущества

з) вспомогательные, контрольные (транспортные, грузовые, весовые и др.)

и) подотчетных лиц

к) исполнительных листов

л) сумм доходов и подоходного налога работников

м) депонированной заработной платы

н) депонентов по депозитным суммам

о) доверенностей

 

Постоянно

 

5 л.1 ЭПК

5 л.2

5 л.3

 

 

5 л.3

 

   5 л.4,5

 5 л.3

 

 5 л.3

5 л.

5 л.

 5 л.2

 5 л.3

5 л.

 5 л.3

1После окончания срока действия последнего договора, контракта, соглашения.

2После ликвидации основных средств

при условии завершения проверки (ревизии).

3 При условии завершения проверки (ревизии). В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел сохраняются до вынесения
окончательного решения.

4После погашения налога при условии завершения проверки (ревизии).

5С даты последней записи при условии завершения проверки (ревизии)

 








 

Отобранные для уничтожения и включенные в акты документы передаются на уничтожение в установленном порядке. Запрещается использовать их для хозяйственных нужд. Сдача документов в организации, ведающие заготовкой вторичного сырья, оформляется приемо-сдаточными накладными, в которых указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Если организация уничтожает документы самостоятельно, оформлять приемо-сдаточную накладную не нужно. В таком случае достаточно сделать соответствующую отметку, например «Утилизировано», непосредственно на акте.

При ликвидации предприятий их архивные документы передаются в соответствующие государственные архивы в установленном порядке.

 

Пособие подготовлено специалистами «Norma Ekspert»

при содействии Ирины ЗИГАНШИНОЙ, эксперта «НТВ».


Комментарии (3)

Добавить комментарий
Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.

Гость_Alisher Bayjanov- SCRCUz :

2012-11-30 10:41:51

Хороший и полезный материал. Сам был свидетелем, когда бывшие сотрудники одной фирмы не могли получить данные по зарплате в течение длительного периода вследствие неупорядоченной деятельности бухгалтерии, бегания по архивам. Если все будут следовать нормам архивного дела, проблем будет гораздо меньше, но и копить все и подряд ни физически, ни технически не оправданно.Да и по нынешним ИТ временам, ставкам земельного налога и аренды    практически невозможно создавать архив в малом бизнесе.

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.

Гость_ :

2015-12-12 09:54:16

  

Гость_Alisher Bayjanov- SCRCUz
Хороший и полезный материал. Сам был свидетелем, когда бывшие сотрудники одной фирмы не могли получить данные по зарплате в течение длительного периода вследствие неупорядоченной деятельности бухгалтерии, бегания по архивам. Если все будут следовать нормам архивного дела, проблем будет гораздо меньше, но и копить все и подряд ни физически, ни технически не оправданно.Да и по нынешним ИТ временам, ставкам земельного налога и аренды практически невозможно создавать архив в малом бизнесе.
Здравствующие да вы правы,  я с  вами согласен:so:

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.

Гость_алена :

2020-06-30 10:09:10

Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах