Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Приоритеты собственника

25.10.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 43 от 25 октября 2012 года

 

Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»1 (далее – Закон), вступивший в силу 25 сентября 2012 года, призван регулировать отношения в области защиты частной собственности и гарантий прав собственников.

 

В ЕГО статье 2 закреплено, что право частной собственности – это право лица на владение, пользование и распоряжение имуществом, приобретенным им в соответствии с законодательством. При этом следует обратить внимание, во-первых, на то, что право част­ной собственности может принадлежать любому лицу. То есть, исходя из смысла соответствующих положений Гражданского кодекса, Закона «О собственности в Республике Узбекистан»2 и других законодательных актов, частная собственность может принадлежать физическим, юридическим лицам как Узбекистана, так и других государств, а также лицам без гражданства.

Во-вторых, частная собственность касается имущества, приобретенного таким лицом в соответствии с законодательством. Только в этом случае за ним признается право собственности.

Законом также установлено, что право собственности является бессрочным. Подчеркивается, что не допускается устанавливать собственнику срок владения, пользования и распоряжения имуществом.

Статьей 7 законодательно закреплен приоритет прав собственника. Указано, что во взаимоотношениях собственника с госорганами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие при осуществлении права частной собственности, толкуются в пользу собственника. Заслуживает внимания, что при этом не конкретизируется, в какой области законодательства долж­ны быть такие неясности и противоречия, чтобы их толковать в пользу собственника. Вероятно, имеется в виду все законодательство. При этом, видимо, следует учитывать, что данное правило применяется, во-первых, когда имеющиеся в законодательстве противоречия и неясности так или иначе связаны с осуществлением права частной собственности. Во-вторых, когда соотношение актов законодательства нельзя устранить на основании положений, установленных статьей 14 Закона «О нормативно-правовых актах»3.

Получается, что только в этих случаях неясность и противоречия толкуются в пользу собственника в отличие от схожих положений в Налоговом кодексе. Так, в соответствии со статьей 11 НК в пользу налогоплательщика толкуются все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства. Как видим, в данном случае законодательство должно быть исключительно налоговым.

 

НЕЛЬЗЯ обойти вниманием и вопрос о закрепленных в ­статье 19 Закона гарантиях прав собственника при прекращении права собственности, не направленного непосредственно на изъятие его имущества. Одним из наиболее важных, на наш взгляд, моментов является законодательное решение вопроса о рыночной стоимости возмещаемых убытков, вызванных сносом дома, иного строения или сооружения, принадлежащего собственнику и находящегося на изымаемом земельном участке. Речь идет и о прекращении права собственности в связи с решением госоргана об изъятии такого земельного участка. Статьей 19 также установлено, что не допускается снос дома, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости.

Порядок и условия возмещения убытков собственнику за сносимое имущество определяются законодательством, в частности Положением о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд4 (далее – Положение). Однако Положение содержит предписания об осуществлении оценки сносимого имущества оценочными организациями, но в нем отсутствует указание на то, что возмещение должно осуществляться по рыночной стоимости. После вступления Закона в силу это требование конкретизировано, что служит дополнительной гарантией прав собственника.

Сегодня, согласно пункту 27 Положения, компенсация убытков юридических лиц, причиненных изъятием земельного участка, осуществляется хокимиятами соответствующих районов (городов) за счет средств доходной части местных бюджетов. В случае отвода изымаемых земельных участков предприятиям, учреждениям и организациям выплата возмещений, предоставление жилых помещений, временного ­жилья и перевозка имущества на новое место производятся за счет средств предприятий, учреждений и организаций по решению хокимов соответствующих районов (городов).

По всей видимости, в дальнейшем в действующее законодательство, в том числе в Положение, будут внесены некоторые изменения и дополнения в связи с принятием Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

 

НЕ менее интересной является и статья 23 Закона, которой установлены гарантии при принятии акта законодательства, регулирующего отношения частной собственности. Согласно ей не имеет обратной силы акт законодательства, регулирующий отношения частной собственности в случае ухудшения им правового положения собственника или возлагающий дополнительные обременения. Как видно, такой акт законодательства не будет иметь обратной силы, только если он ухудшает правовое положение или возлагает дополнительные обременения. И, естественно, все «ухудшения положения» и «дополнительные обременения» в случае их наличия должны вытекать из принятого акта, направленного исключительно на регулирование отношений част­ной собственности.

Правда, может возникнуть вопрос: а в случае принятия акта, не регулирующего прямо отношения частной собственности, но меняющего правовое положение (например, отмена льгот) или устанавливающего дополнительное обременение (увеличение ставки налога на имущество, находящееся в собственности), применяется ли правило об отсутствии обратной силы такого акта? Видимо, в этом случае оно применяться не будет.

 

НА наш взгляд, особенно большое значение для инвестиционного климата имеет такая гарантия прав собственника, как недопустимость пересмотра и отмены результатов приватизации имущества. Так, часть первая статьи 24 Закона предусматривает, что частная собственность, возникшая в процессе приватизации государственного имущества, неприкосновенна. Результаты приватизации пересмотру и отмене не подлежат. Из ее содержания можно усмотреть, что результаты приватизации не подлежат пересмотру независимо от времени и момента их наступления, так как в рассматриваемом положении Закона они не дифференцируются по времени наступления.

Однако, обращаем внимание, что иным образом складывается ситуация в свете второй части указанной статьи, согласно которой не допускается инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации государственными, в том числе контролирующими и правохранительными органами, а также судом по имуществу, приватизированному после вступления в силу настоящего Закона. Здесь можно усмотреть, что речь идет только об имуществе, которое будет приватизировано после 25 сентября 2012 года.

На первый взгляд может показаться, что имеется некоторое противоречие между двумя частями одной статьи. Однако мы склонны считать, что его нет и часть вторая является продолжением содержания части первой и лишь более широко и детально раскрывает ее суть. Поэтому, думается, в статье 24 Закона речь идет об имуществе, приватизированном после вступления в силу Закона. Каково положение вещей на самом деле, видимо, сделает ясным правоприменительная практика. Хотя до этого хотелось бы получить какие-либо разъяснительные материалы, в том числе официальные.

 

В завершение хотелось бы отметить, что рассмотренный Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» обеспечивает гораздо большие гарантии реализации права собственности. Кроме того, данный документ отражает устойчиво высокие темпы реформирования законодательства и свидетельствует об уверенных шагах Узбекистана по пути улучшения инвестиционного климата. Принятие Закона создает еще более благоприятные условия для ускоренного развития предпринимательской деятельности и повышения доли частной собственности в развитии экономики.


Подготовили Олег ДАМИНОВ

и Атабек ИСИМОВ.

 

----------------------------------------------

1От 24.09.2012 г. N ЗРУ-336. Опубликован в «НТВ» N 39 (947) от 27.09.2012 г.

2От 31.10.1999 г. N 152-XII.

3От 14.12.2000 г. N 160-II.

4Утверждено Постановлением КМ от 29.05.2006 г. N 97.


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Ирина :

2012-11-20 11:37:39

Статья 28. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
 
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
 
Вопрос: обеспечен ли КабМином пересмотр и отмена нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону? Какие Постановления, решения или иные правовые акты были приняты с 25 сентября согласно этому закону?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1544