Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ

21.02.2012

 

Норма, N 8 от 21 февраля 2012 года

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НЕКОТОРЫХ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШИХ И НОВЫХ НОРМ

В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И КОНТРОЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДОЛЕЙ И АКЦИЙ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

 

Анализируются:

- Закон "О конкуренции" от 6.01.2012 г. N ЗРУ-319 (вступил в силу 7.01.2012 г., далее - Закон N ЗРУ-319);

- Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 27.12.1996 г. N 355-I (утратил силу, далее - Закон N 355-I);

- Инструкция о порядке контроля за приобретением более 35 процентов акций, долей хозяйствующего субъекта (рег. МЮ N 1896 от 5.02.2009 г., далее - Инструкция) (формально не утратила силу, но фактически большинство предусматриваемых ею положений не соответствуют нормам вновь принятого Закона N ЗРУ-319, поэтому она может применяться лишь в части, не противоречащей ему).

 

Основные нововведения:

1 увеличение в 25 раз стоимостного порога активов хозяйствующих субъектов при заключении сделок о реализации долей (акций), превышение которого обязывает получать предварительное согласие антимонопольного органа;

 

2 изменение списка документов, представляемых в антимонопольный орган для получения согласия;

 

3 снижение порогового показателя объема доли на рынке, превышение которого влечет признание субъекта занимающим доминирующее положение;

 

4 отмена для учредителей (участников, акционеров) одного и того же юридического лица требования о согласовании с антимонопольным органом продажи (уступки) друг другу принадлежащих им долей (акций) вне зависимости от приобретаемых их объемов и размера активов участвующих в сделке лиц;

 

5 установление предельных пороговых значений по объемам приобретаемых долей (акций), превышение которых требует получения предварительного согласия антимонопольного органа на сделки об их продаже (уступке) и как следствие этого - сокращение общего количества обращений в антимонопольный орган.

 

 

СДЕЛКИ МЕЖДУ СВОИМИ

 

Существенные изменения затронули интересы учредителей (участников, акционеров), продающих (уступающих) доли (акции) другим участникам (акционерам) - физическим лицам одного и того же юридического лица. На данные сделки до принятия Закона N ЗРУ-319 в общем порядке распространялись требования антимонопольного регулирования о согласовании. Например, если один учредитель, владеющий 50-процентной долей, продавал ее другому (физическому лицу) и балансовая стоимость активов превышала 4 000 МРЗП, то необходимо было получить предварительное согласие антимонопольного органа на сделку. Даже в тех случаях, когда учредитель - физическое лицо, владеющий, скажем, 70-процентной долей, докупал у другого учредителя, к примеру, 5 или 10%, Закон N 355-I требовал получения согласия антимонопольного органа на сделку.

Сегодня подобные случаи выведены за пределы антимонопольного регулирования. То есть если между учредителями одного и того же юридического лица заключается сделка о продаже (уступке) принадлежащих им долей (акций), то независимо от того, какой их объем перейдет в собственность приобретателю - физическому лицу и какой объем активов имеют лица, обращаться в антимонопольный орган за согласием необязательно. Такие сделки могут совершаться свободно. Под контролем антимонопольного органа сохранились лишь случаи продажи (уступки) учредителями (участниками, акционерами) долей (акций) в хозяйствующем субъекте третьим лицам.

 

 

СОГЛАСОВАНИЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО

 

Согласно Закону N 355-I , только учредители хозяйствующего субъекта при его образовании (за исключением случаев создания финансово-промышленных групп, холдинговых компаний) могли не получать согласия антимонопольного органа. Инструкцией дополнительно были определены случаи, не требующие согласования:

приобретение привилегированных акций, если по уставу хозяйствующего субъекта они не имели права голоса;

приобретение хозяйствующими субъектами собственных акций (долей) (если иное не было предусмотрено законодательством);

преобразование акционерного общества в иную организационно-правовую форму с перераспределением пакетов акций (долей).

Сегодня в состав норм Закона N ЗРУ-319 включены все вышеперечисленные случаи плюс добавлены еще 2:

передача акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) в доверительное управление, а также приобретение акций (долей) инвестиционными посредниками с целью дальнейшей их перепродажи;

приобретение хозяйствующим субъектом акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) в соответствии с решением Президента или Кабинета Министров.

 

 

ЛИМИТЫ АКТИВОВ И ВЫРУЧКИ.

ПЕРЕЧНИ ДОКУМЕНТОВ

 

Ранее на совершение сделки требовалось получать согласие, если балансовая стоимость активов за последний календарный год участвующих в ней лиц составляла 4 000 минимальных размеров заработной платы и более. При этом Закон N 355-I не предусматривал перечня документов, прилагаемых к ходатайству в антимонопольный орган. Содержалось лишь указание на обязательность представления "необходимой информации для вынесения решения". Инструкцией был определен такой перечень:

копии учредительных документов инвестора и хозяйствующего субъекта;

копии бухгалтерских балансов инвестора и хозяйствующего субъекта;

списки лиц, входящих в состав исполнительных и выборных органов управления инвестора и хозяйствующего субъекта. В их числе требовалось указывать также главных бухгалтеров либо исполняющих их обязанности лиц;

иные документы - по требованию антимонопольного органа.

Этот перечень не являлся исчерпывающим и мог быть дополнен документами по усмотрению антимонопольного органа.

Сегодня общая стоимость активов сторон сделки купли-продажи (уступки) долей (акций), при которой требуется получить согласие антимонопольного органа, составляет 100 000 минимальных размеров заработной платы и выше. При этом Законом N ЗРУ-319 установлен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:

1) копии учредительных документов с учетом всех изменений к ним - для юридического лица или паспортные данные заявителя - для физического лица;

2) сведения о видах деятельности, наименованиях видов товара и их объемах, произведенных и реализованных заявителем в течение 2 лет, предшествующих дню подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года;

3) финансовую и статистическую отчетность за 2 предыдущих календарных года;

4) сведения о составе группы лиц с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу лиц, и иную информацию, относящуюся к рассматриваемым сделкам по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале).

Данный список документов существенно расширен по сравнению с тем, который содержится в Инструкции. Так, в частности, если ранее требовался только бухгалтерский баланс, то сейчас - вся финансовая отчетность, сдаваемая субъектами. Ранее статистическая отчетность не предусматривалась, в отличие от ныне действующей редакции списка.

Перечень документов также, как и ранее, не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе требовать иную информацию, связанную с совершаемой сделкой, по своему усмотрению. Списки лиц, входящих в состав исполнительных и выборных органов управления инвестора и хозяйствующего субъекта, включая главных бухгалтеров либо исполняющих их обязанности лиц, не поименованы в нынешнем перечне отдельной строкой, поэтому при первичной подаче документов их указывать необязательно. Однако антимонопольный орган вправе потребовать эти данные после получения документов, воспользовавшись своим правом запрашивать "иную информацию".

Законом N ЗРУ-319 введен дополнительный параметр, наряду с объемом активов, - размер суммарной выручки от реализации товаров за последний календарный год участвующих в сделке лиц. Предусмотрено его применение на альтернативной основе. Это новое явление для нормативного регулирования системы антимонопольного контроля приобретения долей (акций).

 

 

ОБЪЕМЫ ВЫКУПА

 

В Законе N ЗРУ-319 сохранились ранее действовавшие положения о необходимости получения предварительного согласия при приобретении долей (акций) субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке. Однако изменился пороговый показатель наделения субъекта данным статусом: он снижен на 15%. Ранее положение субъекта признавалось доминирующим, если он владел долей рынка в 65% и более, а сегодня - уже при владении 50% и более.

Ранее действовал один 35-процентный порог объема долей (акций), превышение которого влекло обязательность получения предварительного согласия на сделку. При этом дополнительная покупка долей (акций) также требовала согласования вне зависимости от размера приобретаемого объема ("пакета"). То есть количество обращений в антимонопольный орган фактически было равным количеству совершаемых сделок.

Закон N ЗРУ-319 ввел новый принцип согласования сделок. Установлены различные пороговые показатели в отношении сделок с акциями и долями. В соответствии с новыми требованиями запрашивать согласие антимонопольного органа необходимо максимум 3 раза: при покупке 35, 50 и 75% акций. Дополнительное приобретение акций в пределах между указанными пороговыми значениями обращения в антимонопольный орган для получения предварительного согласия на сделку не требует.

В отношении реализации долей в ООО определены 2 предельных показателя: 50% и 2/3 части уставного фонда. То есть, согласно новым требованиям, предварительное согласие на сделку необходимо, только если объем доли, приобретенной в результате ее совершения, превысит один из указанных пределов. Дополнительная покупка долей в промежутках между данными пороговыми значениями уже не требует согласования с антимонопольным органом. Таким образом, максимальное количество возможных обращений в антимонопольный орган сокращено до двух раз.

 

 

РЕГЛАМЕНТ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

 

Срок рассмотрения обращения о получении согласия Законом N 355-I не был предусмотрен. Согласно же Инструкции, он составлял максимум 10 дней. При этом предусматривалось право антимонопольного органа отложить рассмотрение дела. Предельный срок не оговаривался. Основания для отложения дела не были определены, имелась лишь оговорка общего плана: "в связи с необходимостью анализа рынка или получения дополнительной информации".

Законом N ЗРУ-319 срок рассмотрения сохранен в пределах 10 дней. При этом предусмотрена возможность его продления, но с предельным периодом - не более чем на 1 месяц. Добавлено также и описание основания для продления: наличие у антимонопольного органа подозрений, что сделка приведет или может привести к ограничению конкуренции, в том числе посредством возникновения либо усиления доминирующего положения на товарном или финансовом рынке.

Основания для отказа в выдаче согласия Законом N 355-I не предусматривались. Они были указаны в Инструкции. Антимонопольный орган мог отказать, если:

хозяйствующий субъект занимал доминирующее положение на рынке товара и удовлетворение ходатайства могло привести к усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, группы лиц или ограничению конкуренции;

инвестор занимал доминирующее положение на том же рынке товара, что и хозяйствующий субъект;

приобретение акций, долей привело бы хозяйствующий субъект и инвестора в совокупности к доминирующему положению на рынке определенного товара;

представленная инвестором информация, имеющая значение для принятия решения, была недостоверной или ложной.

Теперь основания для отказа включены в состав норм Закона N ЗРУ-319. По сути, они не изменились, а лишь подверглись стилистическим корректировкам.

Ранее действовавшими нормативно-правовыми положениями предусматривались следующие варианты принимаемого антимонопольным органом решения: удовлетворить ходатайство и выдать согласие или отказать в удовлетворении и согласия не выдавать. Такой вариант, как выдача согласия в зависимости от выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции, не предусматривался. В новом Законе N ЗРУ-319 он присутствует. То есть анимонопольный орган вправе поставить факт выдачи согласия в зависимость от выполнения определенных требований. Их суть не раскрывается, перечень не предусматривается. Определение данных требований остается на усмотрение антимонопольного органа. Единственное уточнение - требования и сроки их исполнения должны содержаться в решении антимонопольного органа.

 

Артем МОКШИН,

руководитель экспертной юридической

службы ООО "Norma".

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 739