Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

"БЕЛАЯ" ЗАРПЛАТА ОБЕСПЕЧИТ ДОСТОЙНУЮ СТАРОСТЬ

25.04.2011

Большинство ныне здравствующих и работоспособных граждан, по-моему, так заняты "текучкой", что вообще не задумываются о неизбежной перспективе жить на пенсию. Осознание того, что на последнем отрезке жизни пенсия будет гарантированным и, вполне возможно, единственным источником доходов, приходит, когда до выхода на заслуженный отдых остается год-другой. Для полноты картины нелишне будет добавить, что, как правило, немало людей приходит "к полуфиналу" с набором хронических болячек, которые чаще всего напоминают о себе именно в пенсионном возрасте. А потому приходится констатировать, что у кого-то пенсионный "оклад" тянет на достойный отдых, есть свои "середнячки", а кто-то вынужден довольствоваться только пособием по старости (возрасту).

Еще на первоначальном этапе реформ был провозглашен основополагающий постулат новой экономической политики страны - строительство социально-рыночной экономики. С тех пор этот тезис в той или иной степени присутствует во всех социально-экономических новациях, воплотившихся на практике. И за все время социально-экономических преобразований, при всех сложностях реализации различных экономических задач на разных этапах реформ государственная машина по финансовой поддержке людей, достигших пожилого и преклонного возраста, работала бесперебойно.

 

ЗА СЕБЯ И СВОЕГО ДЕДУШКУ

 

По мере углубления рыночных преобразований становится все очевиднее, что государственные социальные гарантии должны отвечать реалиям времени и не носить декларативного характера.

Сегодня полностью изменилась система координат и правил. Рыночной экономике императивный подход противопоказан. Она делает ставку на свободу выбора своего материального обеспечения: либо человек работает по найму, либо занимается предпринимательской деятельностью.

Государство не дистанцируется от социальных обязательств, гарантирует права на доступ к ним и предлагает разделить бремя ответственности. При таком подходе иждивенческие настроения не сулят никаких перспектив, человек ставится перед фактом, что он должен проявлять инициативу и усилия для обеспечения своего текущего и будущего благополучия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что время потребовало приведения в соответствие с действительностью системы пенсионного обеспечения.

Как известно, доходную часть Пенсионного фонда формируют главным образом "три кита" - единый социальный платеж, обязательные отчисления предприятий, обязательные страховые взносы граждан. Нетрудно догадаться, что в этой триаде основная нагрузка падает на платежи юридических лиц. Но "физикам", наверное, не стоит уповать на то, что статус-кво сохранится и они в дальнейшем будут отделываться скромными вложениями в Пенсионный фонд. Тенденция последних 3 лет показывает, что их доля в его копилке постепенно увеличивается. В 2003-2008 годах социальные отчисления из заработной платы не превышали 2,5%. В 2009 году планка поднялась на один пункт, в 2010-м прибавили еще полпункта, а в текущем - ставка выросла до 4,5%.

Если же от деталей перейти к основополагающему принципу работы пенсионной машины, то здесь все без перемен. Работающая и занимающаяся предпринимательской деятельностью часть населения своими обязательными отчислениями в Пенсионный фонд содержит ушедших на отдых. И так происходит из поколения в поколение. Одним из главных условий нормального функционирования системы является требование: количество работающих всегда должно превышать численность пенсионеров. Однако сегодня эта формула выглядит не столь безупречно и с трудом вписывается в контекст современных вызовов и парадоксов. В этом плане показателен пример благополучной Западной Европы, где демографические проблемы, вызванные снижением рождаемости, плюс высокий уровень качества жизни привели к росту ее продолжительности и, соответственно, заметному увеличению числа людей пенсионного возраста. Вроде бы радоваться надо - люди стали лучше и дольше жить. Но у этой идиллии обнаружилась и обратная сторона. Редеют шеренги тех, кто своими страховыми взносами обеспечивает достойную старость, увеличиваются дополнительные нагрузки на государственные бюджеты. В прошлом году французское правительство первым в Европе решилось пойти на непопулярную и вызвавшую массу протестов меру - инициировало принятие законов, увеличивших на 2 года возрастной ценз, с которого французы станут уходить на пенсию.

 

 

    

Доходную часть Пенсионного фонда формируют "три кита" - единый социальный платеж, обязательные отчисления предприятий, обязательные страховые взносы граждан.

   

 

 

НЕ БЫТЬ ГАСТАРБАЙТЕРОМ

В СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ

 

У нас свой "хоккей". Почти половина населения страны - молодежь. Поэтому более актуальна проблема занятости населения. Не приходится рассчитывать на то, что в той же индустриальной Навоийской области в ближайшем будущем появятся крупные предприятия, способные принять на работу не одну тысячу человек. Своеобразным демонстрационным стендом с образцами современного промышленного производства можно считать предприятия, открывающиеся в свободной индустриально-экономической зоне (СИЭЗ), которые по всем параметрам подходят под малые предприятия. Но оснащенные по последнему слову техники они способны при минимальной численности занятых выпускать продукцию на сотни миллионов сумов. Недавно в СИЭЗ открылось еще одно СП, в которое его учредители вложили 12 млн долларов. Здесь 44 человека будут ежегодно производить 260 тысяч генераторов и 170 тысяч компрессоров для всего модельного ряда автомобилей, сходящих с конвейера СП "Дженерал Моторс Узбекистан".

В непростых условиях в республике, по-видимому, сумели найти оптимальное решение, сделав ставку на государственную поддержку стимулирования развития малого бизнеса. По данным областного управления по труду и социальной защите населения, в регионе ежегодно до 40 тысяч человек находят свою нишу на рынке труда и большинство их устраиваются в структурах малого бизнеса и частного предпринимательства.

Используемая у нас методология оценки рынка труда по стандартам Международной организации труда (МОТ) написана под экономику свободного предпринимательства. Ее нормы просты и понятны. Другое дело, что мы не всегда готовы воспринимать их адекватно. По МОТовским меркам не так-то просто получить статус безработного, так как по ним таковым признается не тот, кто потерял работу, а тот, кто не может реализовать свое право на труд. На практике это означает, что человек обратился за помощью в местную службу занятости, а ему не смогли подыскать вакансию по основному профилю деятельности, не предложили перейти на другую, пусть и нижеоплачиваемую, работу, не дали возможности за государственный счет овладеть навыками нового ремесла. Но, как правило, все бывает наоборот. Более того, территориальные структуры Минтруда имеют ресурсы, позволяющие выдавать человеку первоначальный ссудный капитал и начать собственное дело на ниве предпринимательства. Иначе говоря, правила МОТ предусматривают, что человек должен не отсиживаться и ждать милости от государства, а сам деятельно решать вопросы своего трудоустройства.

К сожалению, немалая часть граждан предпочитает более простые варианты и ищет счастье на "сером" рынке труда. Когда по телевидению показывают шествия демонстрантов в европейских странах, требующих работу, повышения заработной платы, сохранения социальных льгот, то, видя на экране сытых и опрятно одетых людей, которые с детьми шагают по улицам и распевают речевки, можно подумать, что они "с жиру бесятся". На самом деле они не хотят быть гастарбайтерами в собственной стране, хотят получать "белые" зарплаты и чтобы работодатели осуществляли все причитающиеся платежи в социальные фонды. Они думают о своем будущем.

Вероятно, привычка обращать взоры в завтрашний день со временем станет нормой и у нас. Пока же сегодня многие предпочитают крепко держать "синицу" в руках и довольствоваться малым - лишь бы заработать. Поэтому процветают и открыто работают "серые" биржи труда. Например, на специализированных рынках строительных материалов можно приобрести не только товарную продукцию, но и рабочую силу, которая в ожидании своего работодателя тут стоит и сидит рядами.

При сборе материала для статьи о семейном бизнесе довелось познакомиться с деятельностью одной фирмы, работающей в сфере общественного питания. По словам ее директора, в штате предприятия 3 человека - он сам, его сын и зять. Пока мы разговаривали, какая-то девушка убирала посуду и протирала столы в зале. На вопрос, кто она и кем работает, директор ответил: "Это - посудомойка, она "так" получает заработную плату, и ее это устраивает".

Безусловно, такое положение дел в первую очередь "устраивает" работодателя. Он не только экономит на обязательных платежах, но и не несет никакой ответственности по трудовому законодательству. У работника, у которого нет трудового договора, тоже есть свои "преференции": не нужно платить подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд, а заработную плату можно получать в режиме "он-лайн".

Что же можно противопоставить "серому" рынку труда и как с ним бороться? Возврат к государственной монополии на средства производства невозможен. Но административный ресурс, повышение качества контроля, рыночные инструменты регулирования, использование норм, отбивающих у предпринимателей охоту "минимизировать" налоговые и обязательные платежи, - очень даже эффективный инструмент на поле боя с "серостью". Еще в прошлом году для плательщиков единого налогового платежа установили порядок, согласно которому ЕНП уплачивается по действующим ставкам, но не ниже фиксированного налога на аналогичный вид деятельности, установленного для индивидуальных предпринимателей. Норму "усовершенствовали", и с нынешнего года плательщики этой группы также погашают налоги по действующим ставкам, но теперь не ниже 3-кратной суммы земельного налога, исчисляемой исходя из занимаемой площади.

С этим нововведением перекликается новация, согласно которой с 1 января 2011 года для предприятий сферы розничной торговли, общественного питания и строительства установлены нормативы численности работников и фонда оплаты труда. Отчетная компания о результатах финансово-хозяйственной деятельности в I квартале должна дать и первые сведения о том, насколько эффективно новое требование выводит из "тени" неучтенных работников.

 

ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ:

ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬ

 

С любителями получать неоформленную зарплату складывается ситуация несколько иного рода. Давить на них, заставлять людей "легализоваться" - занятие бесполезное. Единственное, что остается - это напомнить им, что за все придется платить. Этот момент истины для них наступит, когда они надумают пойти в собес оформлять пенсионные документы.

Та же работница кухни из общепитовской фирмы через несколько лет может оказаться в числе тех, кому пенсия будет не положена, даже если она два десятка лет усердно протирала столы и мыла посуду. Все эти годы могут оказаться "сизифовым трудом", так как с начала текущего года вступил в силу ряд изменений и дополнений в Закон "О государственном пенсионном обеспечении граждан". Одно из них гласит, что отныне пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет стажа работы или индивидуально-трудовой деятельности при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. То есть, чтобы иметь хотя бы минимальную пенсию, человек должен документально подтвердить, что в его трудовой биографии имеется пятилетка, когда он работал и платил страховые взносы.

Естественно, возникает вопрос: что ждет тех, у кого не наберется заветных 5 лет трудового стажа? Государство на произвол судьбы их не бросает. В регулярно публикуемых указах главы государства о повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий им отведен один абзац - "пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы". Сегодня это - 59 690 сумов. Чуть больше МРЗП (49 735 сумов), но значительно меньше минимальной пенсии по возрасту (97 285 сумов).

 

 

На пенсию по возрасту имеют право:

 

 

На Пособие по возрасту имеют право:

 

мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет

лица, не имеющие достаточного для назначения пенсии стажа работы, - при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного Законом "О государственном пенсионном обеспечении граждан"

(далее - Закон N 938-XII)

 

лица, не имеющие стажа работы или имеющие менее 5 лет стажа:

мужчины - по достижении 65 лет;

женщины - по достижении 60 лет

 

на льготных условиях с правом уменьшения общеустановленного возраста:

отдельные категории граждан - согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров;

инвалиды войны;

матери инвалидов с детства;

лилипуты и карлики

 

 

    

Пенсии по инвалидности назначаются:

    

Пособия по инвалидности назначаются:

инвалидам I и II групп:

инвалидам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания - независимо от стажа работы;

инвалидам вследствие общего заболевания - при наличии ко времени наступления инвалидности (определенному возрасту) стажа работы, установленных статьей 17 Закона N 938-XII

 

инвалидам I и II групп, не имеющим стажа работы, независимо от возраста, в случае наступления инвалидности только при постоянной или длительной потере трудоспособности - на весь срок потери трудоспособности

На пенсию по случаю потери кормильца имеют право:

 

На пособие по случаю потери кормильца имеют право:

 

нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении:

семья кормильца, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, семье умершего пенсионера - независимо от стажа работы кормильца;

семья кормильца, умершего вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, - в случае если кормилец ко дню смерти имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности

 

нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении лица, не имеющего права на государственную пенсию:

на 3 и более нетрудоспособных членов семьи - 100% пособия;

на 2 нетрудоспособных членов семьи -75% пособия;

на 1 нетрудоспособного члена семьи - 50% пособия

         

РАЗМЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(на 1 апреля 2011 года)

         

пенсия по возрасту:

минимальная - 97 285 сумов в месяц (установлена Указом N УП-4253);

максимальная - свыше 300 000 сумов (без учета льгот, надбавок, коэффициентов)

 

Пособие престарелым и нетрудоспособным гражданам - 59 690 сумов в месяц (установлено Указом N УП-4253).

 

 

Знакомясь с "поправками", нельзя не заметить, что пенсионное законодательство стало жестче. Довольно заметно поредел список льготников. Отдельные из них просто утратили свою актуальность. Но главное в том, что сокращение льгот - достаточно убедительный намек на то, что отныне пенсию надо зарабатывать, а послабления будут распространяться только на тех граждан, которые в силу перенесенных заболеваний или физических недугов лишены возможности работать или заниматься предпринимательской деятельностью.

В этой связи самая заметная новация - снятие с пенсионного "довольствия" инвалидов III группы. Как пояснил заместитель начальника управления Пенсионного фонда Навоийской области Камолиддин НУРМУРОДОВ, республика переняла зарубежный опыт, где есть только две группы инвалидности - I и II. Республика не стала слепо копировать чужой опыт. III группа никуда не делась. В соответствии с действующим порядком* она и впредь будет устанавливаться определенной категории лиц. Инвалидам этой группы будут выдавать заключение ВТЭК об установлении инвалидности, но с 2011 года им будут назначать и выплачивать пенсии не по инвалидности, а на общих основаниях. Для начала стоит учесть, что к инвалидам III группы относятся граждане, только частично утратившие трудоспособность. Есть специальный Закон, защищающий интересы инвалидов, обязывающий местные органы власти оказывать им содействие в трудоустройстве, а предприятия всех форм собственности - квотировать рабочие места и обустраивать их для инвалидов, которые таким образом могут заработать пенсию по старости.

 

 

    

Проверка выявила немало фальсифицированных и недостоверных первичных документов, предъявленных заявителями на получение пенсий. Объем незаконных выплат по ним превысил 786 млн сумов. Пока удалось вернуть 350 млн сумов незаслуженно полученных средств.

   

 

 

 

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В АРХИВ

 

О том, что в сфере пенсионного обеспечения грядут перемены, стало очевидно после передачи в конце 2009 года Указом главы государства забот о ней от Минтруда Минфину. Помимо решения текущих задач, новым кураторам предстояло провести полномасштабную ревизию доставшегося хозяйства. В частности, перед финансистами поставили дополнительную задачу - "осуществить сплошную проверку правильности вновь назначенных пенсий и пособий, а также применения предусмотренных законодательством льгот, в том числе путем проверки полноты и достоверности первичных документов в пенсионных делах граждан".

Соотношение некоторых цифр наводило на определенные размышления и подсказывало, где "копать". Например, на 1 января 2010 года в Навоийской области были зарегистрированы 67 953 пенсионера по возрасту и 30 499 пенсионеров по инвалидности. Ревизоры особый интерес проявили к последней группе. В 2010 году процесс реабилитации прошли 6 400 инвалидов. В результате на 208 человек сократилась I группа, II "похудела" на 2 336 человек. В итоге численность навоийских получателей пенсий по инвалидности уменьшилась на 2 061 человека.

Проверка выявила немало фальсифицированных и недостоверных первичных документов, предъявленных заявителями на получение пенсий. Объем незаконных выплат по ним превысил 786 млн сумов. Пока удалось вернуть 350 млн сумов незаслуженно полученных средств.

Усиление контроля и возросшие требования к изучению первичных документов, которые представляются для назначения пенсий, выявили "группу риска" в лице граждан, работающих по найму в хозсубъектах малого бизнеса. В Навои у чиновников горсобеса не возникает вопросов, если они видят в трудовых книжках записи, штампы и печати местных брэндов - АО "Навоиазот" или НГМК, государственных учреждений. Если же в "летописях" трудовой биографии стоят отметки разношерстных малых предприятий, то заявителя направляют за подтверждающими справками в архив. Если человек не сможет их представить, то в его стаж не засчитывается период работы на этом предприятии. Формально чиновники, может быть, правы: нет документов - нет предмета для обсуждения.

Но ведь из-за недисциплинированных работодателей, не сдавших в архивы документы, в незавидном положении могут оказаться тысячи работников субъектов малого бизнеса, исправно уплачивающих налоги и страховые взносы. К.Нурмуродов рекомендует работникам малых и частных фирм сразу брать выписки из приказов о приеме на работу и запасаться справками о заработной плате. Но он же замечает, что прошлогодние проверки первичных документов выявили немало справок о зарплате с недостоверными данными. Вот и выходит, что, как ни крути, без архивных материалов не обойтись. Но на одних увещеваниях далеко не уедешь, нужны какие-то административные меры ответственности, не позволяющие директорам забывать, что память о своем бизнесе надо доверять архивам. Эффективных рычагов воздействия сейчас нет. Даже 327-е постановление Кабинета Министров и 630-е постановление Президента (далее - Постановление N 327 и Постановление N ПП-630), предусматривающие процедуру ликвидации бездействующих предприятий, тут не очень-то могут помочь. Регламентируемые ими механизмы "сложения полномочий" сфокусированы на обеспечении погашения субъектами предпринимательства всех обязательств по налогам и обязательным платежам до исключения их из реестра действующих. Да, они содержат указания о необходимости сдачи документов в архив при ликвидации предприятий (пункты 33, 34, 46 приложения к Постановлению N ПП-630; 3.11 и 4.2 приложения к Постановлению N 327). Но, по всей вероятности, это далеко не всегда выполняют даже завершившие свой бизнес в соответствии с законодательством. А что уж говорить о "брошенных" фирмах. Хотя, думается, выход есть. Ведь все они платили налоги, социальные платежи, сведения о которых имеются в налоговых органах. Поэтому видится целесообразным в целях защиты прав наемных работников предусмотреть в законодательстве требование об обязанности соответствующих госорганов по запросам органов соцобеспечения давать справки о доходах физических лиц и уплаченных с них платежах.

Можно не сомневаться, что граждане, лишившиеся пенсионных льгот, восторг от этого не испытывают. Кому-то не по душе и дотошность работников собесов, принявшихся чуть ли не под лупой изучать записи в документах, предъявляемых для назначения пенсий. Но это когда-то должно было произойти, и новации в сфере пенсионного обеспечения все же заслуживают позитивной оценки. Меры по выводу зарплат "из тени" и принуждению работодателей полностью и своевременно производить платежи в Пенсионный фонд не рассчитаны на быстрый эффект, но их цель понятна. Впрочем, прежде всего сами наемные работники и индивидуальные предприниматели должны осознать, что обязательные страховые взносы, которые они делают сегодня, непосредственно связаны с их пенсионным будущим. И это, думается, все "плюсы" зарплаты в конверте не просто сводит к "нулю", а умножает их на отрицательное значение. В то время как уплаченные сегодня с личных доходов налоги и страховые платежи завтра прямо пропорционально отразятся на размерах пенсии.

И речь не идет о какой-то далекой перспективе. Пример оказался под рукой. По данным областного управления Пенсионного фонда, из 68 тысяч пожилых навоийцев, вышедших на пенсию по возрасту, 16 тысяч человек получают большую пенсию. Сотрудники регионального подразделения отказались назвать, какая сумма пенсии считается большой. По их мнению, Навоийская область не подходит для сравнения. Относительно низкая плотность населения, концентрация промышленных производств, имеющих стабильные и высокие заработки, выделяют область среди других территориальных образований республики - она является донором не только по налогам, но и по платежам в Пенсионный фонд. Но чтобы подобные островки стабильности сформировались в континент обеспеченной достойной старости, над этим, думается, нужно поработать и госорганам, и работодателям, и каждому из нас.

 

Амир МАХМУДОВ,

соб. корр. "НТВ".

г.Навои.

 

--------------------------------------------

*) Положение о порядке освидетельствования граждан и установления инвалидности во врачебно-трудовых экспертных комиссиях (приложение N 3 к постановлению КМ от 8 августа 2008 года N 175).

НТВ, N 16 от 21 апреля 2011 года.


Комментарии (4)

Добавить комментарий

planovik :

2011-09-07 09:08:32

... а вот вопрос:  может ли выплачиваться полная пенсия гражданам Узбекистана ( с узбекским паспортом), если этот гражданин(гражданка) проживают в России или в другом государстве СНГ с видом на жительство и имеет там постянную работу? Таких ведь много. А в Узбекистане работающим пенсионерам выплачивается 50% положенной пенсии...

Адвокат :

2011-09-09 17:14:00

planovik
По законодательству Узбекистана пенсионер обязан известить отдел Пенсионного фонда о получении дохода. Если собес обнаружит получение дохода, то с пенсии могут произвести удержания за все время.

planovik :

2011-09-14 15:44:32

...По законодательству Узбекистана пенсионер обязан известить отдел Пенсионного фонда о получении дохода. Если собес обнаружит получение дохода, то с пенсии могут произвести удержания за все время...
...независимо  от того на территории какой страны был получен доход?

Адвокат :

2011-09-14 16:35:11

planovik
независимо  от того на территории какой страны был получен доход?
Законодательством исключения не предусмотрены, соответственно и в этом случае работники отдела ПФ могут сократить пенсию, если конечно узнают о получении дохода и если у них будут доказательства.

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 356