Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

БОЛЬШЕ ЖИЗНИ, НАШ СОЮЗ

10.05.2012

ИЛИ

ЗАЧЕМ НУЖНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОФСОЮЗАХ

 

Налоговые и таможенные вести, N 20 от 9 мая 2012 года

 

Утвержденная правительством Программа по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса проектов законов и других нормативно-правовых актов на 2012 год1 предусматривает подготовку новой редакции закона "О профессиональных союзах". Необходимость этого законодательного акта обосновывается тем, что действующий с 1992 года Закон "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"2 регулирует не все отношения, возникающие в данной сфере. В частности, он закрепляет лишь права и гарантии профсоюзов, но не предусматривает порядок их создания и госрегистрации, недостаточно внимания уделяет экономическим основам деятельности этих объединений, вопросам социального партнерства в сфере труда и т.д. Новый закон должен ликвидировать эти пробелы, усилить роль профсоюзов, создать эффективные механизмы взаимодействия их с работодателями и госорганами, сделать профсоюзы реальным органом общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда. В мае этот законопроект, разработчиками которого являются Совет Федерации профсоюзов Узбекистана, Минюст, Минфин и Минэкономики, должен быть представлен на рассмотрение Законодательной палаты.

Чтобы принятие этого законодательного акта значительно усовершенствовало трудовое регулирование, очень важно максимально учесть изменения в этой сфере, произошедшие за годы независимости. Своими соображениями по этому поводу делится наш эксперт-юрист.

 

Профессиональные союзы создаются для защиты прав работников и должны служить главными оппонентами работодателей. Поэтому в международном праве закрепляются гарантии их деятельности - своего рода профсоюзный иммунитет, - которые сводятся к довольно простым нормам.

Во-первых, нельзя подчинить прием работника на работу или сохранение им своего места условию, чтобы он не вступал в профсоюз или вышел из него. Членство в нем и выполняемая в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время профсоюзная работа также не могут являться причиной прекращения трудовых отношений. Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров3 прямо указывает, что трудящиеся должны пользоваться соответствующей защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы ассоциаций в области найма на работу.

Идея защиты выборных представителей трудящихся, в том числе представителей профсоюзов, получила развитие и в Конвенции МОТ N 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях4, которая, в частности, предусматривает защиту представителей работников от прекращения трудового договора, основанного на их статусе, деятельности, членстве в профсоюзе или участии в профсоюзной деятельности (статья 1).

Таким образом, МОТ закрепляет право на объединение и создание правовых условий для беспрепятственной организации и деятельности профсоюзов в сфере представительства и защиты интересов трудящихся. Обе эти Конвенции МОТ ратифицированы Узбекистаном в 1997 году.

Обратимся к национальному законодательству. Конституция Республики Узбекистан и действующий Закон "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" (далее - Закон N 638-XII) определяют основной целью профсоюзов защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. Конституция закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы. Свободу деятельности общественных объединений гарантируют статья 58 Основного Закона и статья 2 Закона N 638-XII.

Профсоюзы, имея свои специфические цели и задачи, реализуют их, используя методы, присущие только этим организациям. В Узбекистане они действуют в соответствии с уставами и самостоятельно решают вопрос о регистрации в госорганах. Основные права и гарантии этих объединений работников установлены действующим Законом N 638-XII. Однако, по моему мнению, сегодня около половины из его 22 статей по разным причинам не работают, в том числе потому что нуждаются в уточнении, доработке, приведении в соответствие с другими актами законодательства.

Вот несколько тому примеров.

 

Согласно статье 8 "Права профессиональных союзов по защите права на труд" Закона "ликвидация предприятия и его структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе администрации, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления, не менее чем за три месяца, соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся".

В статье 19 Закона "О занятости населения"5 данная норма отсутствует. А в статье 102 "Предупреждение о прекращении трудового договора по инициативе работодателя" Трудового кодекса (ТК) она изложена в такой редакции: "Работодатель своевременно, не менее чем за два месяца, представляет соответствующему профсоюзному органу или иному органу, представляющему интересы работников, информацию о возможном массовом высвобождении работников и проводит консультации, направленные на смягчение последствий высвобождения". То есть Кодекс не содержит требования предоставлять профсоюзам информацию при ликвидации предприятия, а о сокращении их следует уведомлять не за три, а за два месяца. Налицо несоответствие норм.

 

Часть третья статьи 8 Закона N 638-XII прописывает: "Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием занятости и соблюдением законодательства в этой области". А так как в Законе "О занятости" подобная норма отсутствует, эти требования просто не выполняются.

Не работает и норма статьи 11 "Права профессиональных союзов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде и профессиональных союзах" Закона N 638-XII, согласно которой "профсоюзы контролируют соблюдение администрацией собственника или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и профсоюзах, вправе требовать устранения выявленных нарушений. Администрация обязана рассматривать представления об устранении нарушений законодательства о труде и профсоюзах и в течение месячного срока сообщать профсоюзу о результатах рассмотрения". Данная норма подкреплялась вторым предложением части второй этой же статьи: "С этой целью профсоюзы могут иметь инспекции, службы правовой помощи и другие необходимые органы". Согласно действующей редакции они могут иметь службы правовой помощи и другие необходимые органы.

Исключение из Закона N 638-XII и ТК терминов "инспекции" и "правовая и техническая инспекции труда" полностью приостановило реализацию контролирующих прав профсоюзов, так как этими вопросами занимались инспекторы труда по контролю за соблюдением трудового законодательства.

 

Статья 12 "Права профессиональных союзов в рассмотрении трудовых споров" Закона N 638-XII регламентирует: "Профсоюзы рассматривают индивидуальные трудовые споры членов профсоюза с администрацией и принимают по ним постановления в соответствии с законодательством". Но статья 260 "Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры" ТК это право не предусматривает. Поэтому профсоюзы не рассматривают индивидуальные трудовые споры.

А в связи с отсутствием нормативно-правового акта о порядке разрешения коллективных трудовых споров не работает и часть вторая статьи 12, по которой "профсоюзы участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров по вопросам, связанным с нарушением действующего законодательства, условий коллективного договора, соглашения, установлением новых или изменением существующих социально-экономических условий труда и быта".

По этим же причинам бездействует статья 14 "Права профессиональных союзов контролировать исполнение администрацией коллективного договора" Закона, согласно которой "профсоюзы вправе в случае принятия администрацией решения, нарушающего условия коллективного договора, внести администрации представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа администрации удовлетворить эти требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством о разрешении коллективных трудовых споров". Аналогичной нормы нет в статье 46 ТК.

Кроме того, статья 15 "Рассмотрение и разрешение споров между администрацией и трудовым коллективом" Закона о профсоюзах прямо указывает, что "вопросы по защите интересов трудящихся и разрешению возникающих споров между администрацией и трудовыми коллективами или профсоюзами рассматриваются в полном соответствии с законодательством Республики Узбекистан". Но такового, увы, нет.

Предоставленные статьей 18 Закона гарантии для избранных в органы профессиональных союзов трудящихся, не освобожденных от производственной работы, также не соответствуют статье 25 "Дополнительные трудовые гарантии для членов представительных органов работников" ТК.

 

Надо сказать, что положения действующего Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" не соответствуют не только Трудовому кодексу и Закону "О занятости населения", но и законам "Об охране труда" (от 6.05.1993 г. N 839-XII), "О негосударственных некоммерческих организациях" (от 14.04.1999 г. N 763-I) и целому ряду других законодательных актов Республики Узбекистан.

Хочется надеяться, что разработчики и законодатели в процессе работы над этим важнейшим законодательным актом не просто их устранят, но и учтут международный опыт регулирования деятельности профессиональных союзов. Хотелось бы также, чтобы закон отдавал приоритет интересам трудящихся, согласно которому все неустранимые противоречия законодательства трактуются в их пользу.

Надеемся, что с вступлением в силу нового закона о профсоюзах граждане, объединившиеся для защиты своих профессиональных интересов, в полной мере смогут реализовать свои права.

 

Абдусалам РИСКУЛЛАЕВ,

наш эксперт-юрист.

 

1Утверждена Постановлением КМ от 30.03.2012 г. N 93.

2От 2.07.1992 г. N 638-XII.

3Женева, 1.07.1949 г. Ратифицирована Постановлением Олий Мажлиса от 30.08.1997 г. N 496-I.

4Женева, 23.06.1971 г. Ратифицирована Постановлением Олий Мажлиса от 30.08.1997 г. N 494-I.

5В редакции Закона от 1.05.1998 г. N 616-I.


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_UMN :

2012-05-14 10:59:01

Безусловно, баланс соблюдения трудовых прав  наемных работников и предпринимателей, а также  интересов работодателей смогут обеспечить профсоюзы, которые строят свою работу с учетом динамики развития трудовых отношений в условиях рынка. Не случайно же главе Федерации профсоюзов страны квотируется место в Правительстве!
Посмотрим как это выстраивается в новой редакции  закона...

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1289