Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ИМЕЕШЬ РЕСУРСЫ, УМЕЙ НАЛОГИ ЗА НИХ ПЛАТИТЬ

21.02.2011

 

Редакционная почта приносит сравнительно немного вопросов по практике ресурсного налогообложения. В начале года в связи с принятием новых документов их количество, как правило, увеличивается.

Эту тенденцию подтвердил и январь 2011 года. На вопросы, вызванные практикой обложения ресурсными налогами, государственный налоговый инспектор отдела ресурсных налогов ГНК Вениамин ТЕН отвечает:

 

 

ТОПОЛИНЫЙ ПУХ,

ЗЕМЛЯ - РЕСУРС

 

Согласно статье 366 Налогового кодекса, налогооблагаемой базой является нормативная стоимость земельных участков, подлежащих налогообложению.

В момент ликвидации ширкатных хозяйств земли, засаженные находящимися на их балансе тополями, были реализованы через аукционные торги населению. В связи с этим на основании решения районных хокимов о создании фермерских хозяйств покупателям были отданы в долгосрочное пользование территории, занимаемые данными насаждениями. Этим фермерским хозяйствам в соответствии с Общегосударственным классификатором отраслей народного хозяйства Республики Узбекистан был присвоен код 21190 (другие направления растениеводства). Нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий каждого из них должна определяться Госкомитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру. Но его управление по Наманганской области сообщило, что нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является посадка тополей, не установлена, так как тополь не является сельскохозяйственным продуктом.

Какую нормативную стоимость земель следует применять при определении базы единого земельного налога для фермерских хозяйств - производителей сельскохозяйственной продукции, имеющих код 21190 (другие направления растениеводства)?

 

Фермерское хозяйство,

Наманганская область.

 

- Согласно статье 366 Налогового кодекса (далее - НК), налогооблагаемой базой для уплаты единого земельного налога является нормативная стоимость земельных участков, подлежащих налогообложению. Нормативная стоимость определяется в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с приложением N 20 к постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011 год" (от 24 декабря 2010 года N ПП-1449) нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий по каждому хозяйству определяется Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.

Предприятия и физические лица занимаются посадкой, выращиванием и производством тополей исключительно для использования их в качестве строительного материала.

Земельные участки, занятые тополями (теракзорами), не входят в состав сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетние насаждения, залежи, пастбища и сенокосы). Они включаются в состав лесонасаждений. Поэтому Госкомземгеодезкадастр не определяет нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий по земельным участкам, занятым тополями, а также по землям, занятым общественными постройками и дворами, искусственными прудами для выращивания рыб.

Рыбоводческие хозяйства - плательщики единого земельного налога уплачивают единый земельный налог исходя из нормативной стоимости орошаемых земель в среднем по району. На основании вышеизложенного за земельные участки, занятые тополями (теракзорами), фермерским хозяйствам целесообразно уплачивать единый земельный налог исходя из нормативной стоимости орошаемых земель в среднем по району.

 

* * *

 

 

 

ТОРГОВЛЯ В ТАШКЕНТЕ

НЕ ЛЬГОТИРУЕТСЯ

 

Фермерское хозяйство Самаркандской области арендует в Ташкенте нежилое помещение для продажи сельскохозяйственных продуктов. Для улучшения торговой деятельности в фермерское хозяйство принят новый член в качестве работника.

Какие права и льготы предоставляет действующее законодательство фермерским хозяйствам, осуществляющим торговлю сельскохозяйственной продукцией в городе Ташкенте?

 

Ж.Чолиев,

фермер.

 

- Налогообложение фермерских хозяйств регулируется статьями 362-369 НК. Им как сельскохозяйственным товаропроизводителям установлен порядок уплаты единого земельного налога.

Прибыль фермерского хозяйства после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение главы фермерского хозяйства и не подлежит налогообложению. Предоставление каких-либо дополнительных льгот фермерским хозяйствам, осуществляющим торговую деятельность в г.Ташкенте, не предусмотрено.

 

* * *

 

 

 

ЧТО ВЗЯТЬ С ДЕТСКОГО САДА?

 

15 апреля 2008 года на аукционных торгах, проведенных ГУП при территориальном управлении Госкомимущества по г.Сырдарье, гражданином Республики Корея был выкуплен детский сад. В данное время идет его реконструкция в рамках соглашения по выполнению инвестиционных обязательств, заключенного с Госкомимуществом Республики Узбекистан.

Негосударственное дошкольное учреждение просит разъяснить, какие льготы имеет физическое лицо по земельным и имущественным налогам?

 

Главный бухгалтер негосударственного

дошкольного учреждения.

 

- В соответствии со статьей 287 НК плательщиками земельного налога являются физические лица, а также дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды.

Согласно статье 290 НК, льготы, предусмотренные частью второй статьи 282 НК, по земельным участкам, не подлежащим налогообложению, распространяются также на физических лиц, являющихся плательщиками земельного налога. В соответствии с пунктом 9 части второй статьи 282 НК к земельным участкам, не подлежащим налогообложению, относятся земли, занятые объектами культуры, образования (общеобразовательные детские школы, учреждения дошкольного воспитания и т.д.) и здравоохранения. Эти льготы не распространяются на земельные участки, используемые не по прямому назначению. Исходя из вышеизложенного физические лица освобождены от уплаты земельного налога за земельные участки, занятые объектами образования. В случае их использования не по прямому назначению они должны уплатить земельный налог в общеустановленном порядке.

Согласно статье 272 НК, плательщиками налога на имущество являются физические лица, включая иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан, а также дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица, имеющие в собственности налогооблагаемое имущество.

Налогооблагаемой базой для плательщиков является инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Она определяется органом, осуществляющим госрегистрацию прав на недвижимость. Налоговым кодексом не предусмотрены льготы по налогу на имущество физическим лицам за объекты образования.

Следует также иметь в виду, что при использовании физическими лицами объектов налогообложения для предпринимательской деятельности либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также по нежилым помещениям, находящимся в собственности физических лиц, налог на имущество уплачивается по ставке, установленной для юридических лиц.

 

* * *

 

 

 

ПЕНЯ НА ВАШ БОНУС

 

Совместное предприятие создано на основании постановления Президента в целях расширения геолого-разведочных работ на территории Республики Узбекистан с привлечением иностранных инвестиций. Согласно статьям 253 и 254 НК, оно должно было уплатить подписной бонус для недропользователей, получивших лицензию на право пользования участками недр для проведения геолого-разведочных работ, по установленной ставке в сумме, кратной 500 минимальным размерам заработной платы, в течение 30 дней после получения лицензии. Наше СП получило ее 30 декабря 2009 года. Геолого-разведочные работы были начаты в апреле-мае 2010 года. До августа 2010 года МРЗП в Узбекистане составлял 37 680 сумов и сумма подписного бонуса равнялась бы 18 840 000 сумов. Однако предприятие оплатило его в сумме 24 867 500 сумов только в январе 2011 года, исходя из МРЗП в 49 735 сумов.

Таким образом, оплаченная сумма подписного бонуса превысила 6 027 500 сумов в пользу бюджета Республики Узбекистан.

Просим разъяснить правильность исчисления и уплаты подписного бонуса.

 

Заместитель директора СП.

 

- В соответствии со статьей 253 НК подписной бонус - разовый фиксированный платеж недропользователя за право осуществления деятельности по поиску и разведке полезных ископаемых на основании соответствующей лицензии. Он уплачивается в бюджет плательщиком не позднее 30 дней со дня получения лицензии. Об его уплате налогоплательщик должен письменно уведомить налоговый орган по месту налогового учета.

Вашему предприятию лицензия на право пользования участками недр была выдана Госкомитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам 30 декабря 2009 года. Согласно приложению N 15-1 к постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год" (от 22 декабря 2009 года N ПП-1245), ставка подписного бонуса на право поиска и разведки месторождений рудных полезных ископаемых, за исключением указанных в пунктах 2 и 3, установлена в размере 500 МРЗП.

В соответствии со статьей 120 НК нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,05% за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после истечения установленного срока по день уплаты включительно. При этом на сумму задолженности, равной излишне уплаченным суммам по другим налогам и иным обязательным платежам, пеня не начисляется. Ее размер не может превышать суммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств.

Исходя из вышеизложенного совместное предприятие должно было до 29 января 2010 года уплатить подписной бонус, кратный 500 минимальным размерам заработной платы (действовавшей в январе 2010 года).

За нарушение сроков уплаты подписного бонуса налоговый орган должен начислить с суммы 18 840 000 сумов пеню - 0,05% за каждый день просрочки, начиная с 30 января 2010 года по день уплаты включительно.

 

* * *

 

 

 

ПЛАТИТ АРЕНДОДАТЕЛЬ

 

Унитарное предприятие "AVTOSANOAT-TERMINAL" создано на базе неиспользуемых площадей ОАО "Резинотехника" в городе Ангрене.

Решением хокима Ахангаранского района Ташкентской области ему отведен земельный участок площадью 20,87 га.

С УП "AVTOSANOAT-TERMINAL" заключен договор аренды на вышеназванный имущественный комплекс сроком на 20 лет. Договор аренды зарегистрирован в земельно-имущественном кадастре Ахангаранского района.

Статья 22 Земельного кодекса предусматривает, что при переходе права хозяйственного владения на здание, сооружение или иную недвижимость вместе с ним переходит и право владения и постоянного пользования земельным участком, занятым указанными объектами и необходимым для их использования.

Просим разъяснить, кто является плательщиком налога на землю в случае передачи имущества в долгосрочную аренду?

 

Е.Калмыкова, аудитор.

 

- Статья 278 НК устанавливает порядок, по которому платежи в бюджет за использование земельных участков производятся в виде земельного налога или арендной платы за землю.

Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу. На юридических лиц, получивших земельные участки в аренду, распространяются ставки земельного налога с юридических лиц, льготы, порядок исчисления, представления расчетов и уплаты, установленные для плательщиков земельного налога с юридических лиц. Ими являются юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды. При сдаче недвижимого имущества в аренду плательщиком земельного налога является арендодатель.

Исходя из вышеизложенного за имущественные комплексы, переданные в аренду УП "AVTOSANOAT-TERMINAL" в городе Ангрене, плательщиком земельного налога является арендодатель АК "Узавтосаноат".

 

* * *

 

 

 

ПЛОЩАДЬ ПОД БАНКОМ

 

Статьей 281 НК предусмотрено, что налогооблагаемой базой при обложении земельным налогом является общая площадь земельного участка за вычетом площадей, не подлежащих налогообложению. Наш банк часто сталкивается с фактами применения в кадастровых и иных документах по одному и тому же земельному участку различных показателей площади земельного участка, например, "используемая площадь", "полезная", "фактическая", "площадь земельного участка по документам" и т.п. В результате ГНИ разных районов по-разному трактуют, от какой из этих величин площади необходимо исчислять земельный налог.

В целях правильного обложения земельным налогом просим разъяснить порядок исчисления земельного налога на следующих примерах:

1. Коммерческий банк имеет здание и земельный участок в г.Намангане. В кадастровых и иных документах на право владения земельным участком, занятым этим зданием, имеются следующие указания площадей:

выделенная земельная площадь по документам - 1 067,16 кв.м (по решению хокимията г.Намангана и в кадастре);

общая используемая (фактическая) площадь - 935,88 кв.м (в кадастре и свидетельстве).

С какой площади необходимо исчислять земельный налог на участок в г.Намангане?

2. Коммерческий банк имеет здание и земельный участок в г.Термезе. В кадастровых и иных документах на право владения земельным участком, занятым этим зданием, имеются следующие указания площадей:

выделенная земельная площадь по документам - 1 900 кв.м (в кадастре);

общая фактическая площадь - 1 968,29 кв.м (в кадастре и свидетельстве).

С какой площади земельного участка необходимо исчислять земельный налог на участок в г.Термезе?

Нужно ли иметь дополнительное разрешение хокимията на фактически занимаемую земельную площадь (она превышает выделенную ранее при застройке)?

Каковы особенности исчисления земельного налога на разницу между фактической и выделенной площадью земельного участка?

3. Коммерческий банк имеет здание и земельный участок в г.Андижане. В кадастровых и иных документах на право владения земельным участком, занятым этим зданием, указано:

выделенная земельная площадь по документам - 288 кв.м (в кадастре);

общая используемая площадь - 375,91 кв.м (в кадастре);

площадь земли (включая площадь на благоустройство) - 721,67 кв.м (в кадастре).

С какой площади земельного участка необходимо исчислять земельный налог на участок в г.Андижане?

Нужно ли иметь дополнительное разрешение хокимията на фактически занимаемую земельную площадь (она превышает выделенную ранее при застройке) и площадь на благоустройство?

Каковы особенности исчисления земельного налога за земли, отведенные под благоустройство, и разницы между фактической и выделенной площадью земельного участка?

4. 9 сентября 2008 года решением хокима г.Ташкента было выдано разрешение на выделение земельного участка под строительство офисного здания в Шайхантахурском районе г.Ташкента сроком на 2 года. В силу ряда причин строительство за 2 года не было завершено. Согласно пункту 10 статьи 36 Земельного кодекса, право владения или право постоянного пользования земельным участком прекращается в случае неиспользования в течение 2 лет земельного участка, предоставленного для несельскохозяйственных нужд. 19 декабря 2010 года извещением управления по земельным ресурсам и государственному кадастру города Ташкента коммерческий банк был уведомлен, что вышеуказанное решение хокима аннулировано в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса.

Просим разъяснить, с какого момента банк перестает быть плательщиком земельного налога по данному земельному участку: с сентября 2010 года, когда истек двухгодичный срок со дня принятия решения хокима на пользование земельным участком, или с декабря 2010 года, когда было выписано извещение управления по земельным ресурсам и государственному кадастру города Ташкента?

 

Коммерческий банк,

г.Ташкент.

 

- Плательщиками земельного налога являются юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды (статьи 279 и 280 НК). Объектом налогообложения являются земельные участки. Общая площадь их определяется по фактическому пользованию. И земельный налог рассчитывается исходя из фактически занимаемой площади земельного участка.

За земельные участки, на которые право собственности, владения, пользования или аренды перешло налогоплательщику в течение года, налогооблагаемая база исчисляется начиная со следующего месяца после возникновения соответствующего права на них. В случае уменьшения их площади налогооблагаемая база уменьшается с месяца, в котором уменьшилась площадь земельного участка.

При использовании земельного участка в размере большем, чем указано в документах, подтверждающих право на него, к налогоплательщику применяют штрафные санкции:

с юридических лиц - в 2-кратном размере земельного налога;

с физических лиц - в 1,5-кратном размере земельного налога.

 

Из вышеизложенного следует:

 

1. По первой ситуации необходимо уточнить, за кем числится на данный момент земельный участок в размере 131,28 кв.м (1 067,16 - 935,88), выделенный банку решением хокима г.Намангана. Если он:

передан в установленном порядке другим предприятиям и организациям или используется (переведен) как земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, оросительная сеть, набережные и т.д.), то земельный налог необходимо исчислять исходя из фактически используемой площади земельного участка (935,88 кв.м, или 0,09 га);

находится в пределах границ, установленных решением хокима г.Намангана по отводу земель, но фактически коммерческим банком не используется, то земельный налог необходимо исчислять исходя из юридических документов по закреплению земельного участка (1 067,16 кв.м, или 0,11 га).

 

2. В Термезе земельный налог необходимо исчислять исходя из фактически используемой площади (1 968,29 кв.м, или 0,20 га). При этом за 68,29 кв.м (1 968,29 - 1 900) необходимо уплатить штраф в сумме 2-кратного размера земельного налога. В дальнейшем необходимо в установленном порядке получить решение хокима г.Термеза о дополнительном выделении земельного участка в размере 68,29 кв.м или о фактическом закреплении земельного участка за банком в размере 1 968,29 кв.м, или 0,20 га.

 

3. В Андижане земельный налог необходимо исчислять исходя из фактически используемой площади (721,67 кв.м, или 0,07 га). При этом за 433,67 кв.м (721,67 - 288,00) необходимо уплатить штраф, равный 2-кратному размеру земельного налога. В дальнейшем необходимо получить решение хокима г.Андижана о дополнительном выделении 433,67 кв.м (0,04 га) или о фактическом закреплении земельного участка за банком в размере 721,67 кв.м (0,07 га). Кроме того, необходимо уточнить выделенные площади под благоустройство. Если они относятся к земельным участкам, не подлежащим налогообложению (статья 280, часть вторая статьи 282 НК), то данные площади исключаются из налогооблагаемой площади земельного налога.

 

4. Статья 5 Земельного кодекса устанавливает, что органы государственной власти областей и города Ташкента могут принимать решения о прекращении права владения, аренды и собственности на земельные участки в установленном порядке. В Ташкенте банк перестает быть плательщиком земельного налога по земельному участку, выделенному под строительство офисного здания в Шайхантахурском районе с того месяца, в котором принято решение хокима города о прекращении прав владения и пользования данным земельным участком.

 

 

 

 

НТВ, N 07 от 17 февраля 2011 года.

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 982