Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Обязательно ли участвовать в третейском суде?

25.05.2016

Ответ на этот вопрос можно найти в статье 35 Закона «О третейских судах» (далее - Закон), устанавливающей порядок участия сторон третейского разбирательства в заседании третейского суда.

 

 

Фозилжон ОТАХОНОВ, председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Узбекистана, кандидат юридических наук, доцент, комментирует 35 статью Закона «О третейских судах».

 

_________

 

Каждой стороне третейского разбирательства должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

 

Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то третейское разбирательство осуществляется с участием сторон третейского разбирательства или их представителей. 

 

Сторонам третейского разбирательства должно быть заблаговременно направлено либо вручено уведомление о времени и месте заседания третейского суда. Указанное уведомление направляется и вручается третейским судом в порядке, предусмотренном статьей 34 настоящего Закона.

 

Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то третейский суд рассматривает спор в закрытом заседании. 

 

Статья 35 Закона «О третейских судах».

_________

 

 

 

В части первой комментируемой статьи отражены такие основные принципы, как состязательность и равноправие сторон третейского разбирательства, закрепленные в статье 4 Закона.

 

Эти принципы затрагивают два аспекта выступления стороны:

 

- во-первых, изложение своей позиции. Это может быть осуществлено как в виде представления письменных документов (статья 33 Закона), так и в виде прений. Третейскому суду ни данной статьей, ни какими-либо иными предписаниями Закона не предоставлено право ограничивать стороны третейского разбирательства в изложении своей позиции.

 

Каждая из сторон по своему усмотрению и с учетом обстоятельств дела выбирает форму изложения своей позиции: письменную форму в виде представления документов, устную форму в виде выступления, содержание которого отражается в протоколе заседания, или в виде свидетельских показаний;

 

- во-вторых, защита одной стороной своих прав и интересов, т.е. изложение позиции в ответ на позицию другой стороны. Как и выступление, так и защита прав и интересов может быть осуществлена в виде представления документов либо в виде выступления в прениях.

 

Требование данной части статьи состоит в предоставлении сторонам третейского разбирательства равных возможностей. Это понятие носит процессуальный характер, иными словами, речь идет о формальном равенстве сторон по реализации предоставленного им права, а не о предоставлении одинакового количества времени каждой из них для изложения своей позиции или одинакового количества состязательных документов. Исходя из принципа добросовестности и честного ведения дел, сторонам третейского разбирательства не следует злоупотреблять предоставленными им правами, например в виде неоднократного повторения одних и тех же доводов.

 

Например, в практике третейского суда представители ответчика в целях затягивания третейского разбирательства заявляет ходатайства: о предоставлении дополнительных документов (хотя эти документы были представлены истцом при подаче иска), об отложении третейского разбирательства или об отводе третейской судьи и т.д.

 

Как правило, третейское разбирательство осуществляется на заседании суда с участием сторон или их представителей. Однако, часть вторая комментируемой статьи имеет диспозитивный характер, и поэтому стороны третейского разбирательства могут согласовать иной порядок. Например, проведение заседание суда без участия сторон.

 

Представителями в третейском суде при рассмотрении спора могут выступать любые лица, исключая недееспособных или состоящих под опекой или попечительством, поскольку они лишены возможности самостоятельно выполнять юридически значимые действия. Какие-либо ограничения в отношении лиц, которые могут быть представителями, не могут устанавливаться регламентами постоянно действующих третейских судов или их правилами для рассмотрения конкретного спора.

 

Если полномочия представителя надлежаще оформлены, третейский суд не имеет оснований ставить вопросы, состоит ли представитель в штате организации, включено или нет конкретное лицо в реестр адвокатов Узбекистана, достаточно ли он подготовлен для представительской деятельности. Объем полномочий представителя должен быть определен в доверенности. В этой части применимо правило, установленное статьей 52 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК), статьей 54 Гражданского процессуального кодекса  (ГПК). Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия. Если представляемое лицо намерено ограничить процессуальные возможности представителя, ему следует указать в доверенности, каких именно полномочий оно его лишает. При этом ХПК и ГПК предусматривается ряд полномочий, которые должны быть обязательно оговорены в доверенности. Это право на:

 

подписание искового заявления и отзыва на него, заявления об обеспечении иска;

 

передачу дела в третейский суд;

 

полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска;

 

изменение основания или предмета иска;

 

заключение мирового соглашения;

 

передачу своих полномочий другому лицу (передоверие);

 

получение присужденных денежных средств или иного имущества.

 

Приведенное положение относится и к третейскому разбирательству с известными уточнениями, касающимися самого факта рассмотрения дела в третейском суде и возможности оспаривания его решения.

 

Представителю иностранного лица в третейском суде нужно учитывать, что доверенность, выдаваемая ему (если доверенность выдается в иностранном государстве), должна отвечать требованиям, предъявляемым законодательством Узбекистана к оформлению документов, происходящих из-за рубежа. То есть она должна быть в необходимых случаях легализована или признана путем проставления специального штампа, если иное не предусмотрено международными договорами, в которых участвует Узбекистан.

 

Например, легализация не требуется в следующих случаях. В рамках стран СНГ действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 года (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова (с оговоркой), РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). В соответствии со статьей 13 Конвенции «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения», а также пользуются доказательной силой официальных документов.

 

С перечнем двухсторонних международных договоров Узбекистана о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам, в которых предусматриваются положения об отсутствии необходимости в легализации официальных документов компетентных органов договаривающихся сторон можно ознакомиться здесь.

 

Третейское разбирательство – частное дело сторон. Поэтому по умолчанию процедура разрешения спора проходит при закрытых дверях и это означает, что в зале судебного заседания могут находиться только стороны (представители сторон) и третейские судьи, рассматривающие дело. Закон устанавливает как общее правило для третейского разбирательства рассмотрение дела в закрытом заседании.

 

В этом законоположении вновь проявляется особенность третейского разбирательства, основывающегося на принципе конфиденциальности. Конечно, стороны вправе договориться о рассмотрении спора в открытом заседании, учитывая принцип диспозитивности регулирования третейского разбирательства. Следует учитывать, что если стороны придут к соглашению о рассмотрении спора в открытом заседании, они тем самым соглашаются и на открытие информации, содержащейся в деле. Третейское разбирательство в таком случае перестает быть конфиденциальным. В то же время, принцип конфиденциальности не перестает действовать, поскольку часть вторая статьи 28 Закона устанавливает как императивную норму невозможность допроса третейского судьи в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства. В необходимых случаях и в порядке, установленном Правилами третейского суда на заседании присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики. И это перечень лиц, которые могут быть допущены в закрытое заседание.

 

Публикации по теме:

 

Проекты НПА на Едином портале: деятельность третейских судов

 

После третейского суда конфиденциальность не гарантирована

 

Третейское разбирательство: судебная практика

 

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1495