Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Правовое обеспечение бизнеса. С чего начать?

14.04.2016

Юридическое обслуживание, как направление деятельности, сейчас быстро набирает популярность. Но у выпускников юридических вузов, молодых специалистов о нем часто нет четкого представления. В нашем обзоре – о некоторых шагах, которые необходимо предпринять, на первых этапах работы в этой сфере.

 

________________


Шаг первый. Начать, полагаем, стоит с определения круга собственных должностных обязанностей. Зачастую при собеседовании этому вопросу не уделяется должное внимание: соискатели концентрируются на режиме рабочего времени, местонахождении офиса и, разумеется, на размере оклада, тогда как в действительности первоочередным вопросом является определение тех задач, выполнение которых ставит перед юристом его будущий работодатель. Так как заключенный трудовой договор или соглашение гражданско-правового характера чаще всего содержат лишь указание на осуществляемую работником трудовую функцию, можно руководствоваться основными положениями, отраженными в законодательстве1, либо локальными актами предприятия при их наличии. Независимо от того, осуществляется ли правовое обеспечение штатным юристом или в виде юридического аутсорсинга, основные ожидания бизнеса от специалистов юридического профиля заключаются в следующем:

 

оптимизация расходов предприятия и снижение экономических рисков. Пожалуй, главнейшая задача для бизнеса. Важно отчетливо понимать, что роль юриста ограничивается разъяснениями положений законодательных актов, регулирующих, к примеру, вопросы налогообложения и рекомендациями по возможному снижению налогового бремени, применению предусмотренных законом льгот и пр.;

 

принятие мер по сокращению дебиторской задолженности, осуществляемых в виде претензионной работы, участия в качестве представителя в судебных инстанциях, взаимодействия с органами по исполнению судебных решений и мониторинга финансового состояния должников;

 

представление интересов предприятия во взаимоотношениях с третьими лицами посредством предусмотренных законодательством процедур и механизмов. Сюда можно отнести участие в переговорах, при подготовке и  заключении различного рода сделок с контрагентами, защиту интересов предпринимателя при проверках со стороны котролирующих госорганов;

 

регламентация производственной и организационной деятельности субъекта предпринимательства в виде разработки локальных актов предприятия и внесения предложений по совершенствованию внутреннего документооборота.

 

________________


Шаг второй. Определите перечень нормативно-правовых актов, которыми вам придется руководствоваться в ходе работы. Само собой, список не может быть исчерпывающим: помимо законодательных актов универсального характера, таких как Гражданский и Налоговый кодексы2 или Закон «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов»3, в каждом отдельном случае необходимо учитывать особенности организационно-правовой формы предприятия и осуществляемого им вида деятельности. Так, база применимого права для строительной организации в форме ООО или, скажем, для АО, занимающегося фармацевтической деятельностью, будет существенно отличаться.   

 

Кроме того, значение имеет особый правовой статус, присваиваемый отдельным категориям юрлиц. В частности, Законом «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»4 регламентируются порядок и критерии отнесения к числу субъектов малого бизнеса, а Законом «Об иностранных инвестициях»5 – к предприятиям с иностранными инвестициями и т.д. Именно наличие правового статуса гарантирует применение к субъекту определенных льгот и преференций, предусмотренных законодательством для данной категории лиц, что на практике позволяет реально упростить ведение бизнеса на всех его стадиях.     

 

Здесь также отметим, что сфера правового регулирования представляет собой динамичный процесс принятия актов законодательства, направленных как на внедрение новых правовых процедур, так и на совершенствование уже действующих, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в существующие нормативные акты. Не является исключением и правовая регламентация бизнеса. 

 

За последнее время был принят целый пакет нормативных актов, касающийся деятельности АО6, не менее серьезные меры по либерализации предпринимательской сферы7 регулярно предпринимаются государством. Порой бизнес-сообщество не успевает адаптироваться в условиях быстро меняющихся «правил игры». Важнейшим аспектом правового обеспечения в свете сказанного является своевременное информирование и истолкование значения реализуемых государством мер, прогнозирование возможных последствий для конкретной бизнес-структуры.

 

Существенным подспорьем практикующему юристу в данном вопросе станут программные продукты компании «NORMA», а также ежедневно публикуемые экспертами нашего информационно-правового портала Norma.uz материалы на актуальную правовую тематику.

 

________________


Шаг третий. Хорошей отправной точкой для совместной работы юриста и субъекта предпринимательства может стать процедура правового аудита. 

 

Под правовым аудитом8  обычно понимается комплекс мероприятий, осуществляемый специалистами в области юриспруденции, направленный на установление соответствия деятельности компании требованиям действующих норм законодательства. Важно отметить, что процесс осуществления правового аудита законодательством не регламентирован и производится исходя из сложившейся практики, по согласованию с заказчиком. Несмотря на название, лицу, осуществляющему подобного рода деятельность, не требуется обладать специальным статусом правового аудитора.

 

Важность правового аудита заключается в том, что он позволяет получить объективную оценку реального состояния исследуемого предприятия, определить возможные риски, модернизировать систему делопроизводства. Экспертизе подвергаются, как правило, учредительные и иные правоустанавливающие документы предприятия (устав, учредительный договор, лицензии, свидетельства и пр.), локальные акты (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и др.), часто используемые шаблоны хозяйственных договоров, в том числе внешнеэкономического характера (экспортные и импортные контракты), состояние претензионно-исковой работы на предприятии, порядок оформления кадровых процедур (приказы, ведение трудовых книжек, должностные инструкции) и т.д. По отдельной просьбе аудитором могут быть изучены также документы, касающиеся отдельных направлений деятельности организации, например порядок создания и функционирования её обособленных структурных подразделений.

 

Зачастую учредительные документы предприятия содержат устаревшие данные относительно осуществляемых видов деятельности либо состава учредителей (участников) данного юрлица. Также не всегда соблюдаются требования по периодичности и процедуре проведения очередного собрания органов управления – множество различных ошибок может быть выявлено в документах, оформляемых по итогам их проведения. Разумеется, акцентировать внимание в подобных случаях стоит не на самих ошибках, а на последующих правовых последствиях. Скажем, несоблюдение требований о порядке раскрытия информации повлечет признание решения общего собрания органа управления юрлица недействительным, а нарушения в процессе исчисления и уплаты налогов – наложение на предприятие финансовых санкций, а также привлечение к ответственности его должностных лиц.

 

Определенные упущения нередко возникают в процессе совершения различных сделок, равно как и при оформлении кадровых процедур. Осветить подробно все детали в рамках одного обзора невозможно, поэтому наша цель – лишь обозначить основные направления, в которых следует ориентироваться. Некоторые особенности договорной и претензионно-исковой работы будут более подробно освещены в наших будущих обзорах. 

 

________________


Резюмируя сказанное, дадим несколько кратких рекомендаций юристам, заинтересованным во взаимоотношениях с бизнесом:

 

приступая к правовому обеспечению субъекта предпринимательства, подготовьте для себя базу нормативно-правовых актов, регулирующих осуществляемую им деятельность;

 

исследуйте реальное состояние всех направлений деятельности предприятия на предмет соответствия законодательству и внутренним нормативам;

 

сформулируйте основные предложения по устранению нарушений или недочетов, наиболее часто допускаемых юрлицом;

 

рекомендуйте предпринимателям меры по оптимизации расходов в рамках правового поля, что способствует выходу на новый уровень экономического развития бизнеса;

 

станьте источником актуальной правовой информации, отслеживайте основные тенденции в правовом регулировании бизнеса и предпринимательской деятельности.                                          

 

    Олег ЗАМАНОВ,

наш эксперт-юрист.

 

Публикации по теме:


Можно ли малому бизнесу обойтись без юриста?

 

 

Легко ли найти работу юристу?

 

 

Организационно-правовая форма бизнеса: какую выбрать?

 

 


1 Постановление Кабинета Министров от 24.08.2007 г. № 182.

2 Гражданский кодекс. Утвержден законами от 21.12.1995 г. № 163-I и от 29.08.1996 г. № 256-I. Введен в действие с 1.03.1997 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса от 29.08.1996 г. № 257-I; Налоговый кодекс. Утвержден Законом от 25.12.2007 г. № ЗРУ-136. Введен в действие с 1.01.2008 г.

3 Закон от 29.08.1998 г. № 670-I.

4 Закон в новой редакции от 2.05.2012 г. № ЗРУ-328.

5 Закон от 30.04.1998 г. № 609-I.

6 Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (новая редакция от 6.05.2014 г. № ЗРУ-370); постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы корпоративного управления в акционерных обществах» от 2.07.2014 г. № 176; Указ Президента «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24.04.2015 г. № УП-4720; Постановление Президента «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества» от 21.12.2015 г. № ПП-2454 и др.

7 Указы Президента «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» от 24.08.2011 г. №УП–4354; «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» от 7.04.2014 г. № УП-4609  и «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15.05.2015 г. № УП-4725.

8 В различных источниках также встречается схожее по смыслу понятие «процедура Due Diligence».

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 815