Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzДва мнения о порядке выплаты компенсации за задержку выплаты дохода работникам Как уведомления по итогам автокамерала отличать от «неавтокамеральных» Как рассчитать НДФЛ и взносы на ИНПС за апрель 2024 года Как работать с резервом по сомнительным долгам Как работать с резервом по сомнительным долгам

Юрслужба должна урегулировать спор до суда

09.03.2017

 

По смыслу Указа Президента от 21.10.2016 г. № УП–4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» и постановления Президента от 19.01.2017 г. № ПП–2773 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы» установлено, что юридическими службами государственных органов и организаций в обязательном порядке принимаются меры по урегулированию в досудебном порядке споров, возникающих с участием данных органов и организаций. В этом обзоре – о правовых основах и порядке медиации с участием юрисконсультов.

 

Что такое досудебный порядок урегулирования споров?

 

Досудебный порядок урегулирования споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших споров (разногласий) без вмешательства судебных органов.

 

Досудебное урегулирование споров допускается законодателем по спорам, возникающим как из гражданских, так и из административных правоотношений.

 

 

Споры, возникающие из административных правоотношений по усмотрению заявителя, могут быть разрешены как в досудебном порядке, так и судебном порядке.

 

Например, в соответствии со статьей 271 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) вправе обжаловать предписание органа государственного управления непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу.

 

Обжалование предписания органа государственного управления в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу не исключает права обжалования в суд.


 

Разрешение споров в досудебном порядке, т.е. без судебного разбирательства – в интересах каждой стороны.

 

Во-первых, предъявитель претензии в короткие сроки добивается восстановления нарушенных прав и законных интересов.

Во-вторых, стороны экономят время и средства по расходам, связанным с оформлением иска и его предъявлением в суд, участием в процессе рассмотрения иска в суде и т.д.

В-третьих, предотвращаются расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и судебными издержками.

В-четвертых, укрепляются доверие и сотрудничество между участниками договорных отношений и создаются условия для дальнейшего сотрудничества.

 

Виды досудебного урегулирования споров

 

Реализация данной процедуры возможна только до подачи иска в суд, хотя и не исключает в последующем обращения в судебную инстанцию.

 

 

Необходимо отметить, что для споров, возникающих в экономической сфере из административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, которые в соответствии с подведомственностью дела, установленной ст. 23 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее – ХПК), рассматриваются в хозяйственном процессе без требования о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.


 

Досудебное урегулирование спора производится путем:

а) переговоров;

б) медиации;

в) направления претензии.

 

В договорах часто предусматривается возможность разрешения споров путем переговоров, а если согласия достигнуть не удалось – в судебном порядке. На практике судьи считают такую формулировку недостаточной для квалификации в качестве досудебного урегулирования споров, т.к., исходя из смысла ст. 6 ХПК, досудебный (претензионный) порядок должен быть установлен законом или предусмотрен договором четко с указанием формы, порядка и сроков проведения переговоров.

 

Медиация – способ разрешения спора с участием независимого лица (медиатора). Подробно об этом способе можно узнать в статье «Плюсы и минусы медиации».

 

Претензионный порядок досудебного урегулирования спора означает обмен сторон письмами (претензиями и ответами на претензии) с изложением своей позиции и предложений по разрешению ситуации. С подробным порядком предъявления и рассмотрения претензий можно ознакомиться здесь.

 

Подробнее о претензионном порядке урегулирования споров можно узнать здесь.

 

Роль юридической службы в осуществлении мер по урегулированию в досудебном порядке споров

 

Правильное и своевременное ведение работы по урегулированию в досудебном порядке споров (претензионная работа) является одним из основных этапов правовой работы по защите прав и законных интересов государственных органов и организаций и одним из плодотворных способов правового обеспечения исполнения условий договора.

 

Правильная организация ведения претензионной работы имеет важное значение для улучшения хозяйственного и финансового состояния государственных органов и организаций.

 

В подпункте 4 пункта 16 Положения о юридической службе государственных органов и организаций (прил. № 1 к ПП–2733 от 19.01.2017 г.) предусмотрены следующие 3 формы деятельности работников юридической службы в работе по урегулированию споров в досудебном порядке:

 

1) при возникновении споров с государственными органами и организациями, а также с гражданами самостоятельно или совместно с другими подразделениями принимает меры по их урегулированию в досудебном порядке;

2) участвует в подготовке претензий по защите интересов государственного органа и организации, рассмотрении претензий, предъявленных к государственному органу и организации;

3) осуществляет контроль за соблюдением в государственном органе и организации порядка предъявления и рассмотрения претензий.

 

В частности, участие работников юридической службы в претензионной работе включает в себя:

 

а) сбор необходимой для оформления претензии информации и документов, составление, оформление и направление претензии соответствующему юридическому или физическому лицу;

б) рассмотрение поступившей в адрес государственного органа и организации претензии, изучение соответствующих документов, имеющих отношение к претензии, оформление и направление ответа о частичном или полном удовлетворении указанных в претензии требований или отказ от их выполнения;

в) обобщение сведений об отправленных или принятых претензиях, их анализ, разработка, представление предложений и принятие мер по пресечению нарушений хозяйственных, финансовых, расчетных, трудовых дисциплин.

 

При предъявлении претензии работниками других структурных подразделений (бухгалтерии, финансового отдела, отдела обеспечения и т.д.) юридическая служба осуществляет над ними контроль, а именно:

  • объясняет порядок предъявления претензий ответственным работникам других структурных подразделений;
  • ознакамливает с действующим законодательством;
  • в необходимых случаях проводит правовую подготовку;
  • периодически проверяет их претензионную работу, оказывает практическую помощь;
  • консультирует по вопросам составления претензий по сложным вопросам;
  • представляет руководителю государственного органа и организации предложения по улучшению претензионной работы со­вместно с другими структурными подразделениями.

 

Предложения по совершенствованию действующего национального законодательства  по урегулированию споров в досудебном порядке:

 

1. Усилить роль переговоров в качестве досудебного урегулирования споров на законодательном уровне, где необходимо установить форму, порядок и сроки проведения переговоров, а также последствия их несоблюдения.

2. Медиация как способ досудебного урегулирования споров активно применяется в международном сообществе, но в нашей стране ещё не созданы необходимые правовые инструменты для ее применения. Поэтому считаем необходимым ускорить принятие закона «О медиации».

3. Установить обязательный порядок предъявления претензии (в альтернативной основе с другими способами досудебного урегулирования споров) до подачи иска в суд не только по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, но и по другим спорам, возникающим из административных и иных правоотношений.

 

Таким образом, в современных условиях досудебное урегулирование споров самими государственными органами и организациями должно стать преимущественной формой защиты нарушенных прав, ибо она соответствует принципу законности и является наиболее экономной, как государству, так гражданам и юридическим лицам.

 

Фозилжон ОТАХОНОВ

председатель МКАС при ТПП РУз,

доцент филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Ташкенте,

к.ю.н.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах