Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Законная разница между пользователем, блогером и СМИ

11.06.2015

В новой редакции Закона «Об информатизации» определено понятие «блогер» и установлены его обязанности. Но вопрос о том, в какой момент обычный пользователь социальных сетей получает статус блогера так и не нашёл своей правовой регламентации.

 

Конституция нашей республики закрепляет свободу слова, мысли и убеждения. Нет запрета на поиск, распространение и получение информации, отсутствует цензура. Всё же это не означает, что никто не несёт ответственность за качество информации в Интернете.

 

Когда же пользователь может быть признан блогером и стоит ли делать из блогера СМИ? 

 

 

Блогер и пользователь

 

Блогер, согласно статье 3 Закона «Об информатизации» от 11.12.2003 г. N 560-II, − это  физлицо, размещающее на своем веб-сайте и (или) странице веб-сайта в Интернете общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации.

 

Однако блогеры выкладывают свои публикации не только на специально созданных блог-платформах или веб-сайтах, но и в социальных сетях, которые являются наиболее удобным и распространённым способом.

 

В этой ситуации грань, в какой момент обычный пользователь социальных сетей становится блогером, законодательно не установлена. Всё проще, когда человек напрямую говорит о том, что считает себя блогером. Как же быть, когда кто-то не позиционирует себя таковым, но имеет множество подписчиков и размещает информацию на всеобщее обозрение. Законом не определено, например, какое количество подписчиков должно быть у блогера, сколько посещений его страницы должно происходить ежедневно. Но именно численность подписчиков и открытость блога для всех посетителей отличает рядового пользователя от блогера.

 

Если же не определить конкретнее, кто должен считаться блогером, то под его ответственность можно "подвести" любого пользователя социальных сетей или вовсе не установить виновность, хотя таковая присутствует.

 

 

Блогер и СМИ

 

Мировые тенденции последнего времени показывают, что официальные СМИ интегрируются в социальные сети. А в ряде стран блогеров признают в качестве журналистов. Таким образом, мир неизбежно движется к тому, чтобы приравнять блогинг к электронным СМИ.

 

Статья 4 Закона «О средствах массовой информации» (новая редакция) от 26.12.1997 г. N 541-I (утверждена Законом от 15.01.2007 г. N ЗРУ-78) устанавливает, что в Узбекистане СМИ признаются формой периодического распространения массовой информации, имеющей постоянное название и выходящей в свет или передаваемой в эфир (выпуск) не реже одного раза в шесть месяцев в печатном (газеты, журналы, ведомости, бюллетени и другие) и (или) электронном виде (теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, веб-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях), и иные формы периодического распространения массовой информации.

 

Если рассматривать блогосферу1 как отдельное информационное пространство, то нельзя не согласиться с тем, что она оказывает значительное влияние на мнение большой массы людей. Её влияние настолько велико, что даже учёные посвятили этому вопросу не одно исследование2.

 

Нередки случаи, когда СМИ и сами используют социальные сети для размещения своей информации. В этом случае страница в них становится частью СМИ.

 

Как печатные и электронные СМИ отличаются друг от друга формой и способом подачи информации, так и блогинг можно признать одним из их видов. Блогер не потерял бы своей самобытности и способа передачи информации, но при этом приобрёл бы равные со СМИ права и гарантии.

 

Пока же вероятность того, что блогеру в определённых случаях будет необходима регистрация в качестве СМИ, согласно нашему законодательству, не грозит.

 

Для справки: блогеры, готовые официально признать себя в качестве СМИ, могут найти здесь перечень необходимых для регистрации документов.

 

Несмотря на их различия, Закон устанавливает, что и СМИ, и страницы блогеров не могут быть использованы для:

 

- призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

 

- пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

 

- разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

 

- распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;

 

- пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

 

- пропаганды порнографии;

 

- совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность) в соответствии с законом.

 

Для справки: данные положения закреплены в статье 6 Закона «О средствах массовой информации» и статье 121 Закона «Об информатизации».

 

Более подробно о том, нарушение каких требований влечёт за собой административную и уголовную ответственность для СМИ и блогера, можно узнать здесь.

 

 

 

Блогер и журналист

 

Если приравнять блогеров к электронным СМИ, то можно ли сказать, что они будут обладать правами и обязанностями журналистов?

 

В Законе «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 24.04.1997 г. N 402-I, статье 3 журналист определяется как лицо, которое состоит на службе средств массовой информации Узбекистана или иностранного государства либо работает на договорной основе и занимается сбором, анализом и распространением информации по определенной тематике.

 

Таким образом, если журналист собирает, анализирует и распространяет информацию, то блогер, согласно законодательному определению, только размещает её на своей странице.

 

У блогера и журналиста существуют разные обязанности, за нарушение которых оба несут ответственность.

 

Обязанности

Журналиста:

Блогера:

проверять достоверность подготавливаемых материалов и предоставлять объективную информацию;

проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта в Интернете;

придерживаться принципа презумпции невиновности;

не допускать использование своих веб-сайта и (или) страницы веб-сайта для размещения запрещённой законодательно информации.

соблюдать требования законодательства и правила международных договоров Узбекистана;

незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности.

уважать права и свободы, честь и достоинство личности.

 

не может использовать профессиональную информацию в личных целях, публиковать факты о частной жизни физлица, а также использовать аудио- и видеозаписывающие средства без согласия источника информации или автора.

 

 

Для справки: обязанности журналиста закреплены в статье 6 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста». А обязанности блогера – в статье 121 Закона «Об информатизации».

 

Но если круг прав журналиста законодательно определён в статье 5 указанного акта, то для блогера они не установлены вовсе. Также журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности, и установлен запрет на его преследование за публикацию критических материалов. Таких гарантий, в отношении блогеров, на сегодняшний день не существует.

 

 

Возможно ли приравнять блогинг к СМИ?

 

Если идти по пути признания блогера в качестве СМИ, тогда будет необходимо создать и равные возможности, несмотря на разные условия.

 

Например, СМИ обладают большей материально-технической базой, тогда как блогер обходится компьютером и фотокамерой. Над материалом в СМИ работает целая редакция, а блог ведут, как правило, один-два пользователя. Также блогер не обладает правами и гарантиями журналиста или СМИ.

 

Кроме того не редкой будет ситуация, когда блогер, в силу своего возраста, не может зарегистрироваться как СМИ.

 

Для справки: согласно статье 8 Закона «О Средствах массовой информации» лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, не может быть учредителем средства массовой информации.

 

При этом есть множество примеров, когда у несовершеннолетнего блогера подписчиков больше, чем читателей нескольких электронных СМИ одновременно. Но нести ответстенность как блогер или журналист он не может.

 

Многих волнует и вопрос того, не лишится ли блогосфера самой своей сути: она интересна тем, что несёт в себе не сухую констатацию фактов, а позволяет выражать свою точку зрения и обмениваться ею напрямую с другими без каких-либо корректировок. При этом уровень доверия к СМИ снижается, а социальные сети всё чаще воспринимаются как беспристрастный источник3.

 

Блогеры стали инструментом формирования настроений в обществе, а потому объективно назрела необходимость в законодательном урегулировании их деятельности. Но для этого необходимо очертить конкретные рамки того, когда рядовой пользователь становится блогером, и затем наделить его возможностями СМИ, конечно же, с учетом специфики его деятельности.

 

Амина Махмудова.

 

 

1 Блогосфера (от англ. blogosphere) − термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть.

 

 

 

2 Manuel Castells. The Impact of the Internet on Society: A Global Perspective. Open Mind. https://www.bbvaopenmind.com/en/article/the-impact-of-the-internet-on-society-a-global-perspective/?fullscreen=true

 

 

 

3 Ederman Trust Barometer. http://www.edelman.com/2015-edelman-trust-barometer-2/trust-and-innovation-edelman-trust-barometer/global-results/

 

 

 

 

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 230