Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Зачем нужны апелляционные хозсуды?

01.11.2016

 

В Узбекистане решено создать региональные апелляционные суды в системе хозяйственных судов республики (УП-4850 от 21.10.2016 г.). Новый обзор - о логике принятого решения через призму развития системы судопроизводства по хозделам.

 

Прежде всего, зададим вопрос: почему апелляционных хозяйственных судов в Узбекистане до сих пор не было?

 

На момент формирования системы хозяйственных судов в действующем тогда законодательстве в принципе отсутствовал механизм апелляционного обжалования судебных решений. Поэтому в первоначальной редакции Закона «О судах» хозсуды областного уровня (Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственные суды областей и г. Ташкента) были наделены полномочиями по рассмотрению дел в I-инстанции и в порядке надзора.

 

С внедрением этого механизма, в результате проведенной в 2001 году судебно-правовой реформы в стране, произошло перераспределение компетенции судов. Областным хозсудам сохранили право разрешать споры по I-инстанции, прибавив к этому рассмотрение апелляционных жалоб (протестов).

 

Таким образом, сложилась практика, действующая и по сей день, когда один и тот же суд сначала выносит решение по спору, а затем пересматривает его на предмет законности и обоснованности в процессе апелляции.

 

Разумеется, такой подход требует пересмотра в силу ряда причин.   

 

Во-первых, необходимо обеспечить действительную независимость апелляции, как самостоятельной судебной инстанции. С точки зрения теории юриспруденции, рассмотрение апелляций тем же судом, что вынес первоначальное решение, не соответствует принципу институционализма в системе сдержек и противовесов, согласно которому тот или иной орган в системе власти не может осуществлять контрольные функции за собственной  деятельностью.   

 

Во-вторых, сказывается ограниченность судейского штата. Как известно, хозяйственные дела в I-инстанции рассматриваются судьей единолично, а в апелляционном порядке – коллегией из трех судей. Исходя из утвержденной штатной численности, на каждый областной суд приходится в среднем по 8 судей (конкретное число определяется исходя из факторов, влияющих на загруженность хозсуда. Предельная численность судей в республике – 124, включая председателей и их замов).

 

Апелляционная инстанция имеет право отменить вынесенное решение и направить дело на новое рассмотрение. Закон не ограничивает количество таких возвратов, судьи вправе прибегнуть к этому полномочию  каждый раз, когда имеются соответствующие основания (ч. 2 ст. 170 ХПК). При этом судье, который рассматривал дело в первой инстанции, запрещено участвовать в заседаниях апелляционной коллегии и наоборот.

 

Выходит, на практике апелляционная инстанция вернет дело дважды, а на третий его попросту некому будет рассматривать. В этом случае дело должно быть передано на рассмотрение в другой суд (п. 2 ст. 33 ХПК). Но в какой? Очевидно, если истец и ответчик – представители разных регионов страны, то в тот, который представляет противоположная сторона (т.е. по месту нахождения истца, если изначально рассматривалось по месту нахождения ответчика, и наоборот). И менее понятно, если стороны из одной области страны.

 

Вопрос о передаче дела из одного хозсуда в другой решается председателем ВХС, что в конечном счете затягивает его рассмотрение и оборачивается сторонам дополнительными издержками (например, по проезду в другую область или оплате видеоконференцсвязи).

 

На наш взгляд, этим в первую очередь и мотивировалось принятое решение. Создание в структуре хозсудов отдельных апелляционных судов одновременно позволит как избежать сомнений в объективности апелляционной инстанции, так и устранить отдельные барьеры в реализации ее законных полномочий на практике.  

 

От редакции: Общемировая практика предполагает движение дела в рамках судебной системы, как правило, по вертикали: снизу вверх. При этом решение нижестоящего суда пересматривается вышестоящим, где позиция, занимаемая судом, определяется не только исходя из его полномочий, но и с учетом территориального признака.

 

При определении иерархии хозяйственных судов создание районных (городских) либо межрайонных судов было признано нецелесообразным. Это решение во многом отражало уровень развития экономических отношений в государстве на тот момент. За прошедшее время эти показатели серьезно изменились: экономика страны растет, увеличивается количество действующих предприятий как крупных, так и малых, развиваются механизмы в банковском и кредитно-денежном секторе.

 

С учетом сказанного, принимая во внимание тенденции на дальнейшую специализацию судов, не исключено, что в ближайшем будущем количество хозсудов будет увеличено также и по территориальному принципу.

 

Олег ЗАМАНОВ,

наш эксперт

 

Публикации по теме:

 

Судьи смогут занимать свой пост бессрочно 

 

Этапы развития судебной системы 

 

Обеспечивая открытость судебной системы 



В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах