Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон «Об аудиторской деятельности»: обсуждаем проект поправок

25.03.2016

Комитет по бюджету и экономическим реформам  Законодательной Палаты Олий Мажлиса аккумулирует предложения по совершенствованию Закона "Об аудиторской деятельности". Эксперты НАБА Уз, изучив поступившие от представителей аудиторских организаций  предложения, подготовили свой вариант проекта закона, который и предлагается вниманию читателей. Высказать свое профессиональное суждение по предлагаемым поправкам можно до 30 апреля 2016 года включительно, оставив комментарий к статье или отправить соответствующую аргументацию на электронную почту НАБА Уз: naba@naaa.uz, zamira@naaa.uz.

 

 

 

Предложения Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана,направленные на совершенствование Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» (новая редакция) от 9.12.1992 г. № 734-XII:

 

Действующая редакция Закона 

Предлагаемая редакция Закона 

Обоснование 

Статья 3-1. Квалификационный сертификат аудитора

 

Квалификационный сертификат аудитора – документ, подтверждающий квалификацию аудитора и предоставляющий право оказывать аудиторские услуги от имени аудиторской организации.

 

 

 

Порядок выдачи, переоформления, аннулирования квалификационного сертификата аудитора, продления и прекращения его действия определяется специально уполномоченным государственным органом.

 

Статья 3-1. Квалификационный сертификат аудитора

 

Квалификационный сертификат аудитора – документ, подтверждающий квалификацию аудитора и предоставляющий право оказывать аудиторские услуги от имени аудиторской организации.

 

Квалификационный сертификат аудитора выдается на неограниченный срок и имеет юридическую силу на всей территории Республики Узбекистан.

 

Порядок выдачи, переоформления, аннулирования квалификационного сертификата аудитора и прекращения его действия определяется специально уполномоченным государственным органом.

Предлагается уполномоченному государственному органу ввести механизм поэтапного перехода с порядка выдачи   квалификационного сертификата аудитора сроком на 5 лет на механизм выдачи на неограниченный срок, исходя из практики большинства стран ближнего и  дальнего зарубежья, осуществляющих сертификацию аудиторов,  а также учитывая опыт сертификации налоговых консультантов согласно Закону РУз «О налоговом консультировании» 

 

В связи с выдачей калификационного сертификата аудитора  с неограниченным сроком предлагается слово «продления» убрать.

 

Статья 6. Права аудиторской организации

 

Аудиторская организация имеет право:

 

…привлекать в установленном порядке к участию в проведении аудиторской проверки  аудиторов и иных специалистов;

 

оказывать хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, за исключением постановки, восстановления, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

 

Статья 6. Права аудиторской организации

 

Аудиторская организация имеет право:

 

…привлекать в установленном порядке к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, другие аудиторские организации и иных специалистов;

 

ознакомление с разрешения хозяйствующего субъекта  с рабочей документацией предшествующего аудитора;

 

оказывать хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, за исключением предусмотренных абзацами вторым, третьим, четвертым и восьмым части первой статьи 17 настоящего Закона;

 

 

- Аудиторская организация, которая несет ответственность за составление аудиторского заключения по финансовой отчетности хозяйствующего субъекта (основная аудиторская организация), может и не иметь достаточного количества аудиторов или иных специалистов для проведения аудита крупного хозяйсвтующего субъекта, или при аудите консолидированной финансовой отчетности крупных холдинговых компаний, или при проведении аудита дочернего общества хозяйствующего субъекта, находящегося за рубежом. Соответственно, возникает необходимость привлеченения другой аудиторской организации для выполнения определенных аудиторских процедур.

Аудиторская организация, которая проверяет финансовую информацию дочернего предприятия или структурного подразделения, включенную в консолидированную или отдельную финансовую отчетность хозяйствующего субъекта, проверяемую основной аудиторской организацией, и несет ответственность за составление отчета относительно этой информации (далее – «другая аудиторская организация»):

 Международные стандарты аудита № 600 «Специфические вопросы — аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов отдельных компонентов)» предусматривает использование работы другой аудиторской организации.

- Аудиторское заключение по финансовой отчетности текущего периода, также касается показателей финансового положения хозяйствующего субъекта, на начало года.

При смене аудиторской организации, последующая аудиторская организация должна удостовериться в достоверности показателей начального финансового положения хозяйствующего субъекта, так как. она выражает аудиторское мнение и по начальным показателям, аудированным предшествующей аудиторской организацией.

Международный стандарт аудита № 510 «Первичное аудиторское соглашение» предписывает ознокомиться с рабочей документацией предшествующего аудитора для  получения такого доказательства.

- Для более корректного изложения ссылок на ограничение на проведение аудиторской проверки.

 

Статья 16. Ограничения при проведении аудиторской проверки

 

Проведение аудиторской проверки запрещается:

…..

 

в) оказывавшим данному хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, предусмотренные абзацами вторым, третьим и восьмым части первой статьи 17 настоящего Закона;

……

 

Аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку одного и того же хозяйствующего субъекта более трех лет подряд.

 

 

Статья 16. Ограничения при проведении аудиторской проверки

 

Проведение аудиторской проверки запрещается:

……

 

в) оказывавшим данному хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, предусмотренные абзацами вторым, третьим, четвертым и восьмым части первой статьи 17 настоящего Закона;

……

 

Аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку и (или) участвовать в аудиторской проверке одного и того же хозяйствующего субъекта более пяти лет подряд.

 

Аудиторская проверка, осуществляемая на основе международных стандартов аудита, проводится при соблюдении ограничений, предусмотренных в международных стандартах аудита дополнительно к ограничениям, предусмотренным в настоящей статье.

 

 

 

- На наш взгляд, трансформация национальной финансовой отчетности на международные стандарты бухгалтерского учета по сути является составлением финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности. При наличии ограничения на аудиторские проверки при составлении финансовой отчетности, аналогичный подход должен применяться и для вышеуказанной трансформации.

- Ограничение при проведении аудиторской проверки должно применяться как в отношении “основной аудиторской организации” так и “другой аудиторской организации”, которая проверяет финансовую информацию дочернего предприятия или структурного подразделения, включенную в финансовую отчетность хозяйствующего субъекта, проверяемую основной аудиторской организацией, и несет ответственность за составление отчета относительно этой информации.

- С учетом требования в законодательстве по проведению аудита в соответствии с международными стандартами аудита (МСА) консолидированной финансовой отчености отечественных крупных холдинговых акционерных компаний, трехлетнее ограничение для проведения аудита одного и того же хозяйствующего субъекта не дает возможности эффективно организовать аудиторскую проверку. По мнению аудиторских организаций,  входящих в международную сеть,  для изучения объектов аудита, организации учета и имеющихся проблем, а также систематизации процесса аудита такого масштаба потребуется минимум два – три года.

Также изучение международной практики установило семилетнее ограничение, а практика других стран показала что  очень ограниченное количество стран (к примеру, Аргентина)  применяет трехлетнее ограничение.

- В связи с тем, что не все ограничения при осуществлении аудиторской проверки по МСА приведены в настоящем Законе, необходимо установить требования для соблюдения дополнительных ограничений, предусмотренных МСА, путем непосредственной ссылки на соответствующие МСА.

Статья 17. Профессиональные услуги аудиторских организаций

 

Аудиторские организации могут оказывать следующие профессиональные услуги:

…..

перевод национальной финансовой отчетности на международные стандарты бухгалтерского учета;

……

осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) хозяйствующего субъекта. Аудиторские организации могут оказывать и иные профессиональные услуги, предусмотренные национальными стандартами аудиторской деятельности. 

Статья 17. Профессиональные услуги аудиторских организаций

 

Аудиторские организации могут оказывать следующие профессиональные услуги:

……

перевод национальной финансовой отчетности на международные стандарты финансовой отчетности;

…….

осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора), внутреннего аудита хозяйствующего субъекта. Аудиторские организации могут оказывать и иные профессиональные услуги, предусмотренные национальными стандартами аудиторской деятельности и международными стандартами по аудиторским услугам.

Для приведения в соответствие с международной практикой обозначения Международных стандартов финансовой отчетности.

 

 Функции внутренего аудита могут выполняться не только физическим лицом, имеющим квалификационный сертификат внутреннего аудитора, но и осуществляться через аудиторскую организацию путем установления квалификационных требований в отношении специалистов, участвующих в осуществлении этих функций.

 

Профессиональные услуги могут выполняться на основе международных стандартов по аудиторским услугам (ISEA).

 

Статья 18. Аудиторский отчет

…..

Аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку, и руководителем аудиторской организации.

Форма и содержание аудиторского отчета определяются стандартами аудиторской деятельности.

 

Статья 18. Аудиторский отчет

…..

При проведении аудиторской проверки на основе национальных стандартов аудиторской деятельности аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку, и руководителем аудиторской организации.

Форма и содержание аудиторского отчета определяются стандартами аудиторской деятельности.

В связи с тем что МСА устанавливает детальное требование к оформлению, форме и содержанию аудиторского отчета, а также требование к получению согласия аудитора(ов) и старшего по аудиту по формату и содержанию аудиторского отчета нет необходимости устанавливать дополнительные технические требования в отношении оформления аудиторского отчета по МСА.

 

Статья 19. Аудиторское заключение

…..

Аудиторское заключение составляется на основании аудиторского отчета.

Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации (при наличии печати).

Форма и содержание аудиторского заключения определяются стандартами аудиторской деятельности.

 

Статья 19. Аудиторское заключение

…..

При проведении аудиторской проверки на основе национальных стандартов аудиторской деятельности, аудиторское заключение составляется на основании аудиторского отчета. Такое аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации (при наличии печати).

Форма и содержание аудиторского заключения определяются стандартами аудиторской деятельности.

 

 

В связи с тем что МСА устанавливают детальные требования к оформлению, форме и содержанию аудиторского отчета, а также требования к получению согласия аудитора(ов) и старшего по аудиту по формату и содержанию аудиторского заключения, нет необходимости устанавливать дополнительные технические требования в отношении оформления аудиторского заключения по МСА.

 

 

 

 


Комментарии (7)

Добавить комментарий

Гость_Андрей :

2016-03-25 12:41:27

Квалификационный сертификат на НЕОГРАНИЧЕННЫЙ срок фактически означает что аудиторы будут терять квалификацию так как не нужно будет периодически подтверждать квалификацию.

Гость_Шохрух :

2016-03-25 23:49:17

Я согласен с комментариями Андрея. Я также считаю что срок действия сертификата нужно оставить. Если поступить иначе, то необходимости работать над собой и совершенствовать знания у аудитор не будет. А это Мы все знаем к чему приведёт!!! Этого нельзя допустить.

Гость_Атабек :

2016-03-28 09:30:58

  
Уважаемые господа, для информации - аудиторы, ежегодно проходят повышение квалификации в общественных организациях (кстати, вот это как раз сделано для того, что бы аудитор не терял квалификацию), что закреплено действующим законодательством Республики Узбекистан, соответственно, говорить что аудитор будет терять квалификацию на мой взгляд не верно.

Гость_Мурад :

2016-03-28 18:01:52

Согласен с Атабеком, мне лично кажется разумно сделать сертификат без ограничений в сроках и можно увеличит часы что-ли для повышения квалификации. Но нужно иметь ввиду что многие аудиторы имеют сертификаты CAP и по ним они проходят ежегодно повышение тоже. Кроме того такая конкуренция на рынке мне кажется наоборот Аудиторы будут еще больше работать над собой.

Гость_ :

2016-03-29 00:02:00

как действующий аудитор с 20 -летним стажем, считаю, что необходимо установить неограниченный срок действия сертификата! Есть ежегодное повышение квалификации, есть деятельность по специальности и данное соответствует международной практике. Особенно, если аудитор непрерывно работает в сфере аудита и профессиональных услуг

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1277