Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Бизнес-омбудсман: Узбекистан и практика зарубежных стран

06.10.2016

Принимая во внимание приоритетность государственной политики в части всемерной поддержки и защиты бизнеса, ловишь себя на мысли, а кто бы мог координировать все эти усилия и в полной мере реализовать весь правовой инструментарий соблюдения прав предпринимателей?

 

Государство готово идти вперед и об этом свидетельствует опубликованный Указ Президента от 5 октября 2016 г. № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», который  обеспечит развитие  частной инициативы и укрепления бизнеса в масштабах всей страны. 

 

Если обратить внимание на опыт зарубежных стран в сфере защиты интересов предпринимателей, то на ум приходят уполномоченные по правам бизнес-сообществ – омбудсманы.

 

Специализированные омбудсманы, содействующие защите прав предпринимателей, активно учреждаются с начала 90-х годов прошлого века  в Европе, США, Австралии и пр., что предопределено активным распространением корпоративного управления и увеличения в национальных экономиках доли бизнеса.

 

К примеру, в США Национальный омбудсман оказывает поддержку владельцам малого бизнеса, когда они сталкиваются с несправедливыми или не являющимися необходимыми действиями агентств (госорганов) в отношении малого бизнеса. Примерами таких действий являются необоснованно повторяющиеся аудиторские проверки, необоснованные штрафы, угрозы со стороны федеральных агентств.

 

  Характерно, что омбудсманы в США:

 

- назначаются и освобождаются от должности исполнительными органами;

 

- обеспечиваются преимущественно сотрудниками ведомств, при которых они созданы;

 

- подотчетны исполнительным органам и тесно взаимодействуют с ними.

 

 Кроме этого, бизнес-омбудсманы в США зачастую осуществляют «внутренний» контроль тех органов, при которых они созданы. В связи с этим предусматриваются дополнительные механизмы обеспечения принципа объективности их деятельности и принципа независимости от органов, при которых они создаются.

 

В Австралии функционирует институт комиссаров по вопросам малого бизнеса - на федеральном уровне и на уровне четырех штатов (Виктория, Западная Австралия, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия). Анализ правового статуса комиссаров показывает, что они близки к смешанным схемам омбудсманов с превалированием признаков омбудсманов в публичном секторе. Целью их деятельности выступает создание благоприятной среды для развития малого бизнеса.

 

Комиссары выполняют две основные функции:

 

I – обеспечение альтернативного разрешения коммерческих споров между малым бизнесом с одной стороны, а также коммерческими организациями и органами публичной власти – с другой;

 

II – содействие разрешению споров посредством консультирования малого бизнеса, а также путем телефонных переговоров с каждой стороной.

 

Комиссары тесно взаимодействуют с исполнительной властью:

 

1. Должность комиссара учреждается парламентскими актами. Они же регламентируют статус комиссаров;

 

2. На федеральном уровне назначает комиссаров и освобождает от должности генерал-губернатор Австралии, на уровне штатов  - их губернаторы;

 

3. Комиссары имеют свой отдельный штат, состоящий из государственных служащих, с финансированием из бюджета. Кроме того, они взимают плату за медиацию с каждой стороны;

 

4. Комиссары получают от соответствующих министров указания, которые они обязаны выполнить. Доклад о своей деятельности комиссар представляет также министру.

 

 

В России – федеральным бизнес-омбудсманом может быть гражданин России, не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, которому запрещается быть членом Совета Федерации, депутатом и заниматься предпринимательством.

 

Аппарат уполномоченного работает на площадке Общественной палаты, в штате центрального аппарата работает 35 человек, являющихся госслужащими.

 

Российский бизнес-омбудсман наделяется специальными полномочиями, ключевыми из которых являются:

- обращение в суд с заявлением о признании недействительным решений государственных органов (за исключением прокуратуры, Следственного комитета и судебных органов) и муниципалитетов;

- обращение в суд с исками о защите прав предпринимателей и групп юридических лиц (предпринимателей);

- обжалование вступивших в силу судебных актов арбитражных судов;

- получение от госорганов и муниципалитетов необходимой информации;

- посещение без специального разрешения обвиняемых и осужденных по «предпринимательским статьям» в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;

- участие в выездных проверках госорганами предприятий;

- направление президенту и Правительству РФ предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

 

   В соответствии с законодательством уполномоченный обязан рассматривать все жалобы предпринимателей, в течение 13 дней принимать решение и уведомлять заявителя о принятии в работу жалобы, либо направлять мотивированный отказ. По жалобам, которые приняты в работу, уполномоченный обязан отчитываться перед заявителями не реже 1 раза в 2 месяца.

 

В Узбекистане:

 

Согласно Указу  при  парламенте  планируется создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Планируется, что этот орган будет иметь следующие основные полномочия:

  • участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
  • оказание правовой поддержки субъектам предпринимательства при осуществлении проверок их деятельности;
  • изучение практической реализации норм и требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности;
  • оценка эффективности воздействия принятых нормативно-правовых актов на осуществление предпринимательской деятельности;
  • осуществление контроля и мониторинга  за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами государственной власти на местах.

Не лишним будет и наделение Уполномоченного правом законодательной инициативы.

 

В целом, бизнес-омбудсманы не только способствуют устранению нарушений в действии (бездействии) исполнительных органов, но и содействуют развитию бизнеса в целом. В их деятельности значительная роль отводится консультационно-ориентирующей и информационной функциям, а также включены функции контроля по выполнению программ соответствующими ведомствами.  Также они способствуют снижению нагрузки на государственный механизм в области разрешения экономических споров, в связи с чем, отдельные государства поддерживают создание подобных омбудсманов.

 

Исходя из вышеперечисленного зарубежного опыта  и имеющихся  возможностей нужно подобрать оптимальную для страны модель. Необходимо создать такой институт, который будет координировать работу с бизнес-сообществом, внося необходимые новшества в национальное законодательство, работать в кооперации с Торгово-промышленной палатой Узбекистана и привлекая всех, кому не безразлично развитие бизнеса  в стране!

 

 

Публикации по теме:

Нужен ли омбудсман для автовладельцев и пешеходов?

Судебная защита бизнеса

Можно ли малому бизнесу обойтись без юриста?

 

Маъруф Усманов

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Сухроб :

2016-10-06 17:43:59

Отличная идея.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 838