Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Таможенному кодексу предстоят существенные изменения

12.11.2015

Депутаты обсудили во втором чтении проект новой редакции Таможенного кодекса Узбекистана.

 

Действующий Таможенный кодекс (ТК), принятый еще в 1997 году, и Закон «О таможенном тарифе», не соответствуют современной ситуации и носят характер актов переходного периода. Для реализации их положений было принято 350 подзаконных нормативно-правовых актов, в  действующий Кодекс вносились изменения и дополнения, которые затронули 50% его объема. Анализ ТК выявил, что его положения не во всем соответствуют международной практике.

 

Проект новой редакции ТК в концептуальном плане отличается от действующего Кодекса. Новые нормы направлены на:

 

- унификацию применяемых понятий, обеспечение единообразного толкования и применения устанавливаемых норм и правил;

 

- выработку принципов таможенной политики;

 

- дефиницию полномочий всех участников таможенного процесса и механизмов их взаимодействия для обеспечения предельной прозрачности их применения и исключения влияния факторов субъективного характера;

 

- формирование правовых основ для внедрения в таможенные процедуры ИКТ с предоставлением интерактивных услуг, сокращающих сроки и субъективные факторы при оформлении грузов;

 

- исключение норм ответственности за нарушения таможенного законодательства, переносимых в Кодекс об административной ответственности;

 

- регламентирование процедур при перемещении товаров через таможенную границу и помещении их под определенный таможенный режим.

 

Данный проект гармонизирован с таможенными правилами международных стандартов, такими как Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 г.), Всемирная почтовая конвенция (Женева, 2008 г.), Международная конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция, 1990 г.), Генеральное соглашение по тарифам
и торговле от 1994 года Всемирной торговой организации.

 

Принятие Кодекса (в новой редакции) потребует внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, признания утратившими силу ряда нормативно-правовых актов.

 

Проект новой редакции ТК дает:

 

- дефиницию понятий 17 таможенных режимов (в действующем Кодексе – 15). Вводится новый режим «Переработка для внутреннего потребления», при котором иностранные товары перерабатываются на таможенной территории, с последующим помещением продуктов переработки под таможенный режим «Выпуск для свободного обращения». То есть продукты переработки остаются на таможенной территории Узбекистана. Действующий таможенный режим «Временный ввоз и вывоз» разделен на два самостоятельных режима, что дает возможность четко определить условия помещения товаров;

 

- сокращение сроков, установленных для принятия решений должностными лицами на прохождение разрешительных процедур и выдачу документов разрешительного характера в сфере таможенного дела;

 

- регламентацию механизма, по которому любое заинтересованное лицо еще до ввоза товара может обратиться с запросом в таможенные органы за предварительным решением о его классификации согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, что значительно облегчит прохождение оформительных процедур;

 

- механизм представления предварительной информации о товарах до их поступления на таможенную территорию, что позволит сократить время проведения таможенных формальностей при пересечении границы;

 

- порядок перемещения товаров физлицами. Расширяются возможности устного декларирования товаров. Тем самым законодательно закреплена система «зеленого и красного коридоров» для физлиц.

 

Вводятся 5 новых форм таможенного контроля (в действующем Кодексе их 7):

 

получение объяснений

 

таможенный осмотр

 

проверка маркировки товаров специальными марками

 

таможенное наблюдение

 

таможенный контроль после выпуска товаров.

 

Новое и то, что при выборе форм таможенного контроля предполагается использовать систему управления рисками, которая основывается на предотвращении наиболее часто повторяющихся нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер и связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей. Методы анализа рисков применяются для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени такой проверки.

 

В проекте новой редакции Кодекса предусмотрено сокращение количества документов, предоставляемых при таможенном оформлении:

 

отменено заполнение декларации таможенной стоимости при экспорте товаров, освобождаемых от уплаты таможенных пошлин и налогов;

 

сокращено количество документов для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта с 4 до 1, реимпорта – с 5 до 1, и документов при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей – с 4 до 2.

 

Отдельная глава посвящена перемещению товаров трубопроводами и по линиям электропередачи. Это вызвано сугубо индивидуальным, не вписывающимся в общий порядок перемещением энергетических и топливных ресурсов, а также связано с необходимостью упростить процедуры таможенного оформления по сравнению с ныне действующим порядком.

 

Существенно и то, что в проекте новой редакции урегулированы вопросы, связанные с таможенными платежами. Практика показала, что в этой сфере возникают наиболее острые вопросы. Новой редакцией конкретно определены моменты возникновения и прекращения обязательств по уплате таможенных платежей, а также регламентированы вопросы определения и заявления таможенной стоимости товара. Специальная глава посвящена порядку и срокам уплаты таможенных платежей, определены их плательщики, установлены сроки, порядок и формы их уплаты. Существенно расширены возможности уплаты таможенных платежей авансом. Конкретизированы основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, прописаны процедуры и порядок возврата излишне взысканных платежей.

 

Особое внимание уделено вопросам обеспечения уплаты таможенных платежей, определены условия и размеры обеспечения. Включены его новые виды: «страхование обязательства по уплате таможенных платежей» и «поручительство».

 

Закреплены правовые основы проведения экспертизы и исследований при осуществлении таможенного контроля. В проекте новой редакции Кодекса им посвящена самостоятельная глава, где:

 

- определяются случаи, когда экспертиза необходима, порядок ее назначения, права и обязанности экспертов;

 

- устанавливаются требования к лицу, назначаемому в качестве эксперта;

 

- закрепляется правило, по которому экспертиза может быть назначена по инициативе декларанта.

 

В проекте Кодекса вводится новый порядок, связанный с защитой обладателя исключительных прав интеллектуальной собственности на объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Правообладатель, полагающий, что есть нарушение его прав при перемещении через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в таможенные органы о принятии мер, связанных с приостановлением их выпуска.

 

Проект ориентирован и на применение ИКТ, чему посвящена специальная глава по вопросам информационных систем и технологий в таможенном деле. В системе документооборота предусматривается, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в электронной форме. Электронное декларирование и использование электронной цифровой подписи, значительно упростит и ускорит процедуру таможенного контроля, улучшит информационный обмен с таможенными службами других стран.

 

В проект включен новый механизм таможенных процедур по принципу «одно окно», который позволит устранить бюрократические барьеры, а также сократить затраты и время на оформление. Важная составляющая этого принципа – минимизация количества документов, предоставляемых в уполномоченные органы для выдачи документа разрешительного характера в сфере таможенного дела.

 

В связи с участием таможенных органов в оперативно-розыскной деятельности, а также для пресечения международного незаконного оборота товаров и выявления лиц, участвующих в нем, в проекте новой редакции предусмотрена глава «Контролируемые поставки». В ней определено, что таможенные органы в каждом отдельном случае по договоренности с таможенными и иными компетентными органами других государств или на основе международных договоров Узбекистана используют метод контролируемой поставки, т.е. допускают под своим контролем ввоз, вывоз или транзит через таможенную территорию товаров, включенных в незаконный оборот.

 

Принятый в предлагаемой форме новый Кодекс создаст оптимальные условия для экспортно-импортных операций, эффективного таможенного контроля и регулирования товарооборота на территории Узбекистана, а также оградит внутренний рынок от некачественной и контрафактной продукции.

 

Элбек ШУКУРОВ и

Полянте СВЕШНИКОВ,

члены фракции УзЛиДеП.

 

Проект Таможенного кодекса в новой редакции можно скачать здесь.

 


Публикации по теме:

 

Обсуждается новая редакция Таможенного кодекса

 

Обсуждаются изменения в Таможенный кодекс

 

Декларацию таможенной стоимости можно представить в электронном виде



 

 

Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:

 

 

Какие изменения произошли за последнее время в оформлении импорта и экспорта?

 

 

 

Обязательно ли оформлять экспортеру фитосанитарный сертификат в Узбекистане?

 

 

 

Правомерен ли отказ начальника таможенного поста в приеме запроса об интересующей информации по таможенному оформлению?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2017-05-23
  • USD:3820.46 (+30.46) сум
  • EUR:4245.83 (+120.54) сум
  • RUB:66.84 (+0.54) сум