Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Обращения граждан – индикатор работы должностных лиц

26.05.2016

Так считает Алия ЮНУСОВА, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции Народно-демократической партии Узбекистана.

 

Осуществляемая в Узбекистане модернизация государства на принципах корпоративного управления, транспарентности, подотчетности обществу сегодня выдвигает на первый план качественно новую модель государственного управления, где приоритетом станут интересы граждан и их объединений.

 

4 декабря 2014 года вступил в силу Закон «Об обращениях физических и юридических лиц»1 (далее – Закон). Наши соотечественники, индивидуально или коллективно, используя свое конституционное право на обращение в госорганы, заявляют о своих интересах, настаивают защитить или восстановить их нарушенные права и свободы, живо реагируют на происходящие события, запрашивают информацию, затрагивающую их самих или интересы их объединений, предлагают новые, совершенные подходы и решения той или иной проблемы. Т.е., право на обращение – это не только средство осуществления и охраны прав, законных интересов лиц, но и, можно сказать, форма общественного контроля над деятельностью госорганов, органов самоуправления граждан, эффективный способ оптимизации их деятельности.

 

Взаимоотношения между официальными структурами и гражданами, которые обращаются к нам по поводу реализации или защиты своих прав и интересов, можно интерпретировать как отношения между потребителями (физические и юридические лица) и производителя услуг (госорганы и должностные лица). Нужно, чтобы все работающие в системе властных или управленческих органов уяснили, что исполнение законов и оказываемые госуслуги (выдача лицензий, регистрация, предоставление разного рода документов и пр.) уже проплачены собранными налогами и сборами с граждан, которые на полных основаниях вправе требовать от чиновников, содержание которых также лежит на плечах налогоплательщика, надлежащего и своевременного выполнения вмененных им обязанностей по правоприменению и оказанию услуг.

 

В Основном Законе страны провозглашено, что высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Развивая этот конституционный тезис, постановление Кабинета Министров «Об утверждении типовых правил этического поведения работников государственного управления и органов исполнительной власти на местах» (от 2.03.2016 г. № 62) закрепляет в качестве одной из обязанностей служащих рассмотрение обращений граждан, своевременное разрешение поднимаемых в них проблем и принятие обоснованных решений. Кроме этого, обсуждаемый на ЕПИГУ законопроект «Об административных процедурах» предполагает акцентировать усилия на данном виде деятельности работников госорганов в части либерализации делопроизводства, упрощения и ускорения процедур рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, повышения ответственности за нарушения установленного порядка и пр.

 

О том, что к этому вопросу сегодня стали относиться более внимательнее и серьезно, могу судить на примере своей депутатской деятельности и коллег по фракции и комитету.

 

Так, за 2015 год ко мне поступило 140 обращений, к 20 мая этого года – 40. Если ранее граждане, в основном, обращались индивидуально, то сегодня увеличиваются коллективные заявления, которые подписываются иногда более 100 гражданами. К примеру, коллективно-групповые заявления поступают от имени жителей многоквартирных домов, махалли, сотрудников предприятий, учреждений, пенсионеров.

 

В полученных мною жалобах избиратели поднимали вопросы экологии и охраны окружающей среды, пенсионного обеспечения, несвоевременной выплаты зарплаты, пенсий, стипендий, высоких тарифов и качества услуг в сфере ЖКХ и деятельности ТЧСЖ, незаконных действий сотрудников органов власти на местах, правоохранительных органов.

 

Часто поступают обращения от выпускников детских домов по вопросам предоставления жилья и оплаты коммунальных услуг.

 

Из 40 рассмотренных мною обращений удовлетворено 25, отказано в удовлетворении и прекращено – 8, даны разъяснения по 7 обращениям.

 

Существенную часть почты граждан и представителей юрлиц занимают обращения по вопросам ремонта школ, детсадов, строительства спорткомплексов, дорог, обеспечения водоснабжения. Заявители обращаются с просьбами о предоставлении земельных участков в частную собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, по вопросу уточнения площади и границ земельного участка, выплат компенсаций и др.

 

В ряде случаев заявители жалуются на незаконные действия и бездействие руководителей и преподавателей различных учебных заведений, в связи с задержкой выплаты зарплаты и выплаты стипендий.

 

Следует отметить, что вопрос выявления нарушений порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц является одним из важных. И в случае, несвоевременного направления ответа, каждый должен помнить, что может быть привлечен к административной/ дисциплинарной/ уголовной ответственности.

 

Определенная часть обращений граждан свидетельствует, что все же имеются случаи о недолжном правоприменении Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Заявители указывают, что хокимы и отдельные сотрудники хокимиятов отказывают им в приеме. Полученные ответы из госорганов иногда носят характер отписки. Граждане отмечают, что их заявления направляют для рассмотрения в органы, на которые граждане сами и жалуются. Поэтому в таких случаях приходится и мне реагировать самым жестким образом, применяя все возможные правовые рычаги воздействия на нерадивых работников госструктур.

 

Конечно же, работа с обращениями, прежде всего, их анализ, позволяет выявить имеющиеся проблемы, нарушения со стороны должностных и иных лиц, проблемы в правоприменительной практике законодательства, способствует совершенствованию законодательства, определению новых путей и методов в разрешении проблем.

 

За последние годы в нашей стране институт обращений претерпел существенные изменения. В принципе изменились структура и функции госаппарата, в деятельности которого появились новые социальные приоритеты. Все это вызывает необходимость пересмотра основных подходов в работе должностных лиц, прежде всего органов исполнительной власти, с обращениями граждан. Для исполнения в полной мере национального законодательства в этой сфере подготовлен Комментарий к Закону, поскольку необходимо поднять ответственность должностных лиц перед гражданами, представителями бизнеса и третьего сектора, которые стали чаще обращаться за зашитой собственных интересов.

 

Следует задуматься о том, что увеличение количества обращений, с одной стороны, это показатель, который свидетельствует о повышении уровня социальной активности граждан, а с другой – о наличии проблем в деятельности госструктур и их должностных лиц, о несовершенстве организации работы по рассмотрению ими обращений.

 

Подтверждается необходимость формирования нового демократического подхода к работе с каждым обращением.

 

Обратим внимание на статью 24 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц», в которой указывается, что «госорганы, рассматривающие обращения, не реже раза в год обобщают и анализируют их с целью выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и интересов физлиц, а также интересов общества и государства». Для нас, депутатов, обобщение и анализ обращений есть основа для формирования вопросов по проведению контрольно-аналитической деятельности, изучения состояния исполнения закона или международного договора госорганами, дальнейшего совершенствования действующего законодательства, восстановления нарушенных прав граждан, для принятия соответствующих мер ответственности к должностным лицам, допустивших нарушения законодательства.

 

Возможно, пришло время для создания единого механизма в масштабах всей страны правовых статистических показателей, методологии их получения, анализа правовой статистической информации по обращениям. Необходимо ввести в действие «Информационную систему единого учета обращений всех категорий лиц», позволяющую контролировать весь процесс их прохождения от его регистрации до принятия по нему решения. Аналоги есть в дальнем и ближнем зарубежье, к примеру управленческие структуры Европейского Союза, прокуратура Казахстана и пр. Именно благодаря такому механизму у обращающихся граждан нашей страны возникнет уверенность в том, что их голос будет обязательно услышан вне зависимости от того, написали ли они в госорган, СМИ или общественную организацию.

 

С другой стороны, действенная система учета и мониторинга результатов рассмотрения обращений физических и юридических лиц позволит госорганам оптимизировать как нормотворческую, так и правоприменительную деятельность, повысить ответственность за принимаемые ими решения.

 

 

 Вместо выводов. Задумайтесь:

 

 - Почему, порой, функционеры и чиновники негодуют: «Отчего же наш гражданин «строчит» про все и вся по всем инстанциям»? Но если причастное должностное лицо не исполняет предписанное или не реагирует на жалобы, то можно убедиться, что первый лист следующего обращения будет представлять собой список адресов республиканских органов до самого верха. 

 

 - Мы вовремя не отреагировали на жалобу/требование предпринимателя по налоговым, финансовым или административным вопросам, значит, население района города, области недополучит какой-либо вид продукции или услуги, не создадутся новые, или, еще хуже, ликвидируются рабочие места, местный бюджет лишится налоговых поступлений.

 

- На обращающегося не нужно обижаться, тем более преследовать за его стремление защитить собственные права, но нужно  понять и оказать законное и посильное содействие. Завтра, не исключено, на его месте можем оказаться и мы.

 

 - Несвоевременное рассмотрение обращения – это невнимание к человеку, который потеряет веру, а значит, снизится его созидательный труд, активность в сообществе, что подорвет залог стабильного и гармоничного развития государства и общества.

 

Беседовал и записал Маъруф УСМАНОВ.

 

 

Публикации по теме:

 

Юридическим лицам определят порядок обращения в госорганы

 

Введена ответственность за нарушение законодательства об обращениях юрлиц

 

Госкомконкуренции намерен усилить контроль за рассмотрением обращений населения

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_S .Ismoilov :

2016-05-31 13:15:00

Очень хорошая статья, но:
во-первых,  надо бы ее перевести  на узбекский язык;
во-вторых, дать и газетный вариант;
в-третьих,  эта информация от представителя одной из четырех партий, а остальные  делают ли что-либо по данному направлению?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1055