Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Совершенствование и проблемы законодательного регулирования прав ребенка в Узбекистане

27.06.2014

 

Своими впечатлениями о заседании «круглого стола», посвященного совершенствованию законодательной базы в части защиты прав ребенка, поделилась Алия  ЮНУСОВА, член Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (фракция Народно-демократической партии Узбекистана).


В середине июня 2014 года в нижней палате Парламента состоялся «круглый стол» на тему: «Дальнейшее совершенствование законодательных основ защиты прав ребенка в Узбекистане: итоги рассмотрения 3-4 периодического доклада по выполнению Конвенции о правах ребенка и двух Факультативных проколов к ней», организованного  нашим Комитетом, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане.

 

И поверьте,  на этом мероприятии говорилось не только о международных обязательствах нашей страны, но и о  насущных вопросах и имеющихся проблемах.

 

Наша страна молода не только в своем демократическом развитии, но и демографически  -  40% населения составляют дети, а 64% - молодёжь до 30 лет. В связи с этим приоритетным направлением государственной политики в сфере прав и свобод человека является создание наилучших и благоприятных условий для физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодёжи, а также всесторонняя поддержка многодетных семей, детей-сирот и детей, лишённых семейного окружения.

 

Начиная с первых дней независимости упор делается на: основные положения по улучшению репродуктивного здоровья женщин, охраны здоровья матери и ребенка. В рамках этой работы было  принято нескольких важных Государственных программах «Семья», «Здоровое поколение» (2000 г.), «Мать и ребенок» (2001 г.),  «Экология, материнство и детство» (2001 г.), «О дополнительных мерах по укреплению здоровья женщин и подрастающего поколения» (2002 г.), «О мерах по реализации  приоритетных направлений повышения медицинской культуры  в семье, укрепления здоровья женщин, рождению и воспитанию здорового поколения» (2002 г.), «Доброты и милосердия» (2004 г.), «Год молодежи» (2008 г.), «Год гармонично развитого поколения» (2010г.), «Год семьи» (2012 г.).

 

Молодежь – это наше будущее, и именно поэтому в стране реализован ряд программных документов, направленных на создание необходимых организационно-правовых механизмов и социально-экономических условий для реализации всего комплекса прав ребенка.

 

При этом надо сказать, что есть и проблемы, поэтому в принятых программах большое внимание уделено социальной защите ребенка, реализации его прав в сфере образования, охраны здоровья, правовой защиты со стороны компетентных государственных органов, институтов гражданского общества и родителей, а также лиц, их заменяющих.

 

Ровно год назад  Комитет ООН по правам ребенка при рассмотрении Третьего-Четвертого доклада Узбекистана по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка (кстати, ряд крупных и демократически позиционирующих себя государств, в отличии от Узбекистана, до сих пор  не ратифицировал ее положения) высоко оценил последовательные меры и прогресс, достигнутый в нашей стране по защите прав ребенка. В частности, Комитет отметил наличие четкой правовой основы прав ребенка в Узбекистане, закрепленной в Законах «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» и др.

 

Но мы не останавливаемся на достигнутом, так как появились новые глобальные угрозы для гармоничного развития молодежи Узбекистана, есть и пробелы в законодательстве и правоприменении в этой сфере. Поэтому в рамках Госпрограммы предусмотрена разработка давно назревших  законов, в числе которых «О защите детей от информации, оказывающей вредное воздействие на их физическое и духовное развитие», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения». В новой редакции предусмотрена разработка законов: «О физической культуре и спорте», «Об основах молодежной политики в Республике Узбекистан». Помимо этого предусмотрено внести изменения и дополнения в Законы: «Об образовании»,  «О профилактике йододефицитных заболеваний», в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие повышение размеров административных штрафов за употребление алкогольной продукции в общественных местах, а также установление административных мер наказания за употребление табачной продукции в общественных местах,  пропаганду алкогольной и табачной продукции.

 

Особую  значимость проведенному мероприятию  придало участие в нем члена Комитета ООН по правам ребенка Ренате Винтер, положительно оценившую ратификацию Узбекистаном:

 

факультативных протоколов к Конвенции о правах ребёнка, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также участия детей в вооружённых конфликтах,

 

конвенций МОТ о минимальном возрасте для приёма на работу, о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда,

 

Конвенции ООН против коррупции,

 

Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности,

 

Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

 

ООНовский представитель приветствовала усилия правительства по принятию национальных планов действий по реализации рекомендаций конвенционных органов ООН, достижению прогресса по выполнению Конвенций МОТ №138 и №182 относительно детского труда, решения вопросов инвалидности среди детей. Зарубежной гостьей были отмечены положительные результаты осуществляемых мер по предупреждению и защите жертв торговли людьми, а также высокий уровень грамотности населения Узбекистана.

 

В  прозвучавших докладах и выступлениях говорилось о проблемах и путях их решения по  аспектам  особенностей законодательства Республики Узбекистан в отношении несовершеннолетних, приоритетных мерах  по недопущению наихудших форм детского труда из национального опыта,  выполнения нашей страной  Закона «О противодействии торговле людьми» в отношении детей, роли и эффективности ННО в защите  прав детей-инвалидов и др.

 

Не только как парламентарий, но и как  член НДП Узбекистана я считаю, что состоявшиеся обсуждения были полезными и принципиальными. Нашим  Комитетом была поддержана инициатива по  созданию  в Правительстве специального Департамента по вопросам культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты, Главного управления по контролю за соблюдением законодательства в Министерстве юстиции Узбекистана, а также расширения функций Межведомственной рабочей группы по соблюдению правоохранительными и другими государственными органами прав и свобод человека, и  в особенности  прав детей.

 

Представительство «круглого стола» было досточно широким: депутаты и сенаторы, представители различных министерств- ведомств, образовательных и научных учреждений, обеспечивающие  права и свободы ребенка в Узбекистане ННО, а также члены Комитета ООН и миссий международных организаций, аккредитованных в стране.

 

Записал М. Усманов

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 668