Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон «О бухгалтерском учете» будет дополнен

14.12.2015

Комментарий Полянте СВЕШНИКОВА, члена фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».

 

На практике, при использовании отдельных норм действующего Закона, есть определённые несоответствия с другими законодательными актами, что приводит к затруднениям в деятельности хозсубъектов и органов государственного и хозяйственного управления, а также судов. В Законе нет четких понятий бухучета и его элементов, прав и обязанностей ответственных лиц, требований к их профессиональной квалификации, статуса общественных объединений бухгалтеров.

 

Внесенные в Закон изменения и дополнения в 20132014 гг. позволили изменить отдельные подходы в регулировании бухучета в бюджетных организациях к первичной учетной документации в связи с принятием Бюджетного кодекса.

 

Вместе с тем, анализ действующего законодательства показал, что требуется изменение правового регулирования бухучета из-за несовершенства/отсутствия некоторых терминов и понятий.

 

Так, отсутствие в Законе требований к руководителям и сотрудникам бухгалтерских служб приводит к определенным трудностям в организации надежной системы бухучета и финансового управления. Необходимо установить четкие функциональные разграничения их прав, обязанностей и ответственности.

 

Отсутствие норм по обеспечению системы внутреннего контроля и отдельных требований к руководителям бухгалтерских служб АО, страховых компаний, инвестиционных фондов, бирж, предприятий с госдолей в уставном капитале приводит на практике к нарушениям при ведении бухучета и, как следствие, к представлению недостоверной финансовой отчетности.

 

Весьма важно оптимизировать деятельность республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров.

 

Все вышеизложенное получит свое разрешение в случае внесения правовых новелл в действующий Закон.

 

Обсуждаемый законопроект разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров «О программе по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов и других нормативно-правовых актов в 2015 году» от 11.05.2015 г. № 1161. Его цель – защита интересов широкого круга пользователей финансовой отчетности, подготавливаемой на основе данных бухучета.

 

Разработанные изменения в 16 статей Закона и дополнение его новыми 5-ю статьями основаны на международной практике и направлены на:

 

- повышение прозрачности системы бухучета путем определения его базовых понятий, детализации объектов и установления нормативного требования по обеспечению внутреннего контроля.

 

Вводится новая статья, предусматривающая четкое определение понятий бухучета, бухгалтерской информации, которые отсутствуют в действующей редакции Закона. Это будет способствовать более полному раскрытию принципов ведения учета, его целей и задач и, как следствие, повышению прозрачности и целостности системы бухучета;

 

 - конкретизацию перечня субъектов бухучета, которые обязаны вести учет в соответствии с законодательством в этой сфере.

 

Дополнения в статью 3 Закона предусматривают, что филиалы, представительства или иные структурные подразделения иностранных юрлиц, осуществляющие деятельность на территории Узбекистана, являющиеся налогоплательщиками в качестве постоянного учреждения, будут вести учет и составлять отчетность в соответствии с законодательством нашей страны;

 

- повышение ответственности руководителей субъектов бухучета и руководителей бухгалтерских служб путем четкого разграничения их прав, обязанностей и установления квалификационных требований к руководителю бухгалтерской службы крупных предприятий.


Отсутствие в Законе четких функциональных разграничений прав, обязанностей и ответственности приводит к тому, что на практике у руководителя бухгалтерской службы отсутствует механизм контроля за законностью осуществления и оформления хозяйственных операций. В таких ситуациях руководитель бухгалтерской службы неоправданно рассматривается как соучастник незаконных действий. С введением этой статьи повысится ответственность руководителей и обеспечится взаимный контроль между ними и руководителями бухгалтерской службы;

 

- установление срока хранения и детализацию обязательных реквизитов бухгалтерских документов, ведение системы электронного документооборота.

 

Предлагается хранить бухгалтерские документы не менее пяти лет, что позволит устранить имеющиеся несоответствия и установить единые сроки их хранения в соответствии с налоговым законодательством (статьи 38 и 41 Налогового кодекса) и Законом «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма»;

 

- участие общественных объединений бухгалтеров в развитии бухучета путем установления их правового статуса на законодательном уровне.

 

Это диктуется приоритетными задачами, определенными в Концепции главы государства о дальнейшем углублении демократических реформ и формировании гражданского общества. Законодательно будет закреплен правовой статус добровольных профессиональных общественных объединений бухгалтеров (ННО) для повышения их роли в сфере регулирования бухучета. Это также сообразуется с зарубежной практикой ряда стран, в законодательстве которых есть статьи, определяющие статус общественных объединений профессиональных бухгалтеров, их полномочия в сфере регулирования бухучета и отчетности, разработке стандартов бухучета, проведении публичных обсуждений проектов стандартов бухучета и пр.

 

Законопроектом также предполагается уточнение сферы регулирования бухучета для субъектов малого предпринимательства и кредитных организаций и определение субъектов бухучета, представляющих консолидированную финансовую отчетность согласно международным стандартам финансовой отчетности.

 

 

Предлагаемые дополнения и изменения в Закон «О бухгалтерском учете» обеспечат полную транспарентность бухучета и системы внутреннего контроля, повышение правовой культуры и ответственности руководителей и бухгалтеров, укрепят статус республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров, а это в свою очередь позволит работать хозсубъектам эффективно и стабильно, предотвращая правонарушения в финансовой сфере.

 

Беседовал Маъруф УСМАНОВ.


 

 

1 С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Публикации по теме: 

 

Частный бизнес без повода проверять не будут



Проекты НПА на Едином портале: изменения бухучета

Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:

 

Какие налоговые последствия влечет приобретение организацией авиабилетов своим сотрудникам и членам их семей для поездки в ближнее зарубежье? Каков порядок бухгалтерского учета таких авиабилетов?

 

Как отразить в бухгалтерском учете приход складского помещения, выделенного по решению хокимията взамен снесенного? Каков при этом порядок налогообложения?

 

В каком порядке и как создается резерв на проведение капитального ремонта основных средств?

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 304