Комментарий Полянте СВЕШНИКОВА, члена фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».
На практике, при использовании отдельных норм действующего Закона, есть определённые несоответствия с другими законодательными актами, что приводит к затруднениям в деятельности хозсубъектов и органов государственного и хозяйственного управления, а также судов. В Законе нет четких понятий бухучета и его элементов, прав и обязанностей ответственных лиц, требований к их профессиональной квалификации, статуса общественных объединений бухгалтеров.
Внесенные в Закон изменения и дополнения в 2013–2014 гг. позволили изменить отдельные подходы в регулировании бухучета в бюджетных организациях к первичной учетной документации в связи с принятием Бюджетного кодекса.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства показал, что требуется изменение правового регулирования бухучета из-за несовершенства/отсутствия некоторых терминов и понятий.
Так, отсутствие в Законе требований к руководителям и сотрудникам бухгалтерских служб приводит к определенным трудностям в организации надежной системы бухучета и финансового управления. Необходимо установить четкие функциональные разграничения их прав, обязанностей и ответственности.
Отсутствие норм по обеспечению системы внутреннего контроля и отдельных требований к руководителям бухгалтерских служб АО, страховых компаний, инвестиционных фондов, бирж, предприятий с госдолей в уставном капитале приводит на практике к нарушениям при ведении бухучета и, как следствие, к представлению недостоверной финансовой отчетности.
Весьма важно оптимизировать деятельность республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров.
Все вышеизложенное получит свое разрешение в случае внесения правовых новелл в действующий Закон.
Обсуждаемый законопроект разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров «О программе по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов и других нормативно-правовых актов в 2015 году» от 11.05.2015 г. № 1161. Его цель – защита интересов широкого круга пользователей финансовой отчетности, подготавливаемой на основе данных бухучета.
Разработанные изменения в 16 статей Закона и дополнение его новыми 5-ю статьями основаны на международной практике и направлены на:
- повышение прозрачности системы бухучета путем определения его базовых понятий, детализации объектов и установления нормативного требования по обеспечению внутреннего контроля.
Вводится новая статья, предусматривающая четкое определение понятий бухучета, бухгалтерской информации, которые отсутствуют в действующей редакции Закона. Это будет способствовать более полному раскрытию принципов ведения учета, его целей и задач и, как следствие, повышению прозрачности и целостности системы бухучета;
- конкретизацию перечня субъектов бухучета, которые обязаны вести учет в соответствии с законодательством в этой сфере.
Дополнения в статью 3 Закона предусматривают, что филиалы, представительства или иные структурные подразделения иностранных юрлиц, осуществляющие деятельность на территории Узбекистана, являющиеся налогоплательщиками в качестве постоянного учреждения, будут вести учет и составлять отчетность в соответствии с законодательством нашей страны;
- повышение ответственности руководителей субъектов бухучета и руководителей бухгалтерских служб путем четкого разграничения их прав, обязанностей и установления квалификационных требований к руководителю бухгалтерской службы крупных предприятий.
Отсутствие в Законе четких функциональных разграничений прав, обязанностей и ответственности приводит к тому, что на практике у руководителя бухгалтерской службы отсутствует механизм контроля за законностью осуществления и оформления хозяйственных операций. В таких ситуациях руководитель бухгалтерской службы неоправданно рассматривается как соучастник незаконных действий. С введением этой статьи повысится ответственность руководителей и обеспечится взаимный контроль между ними и руководителями бухгалтерской службы;
- установление срока хранения и детализацию обязательных реквизитов бухгалтерских документов, ведение системы электронного документооборота.
Предлагается хранить бухгалтерские документы не менее пяти лет, что позволит устранить имеющиеся несоответствия и установить единые сроки их хранения в соответствии с налоговым законодательством (статьи 38 и 41 Налогового кодекса) и Законом «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма»;
- участие общественных объединений бухгалтеров в развитии бухучета путем установления их правового статуса на законодательном уровне.
Это диктуется приоритетными задачами, определенными в Концепции главы государства о дальнейшем углублении демократических реформ и формировании гражданского общества. Законодательно будет закреплен правовой статус добровольных профессиональных общественных объединений бухгалтеров (ННО) для повышения их роли в сфере регулирования бухучета. Это также сообразуется с зарубежной практикой ряда стран, в законодательстве которых есть статьи, определяющие статус общественных объединений профессиональных бухгалтеров, их полномочия в сфере регулирования бухучета и отчетности, разработке стандартов бухучета, проведении публичных обсуждений проектов стандартов бухучета и пр.
Законопроектом также предполагается уточнение сферы регулирования бухучета для субъектов малого предпринимательства и кредитных организаций и определение субъектов бухучета, представляющих консолидированную финансовую отчетность согласно международным стандартам финансовой отчетности.
Предлагаемые дополнения и изменения в Закон «О бухгалтерском учете» обеспечат полную транспарентность бухучета и системы внутреннего контроля, повышение правовой культуры и ответственности руководителей и бухгалтеров, укрепят статус республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров, а это в свою очередь позволит работать хозсубъектам эффективно и стабильно, предотвращая правонарушения в финансовой сфере.
Беседовал Маъруф УСМАНОВ.
1 С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Публикации по теме:
Частный бизнес без повода проверять не будут
Проекты НПА на Едином портале: изменения бухучета
Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:
В каком порядке и как создается резерв на проведение капитального ремонта основных средств?