Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Можно ли зачесть НДС по ТМЗ, реализованным до перехода на НДС Если работодатель согласился оплатить лечение супруги работника Нужно ли сдавать отчетность по налогу на воду сельхозпредприятиям

Проекты НПА на Едином портале: изменения бухучета

22.06.2015

В рамках исполнения постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» (от 2.12.2014 г. № 328) Минфином вынесен на обсуждение проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».

 

Проект предусматривает как введение в Закон «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) новых статей, так и внесение изменений и дополнений в действующие.

 

Так, проект предусматривает:

 

- дополнение перечня субъектов бухгалтерского учета (далее – субъекты). В настоящее время это юридические лица, зарегистрированные в Узбекистане, их дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории республики, так и за ее пределами, а также органы госвласти и управления. С принятием изменений обязательство по ведению бухучета будет возложено и на филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории республики (если иное не предусмотрено международными договорами);

 

- определение понятий синтетического, аналитического учета и хозяйственной операции.

 

При этом уточнено, что синтетический учет ведется в порядке, определяемом законодательством о бухучете, а порядок аналитического учета субъект определяет самостоятельно;

 

- уточнение перечня субъектов, бухгалтерский учет и отчетность которых регулируются Центральным банком: помимо банков, к таким субъектам будут отнесены и другие кредитные организации. Понятие «кредитные организации» раскрывает статья 22 НК – это банки, микрокредитные организации, ломбарды и иные кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию;

 

- уточнение положения о праве подписи на документах. Как известно, руководитель обязан утвердить два перечня лиц, имеющих право подписи: первый – это лица, осуществляющие руководящие функции, и второй − функции бухучета и финуправления. Закон также дает право руководителю самостоятельно вести бухучет, то есть принять функции бухучета и финуправления на себя. В таких случаях, как будет предусмотрено Законом, в обоих перечнях руководитель указывает себя;

 

- обязательное наличие в числе реквизитов первичных документов единиц измерения хозоперации, наименования должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, а также их подписей с фамилиями и инициалами или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Такими реквизитами могут быть, к примеру, паспортные данные, ИНН;  

 

- обязательное подтверждение первичных учетных документов, представленных в электронном виде, электронной цифровой подписью (ЭЦП);

 

-  перечень обязательных реквизитов регистров бухучета и возможность их создания в электронном виде;

 

- корректировку понятий добавленного и резервного капиталов в статье об учете собственного капитала;

 

- уточнение о составлении юрлицами консолидированной финансовой отчетности;

 

- определение срока обязательной публикации ежегодной финансовой отчетности акционерными обществами, страховыми компаниями, банками, фондовыми и товарными биржами, инвестиционными фондами и другими финансовыми организациями. В действующей редакции Закона срок публикации отчетности после подтверждения ее данных аудиторами ограничен первым мая следующего за отчетным года. Проектом же предусмотрена публикация отчетности вместе с аудиторским заключением в течение 2 недель после проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта. Напомним, что определенные субъекты подлежат обязательному аудиту. Их перечень определен Законом «Об аудиторской деятельности» (от 9.12.1992 г. № 734-XII), а сроки его проведения предусмотрены Положением о порядке взыскания штрафа с хозяйствующих субъектов за уклонение от проведения  обязательной аудиторской проверки (приложение № 2 к ПКМ от 22.09.2000 г. № 365) до 1 мая отчетного года по годовой финансовой отчетности за предыдущий год (с этими документами можно ознакомиться в ИПС "Норма. Законодательство"). Акционерные общества, к примеру, должны провести годовое общее собрание акционеров не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года;

 

- установление единого минимального срока хранения как первичных учетных документов, регистров бухучета, других документов, связанных с организацией и ведением бухучета,  так и финансовой отчетности, − не менее 5 лет после отчетного года (периода). В действующей редакции Закона для первичных документов, бухгалтерских регистров и данных компьютерного учета установлен минимальный срок хранения 3 года.

 

Изменение срока хранения бухгалтерских документов приведет в соответствие положения Закона и Налогового кодекса, статьей 47 которого определено, что налоговая отчетность хранится в органах государственной налоговой службы и у налогоплательщика в течение срока исковой давности по налоговому обязательству. А срок исковой давности определен статьей 38 НК – 5 лет после окончания налогового периода. Другими словами, в течение этого срока налоговые органы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и обязательных платежей, а налогоплательщик вправе потребовать зачета или возврата излишне уплаченных сумм по ним.


Также Закон планируется дополнить новыми статьями:

 

- 2-1, которая раскрывает понятие бухгалтерского учета как упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составления на ее основе финансовой отчетности;

 

- 5-1, определяющей правила ведения бухучета, подготовки и составления финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета (НСБУ). Также субъектам предоставится право применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в установленном законодательством порядке;

 

- 7-1, предусматривающей требования, предъявляемые к руководителю бухгалтерской службы. В частности, им может быть как главный бухгалтер, так и другое должностное лицо, ведущее бухучет и финуправление.

 

Для бухгалтеров очень значительным, на наш взгляд, нововведением станет законодательно установленное обязательство всех работников субъекта соблюдать требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозопераций и представлению их в бухгалтерию. И, без сомнения, все бухгалтеры оценят новое положение Закона о том, что в случае возникновения разногласий между руководителем субъекта и руководителем бухгалтерской службы по каким-либо хозоперациям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций.

 

Новой статьей определены обязательные требования, которые должны предъявляться при назначении руководителя бухгалтерской службы:

 

- акционерных обществ;

 

- страховых организаций;

 

- инвестиционных и иных фондов, аккумулирующих средства юридических
и физических лиц;

 

- благотворительных и других общественных фондов, внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления юридических и физических лиц;

 

- хозсубъектов с госдолей в уставном фонде и государственных унитарных предприятий.

 

Такими требованиями являются: наличие высшего экономического образования по направлениям «Бухучет» или «Аудит» и связанный с ними стаж работы не менее трех лет из последних десяти календарных лет (при наличии высшего экономического образования по другим направлениям − не менее пяти лет); отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

 

К руководителям бухгалтерской службы банков и других кредитных организаций требования устанавливаются Центробанком.

 

На руководителя субъекта будет возложена обязанность обеспечить руководителю бухгалтерской службы один раз в 3 года прохождение курса повышения квалификации;

 

- 15-1, обязывающей субъекты организовать внутренний контроль, то есть установить определенные правила и порядки для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности.  

 

Напомним, что данный проект находится в стадии обсуждения и согласования. Принять участие в обсуждении, внести свои предложения можно до 15 июля 2015 года. Также нужно принять во внимание, что проект может быть изменен, скорректирован и даже отклонен.  

 

Ирина АХМЕТОВА, наш эксперт.

 

Публикации по теме:

 

Проекты НПА на Едином портале: отчет и заключение аудиторов

 

Скорректированы минимальные размеры ЕСП  



Изменен порядок уплаты ЕНП  



Разъяснения о новом порядке возмещения предприятиями расходов на выплату пенсий

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_