Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак оформлять перемещение маркированного товара внутри организации Какой ИКПУ предприятию общепита применить к сету Прозрачное строительство: новые нормы для контроля строительства и реконструкции в рамках госпрограмм Как зарегистрировать товарный знак Как зарегистрировать товарный знак
  • www.norma.uz
  • Полезная информация
  • Разъяснения по заполнению форм государственной статистической отчетности № 1- kb (годовая) “Отчет микрофирмы и малого предприятия”

Разъяснения по заполнению форм государственной статистической отчетности № 1- kb (годовая) “Отчет микрофирмы и малого предприятия”

15.02.2016

Градация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), определяется в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30.08.2003 г. № УП-3305 “О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Узбекистан от
9 апреля 1998 года № УП-1987 “О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса””, а также классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), определяется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.10.2003 г. №439 “Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)”.

 

1. В разделе “Труд” - приводятся данные о численности и заработной плате работающих по найму работников, а также о движении работников и рабочих мест. Этот раздел заполняется обязательно, не зависимо от того, что в отчетном периоде не было производства или реализации продукции (работ, услуг).

 

При заполнении этого раздела следует руководствоваться Трудовым Кодексом РУ (утвержденным Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г., введенного в действие с 01.04.1996 г.) и Положением “О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов”, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №54 от 05.02.1999г.

 

"Численность работников, принимаемая для исчисления средней заработной платы". Из численности работников списочного состава исключаются: женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком; работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения,  находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

 

При определении численности, принимаемой для исчисления средней заработной платы, лица,  работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, учитываются пропорционально фактически отработанному времени: определяется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, для чего общее число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на установленную продолжительность рабочего дня. Затем определяют численность работников, для чего число отработанных человеко-дней делят на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце.

 

Надомники – это лица, которые заняты трудом на дому по трудовому договору и включаются в списочный состав работников.

 

В численность работников не включаются внешние совместители, а также лица, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера и других лиц несписочного состава. Работник, получающий на одном предприятии две, полторы, менее одной ставки, а также оформленный в одном предприятии как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек.

 

В фонд заработной платы  включаются  денежные суммы, начисленные к выплате в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате. Фонд заработной платы определяется в соответствие со статьями 172, 173, 174, 175 Налогового кодекса. При этом указанные суммы приводятся без вычета налогов и других удержаний в соответствии с законодательством.

 

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.

 

В  численность принятых и выбывших работников списочного состава не включаются: внешние совместители;  работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера; привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы).

 

В количество отработанных человеко-часов включаются фактически отработанные работниками часы с учетом сверхурочных и отработанных в праздничные (нерабочие) и выходные дни, как по основной работе (должности), так и по совмещаемой в этой же организации, включая часы работы в служебных командировках.

 

Под рабочим местом понимается соответствующим образом оборудованная и оснащенная, обладающая количественными и качественными характеристиками пространственная зона, в которой совершается трудовая деятельность работника, выполняющего производственное задание или функцию с заданной нормой труда, или группы работников, совместно выполняющих единое производственное задание или технологически неразделимую функцию. Число рабочих мест выражается фактической численностью работников и числом вакантных рабочих мест. Число введенных рабочих мест выражается численностью работников, которые приняты или могут быть приняты на вновь образованные в отчетном периоде рабочие места в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и т.п. Число вакантных рабочих мест выражается в количестве работников, требующихся в организации, при условии обеспечения их полной занятости. Показывается количество вакантных рабочих мест (ставок) по штатному расписанию, при этом вакансия половины ставки (0,5) по штату учитывается как 0,5.

 

Средняя численность внешних совместителей исчисляется пропорционально отработанному времени, общее количество человеко-часов, отработанных этими работниками, делится на продолжительность рабочего дня и определяется количество отработанных человеко-дней, затем делится на число рабочих дней по  календарю в отчетном месяце.

 

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера за месяц исчисляется путем суммирования этих работников за каждый календарный день месяца как целые единицы в течение всего периода действия этого договора и делением полученной суммы на число календарных дней месяца, а за период с начала года и год данный показатель определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного года.

 

По строки  “Справочно: Страховая премия, уплаченная по договору обязательного страхования гражданской ответственности работодателя в
2015 году” указывается сумма уплаченной страховщику (страховой организации) страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности работодателя. При заполнении данной строки следует руководствоваться Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2009 года № ЗРУ-210 “Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя”, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 июня 2009 года № 177 “О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан “Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя”.

 

2. При заполнении раздела “Общие экономические  показатели” следует руководствоваться “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов”, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54, Правилами по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года №140 “Об утверждении форм финансовой отчетности и правил по их заполнению” (рег.№1209 от 24.01.2003г.),  Национальными стандартами бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ), Положением о порядке проведения ежегодной переоценки основных фондов по состоянию на 1 января (рег.№1192 от 04.12.2002г.).

 

Строку 254 заполняют промышленные предприятия по основному виду деятельности. Строку 255 заполняют строительные организации  по основному виду деятельности. 

 

При заполнении строк 254 и 255 исключаются следующие виды основных фондов: здания, сооружения, передаточные устройства, легковые автомобили, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.

 

При определении возрастного состава оборудования брать в расчет первоначальную стоимость оборудования на конец года в процентном отношении к общей стоимости оборудования по основному виду деятельности. Аналогичным образом рассчитывается возрастной состав техники, машин и механизмов

 

Уровень износа (строки 256 и 257) – это соотношение стоимости накопленного износа на конец года к первоначальной стоимости оборудования на конец года по основному виду деятельности, также техники, машин и механизмов соответственно.

 

3. В разделе “Инвестиции в нефинансовые активы” отражаются инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт основных средств, инвестиции в  объекты интеллектуальной собственности и непроизведенные нефинансовые активы.

 

Затраты на строительные и проектно-изыскательские работы включаются в размере фактически выполненного (произведенного) объема (независимо от момента их оплаты). Затраты на приобретение машин и оборудования, транспортных средств отражаются в фактических ценах приобретения (включая таможенные пошлины и сборы, стоимость услуг посреднических организаций, транспортные и заготовительно-складские расходы) после его поступления на место назначения и оприходования заказчиком (получателем) в случае приобретения импортного оборудования – после момента смены собственника (по условиям контракта). Стоимость импортного оборудования, приобретенного в иностранной валюте, пересчитывается в сумы по курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению, или после смены собственника (по условиям контракта). Затраты, произведенные в отчетном периоде по предоплате за строительно-монтажные работы, на приобретение оборудования находящегося в изготовлении и в пути, и другие авансовые выплаты в освоенные инвестиции не включаются.

 

В данные строки 301 не включают данные строк: 320-333.

 

По строкам  “Жилые здания” и “Нежилые здания, сооружения и передаточные устройства" показываются расходы на строительство зданий (включая жилые) и сооружений: строительно-монтажных и приходящихся на них прочих капитальных затрат, включаемых при вводе объекта в эксплуатацию в инвентарную стоимость здания (сооружения).

 

По строке   302 “Жилые здания” показываются затраты на строительство, реконструкцию жилья, предназначенного зачислению в основные фонды организации-застройщика. К жилым зданиям (домам) относятся жилые дома и общежития постоянного типа, детские дома, интернаты при школах и школы–интернаты. Кроме того, в строку “Жилища”  включается также стоимость работ по строительству встроенных или отдельно стоящих внутриквартальных  котельных, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, помещений для хранения топлива, мусоросборников, в части относящейся к жилым зданиям.

 

В числе жилых зданий (домов) не учитываются здания, предназначенные для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан.

 

По строке  304 “Стоимость машин, оборудования,  транспортных средств, производственного и хозяйственного  инвентаря (без затрат по монтажу оборудования)” отражаются  затраты на приобретение машин, транспортных средств, оборудования, мебели,  инструмента и инвентаря (входящего и не входящего в расчетную стоимость строек). По оборудованию с длительным циклом производства, за изготовление которого производятся промежуточные расчеты с его изготовителями по степени готовности узлов отражаются суммы, принятые к оплате заказчиком на основании актов о степени готовности узлов оборудования. 

 

В состав инвестиций по строке 304 включают: стоимость оборудования и машин, не входящих в сметы на строительство, включая сборно-разборные и передвижные инвентарные помещения и мастерские; стоимость автомобилей, компьютеров и другой счетной техники, кассовых аппаратов и другого оборудования, приобретаемого для предприятия. По этой строке отражается также стоимость машин и оборудования, учитываемых на счете 07 “Оборудование к установке”.

 

Не включаются в затраты на приобретение машин, оборудования:  машины и оборудование, приобретаемые с целью перепродажи; санитарно-техническое и другое оборудование, относимое к стоимости зданий.

 

По строке 305 “Прочие затраты” отражаются прочие инвестиции в основной капитал, не перечисленные в строках 302, 303, 304, 307: затраты на выполненные геологоразведочные работы на нефть и газ,; по эксплуатационному и глубокому разведочному бурению на нефть, газ и термальные воды; расходы по насаждению и выращиванию многолетних культур (плодово-ягодных насаждений всех видов, озеленительных и декоративных насаждений, искусственных насаждений ботанических садов и других научно-исследовательских учреждений и т. д.); затраты на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада: стоимость взрослого рабочего, продуктивного и племенного скота, переводимого в основное стадо; затраты на приобретение фондов библиотек, специализированных организаций научно-технической информации, архивов, музеев и т.п. учреждений;  капитальные затраты по улучшению земель, к которым относятся затраты неинвентарного характера (не связанные с созданием сооружений), кроме затрат относимых на себестоимость сельскохозяйственной продукции; другие, не перечисленные выше расходы и затраты в основные средства.

 

По строке 306 “Строительно-монтажные работы” из строки “Инвестиции в основной капитал”  выделяются произведенные строительно-монтажные работы  по возведению зданий и сооружений и работы по монтажу оборудования ( в соответствии с пунктами 2.7, 2.8 ШНК 4.01.16-09.)

 

По строке 308 “Строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом” из строки “Строительно-монтажные работы”  выделяются строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом - работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и т.п.). Если при осуществлении строительства хозяйственным способом отдельные работы выполняют подрядные организации, то эти работы не отражаются по строке “Строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом”.

 

По строкам 309, 310 и 311 приводятся данные по воспроизводственной структуре инвестиций в основной капитал. Отнесение инвестиций  к соответствующим направлениям воспроизводственной структуры  (за исключением других направлений) производится в соответствии с характером строительства, который указан в задании на проектирование объекта. Из строки 301,  по строке 309 выделяются инвестиции на строительство зданий и сооружений и приобретение машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств, входящих в сметы на строительство (новое строительство). По строке 310 выделяются затраты, связанные с расширением, реконструкцией, техническим  перевооружением и модернизацией объектов основных средств, приводящие к увеличению его первоначальной стоимости. Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. По строке 311 отражаются затраты по геологоразведочным работам,  эксплуатационному и глубокому разведочному бурению на нефть, газ и термальные воды, на проектно-изыскательские работы для строительства будущих лет, на приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, не входящих в сметы на строительство (новое, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация) и не связанные со строительством, а также затраты, связанные с организацией нового производства путем приобретения машин, оборудования и их монтажа. Строка 301 равна сумме строк 309, 310, 311.

 

По строке 312 “Собственных средств предприятия” показываются собственные средства предприятий (без реинвестиций иностранных инвесторов), направленные на инвестирование основных средств (прибыль; амортизация на полное восстановление основных средств; средства резервных фондов; налоги, оставляемые в распоряжении предприятий; вложения узбекских учредителей в уставный фонд, средства, полученные от долевого участия в строительстве организаций).

 

В строке 314  “Кредитов банков” отражаются инвестиции, освоенные за счет кредитов банков – резидентов, включая лизинговые договора с ними.

 

По строке 315 “Средств иностранных инвесторов”  отражаются средства иностранных инвесторов, включая их реинвестиции, представляемые в форме вложений международных организаций, государств, компаний, иностранных учредителей, а также прямых иностранных инвестиций. К прямым иностранным инвестициям относятся инвестиции, осуществляемые прямыми инвесторами - юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием, или контролирующими не менее 10 процентов акций или акционерного капитала предприятия, что дает им право в управлении предприятием.

 

По строке 316 “Иностранных кредитов” отражаются иностранные кредиты: прямые (полученные от зарубежных совладельцев организации), торговые, под гарантию Правительства Республики Узбекистан, банковские (полученные от зарубежных банков и других финансовых организаций), лизинговые договора с организациями нерезидентами и другие.

 

По строке 317 “Заемных средств других организаций” отражаются инвестиции за счет заемных средств других организаций (кроме банков), включая средства нецентрализованных инвестиционных фондов на возвратной основе, лизинговые соглашения с лизинговыми компаниями и другими организациями, резидентами Республики Узбекистан.

 

По строке 319, из строки 301 выделяются инвестиции на:  мероприятия по охране и рациональному использованию водных и лесных ресурсов, недр и минеральных ресурсов; строительство сооружений и приобретение оборудования по охране атмосферы, земель,  рыбоводных организаций, заповедников, питомников и ферм по разведению диких животных (зверей и птиц). К мероприятиям по охране и рациональному использованию водных ресурсов относятся: станции для очистки производственных и коммунальных сточных вод, другие сооружения первичной стадии очистки сточных вод,  системы оборотного водоснабжения. К инвестициям по охране атмосферы от загряз­нения относятся затраты на строительство  газо-пылеулавливающих установок, контрольно-регулировочных пунктов по проверке и сниже­нию токсичности выхлопных газов автомобилей,  других сооружений по охране воздушного бассейна. К мероприятиям по ох­ране и рациональному использованию земель относится строительство гидротехнических, противоселевых, противооползневых, про­тивообвальных, включая береговые, сооружений (кроме ир­ригационно-мелиоративных систем); на создание (закладку и уход) защитных и полезащитных лесных полос.

 

По строке 320 отражается стоимость введенных в эксплуатацию жилых и нежилых зданий, предназначенных для продажи, затраты по строительству которых учитываются на счете 20 “Основное производство”. Стоимость введенных в эксплуатацию жилых домов и нежилых зданий, предназначенных для продажи распределяется по источникам финансирования в строках 322 – 326.

 

По строке 327 отражаются затраты на приобретение: зданий и сооружений, числившихся ранее в основных средствах у других юридических и физических лиц;  машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, числившихся ранее в основных средствах у других юридических лиц (кроме приобретений по импорту);  объектов незавершенного строительства по цене приобретения (с учетом транспортных, монтажных расходов и других издержек, связанных с передачей прав собственности). По данной строке отражаются также затраты, произведенные иностранными инвесторами. По этой строке также показывается стоимость вновь построенных основных средств, приобретенных у застройщика (юридического или физического лица).

 

По строке 328 отражается стоимость полученных безвозмездно: зданий и сооружений, числившихся ранее в основных средствах у других юридических и физических лиц;  машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, числившихся ранее в основных средствах у других юридических лиц, объектов незавершенного строительства. По этой строке также показывается стоимость вновь построенных основных средств, полученных от застройщика безвозмездно.

 

По строке 329 отражается стоимость проданных основных средств и объектов незавершенного строительства, числившихся на балансе организации  по цене сделки  купли-продажи.

 

По строке 330 показывается стоимость безвозмездно переданных основных средств и объектов незавершенного строительства, числившихся на балансе организации.

 

По строке 331 “Капитальный ремонт основных средств”  показываются затраты предприятия на капитальный ремонт собственных основных средств на основании справки о стоимости выполненных работ, подписанной заказчиком и организацией – исполнителем работ. Как правило, затраты на капитальный ремонт не увеличивают первоначальную стоимость основных средств, а включаются в производственную себестоимость продукции, работ, услуг (по производственным объектам) или  в состав расходов периода (по непроизводственным объектам).

 

По строке 332 отражаются инвестиции в объекты интеллектуальной собственности и продукты интеллектуальной деятельности. Объекты интеллектуальной собственности являются результатом производства, преимущественно в форме интеллектуальной собственности, т.е. это результат исследований, разработок, инноваций, которые могут продаваться, приносить доход своим разработчикам и пользователям.

 

По строке 333  показываются инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы: затраты на приобретение юридическими лицами в собственность земельных участков, объектов природопользования; контрактов, договоров аренды, лицензий (включая права пользования природными объектами), деловой репутации (“гудвилла”) и деловых связей (маркетинговых активов). По данной строке отражаются расходы на приобретение земельных участков, включая плату за землю при покупке, изъятии (выкупе) земельных участков для строительства, а также выплаты земельного налога (аренды) в период строительства и объектов природопользования. Затраты на приобретение земельных участков и объектов природопользования приводятся на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и кадастру согласно оплаченным или принятым к оплате счетам.

 

Затраты на приобретение контрактов, договоров аренды, лицензий (включая права пользования природными объектами), деловой репутации, (“гудвилла”)  и деловых связей (маркетинговых активов), в бухгалтерском учете отражаются как нематериальные активы,  которые не являются итогом интеллектуальной деятельности и не считаются произведенными активами, поскольку относятся к результатам юридических или учетных операций.

 

К контрактам, договорам аренды, лицензиям относятся договора операционного лизинга, разрешения на использование природных ресурсов, на занятие определенных видов деятельности, права на получение в будущем товаров и услуг на исключительной основе.

 

Стоимость приобретенной деловой репутации (“гудвилла”) представляет собой разницу между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по которой они отражались в бухгалтерском учете перед его продажей.

 

Под деловыми связями понимаются активы, возникающие в результате взаимоотношений организации с клиентами, поставщиками, подрядчиками, партнерами по инновационной деятельности.

 

К деловым связям (маркетинговым активам) относятся фирменные наименования, торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, бренды, доменные имена в сети Интернет и т.д.

 

В разделе III.I. Средства иностранных инвесторов (включая их реинвестиции) и иностранные кредиты в основной капитал по странам –инвесторам и отраслям экономики сумма данных по странам инвесторам, а также сумма данных по отраслям экономики графы 1 равна сумме данных по строкам 315 “Средств иностранных инвесторов” и 316 “Иностранных кредитов”. Данные по странам инвесторам приводятся в разрезе отраслей экономики.

 

Раздел III.II.Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы заполняют организации застройщики, осуществляющие ввод в действие объектов производственного и социального назначения, а также субъекты, организовавшие новое производство в соответствии с “Перечнем введенных мощностей, объектов социальной сферы”. Если организацией введена в эксплуатацию мощность, не приведенная в Перечне, в свободных строках раздела следует ее записать и указать единицу измерения в соответствии с Актом приемки. В свободных строках раздела  отражаются данные по вводу производственных мощностей, жилых домов и объектов социальной сферы, фактически принятых в эксплуатацию на основании акта приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию, утвержденного в установленном порядке (согласно ШНК 3.01.04-04 2007 года “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов”). В состав вводимых в действие основных фондов, инвестиций и строительно-монтажных работ по жилищному строительству входит стоимость встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам нежилых помещений, предназначенных для размещения организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения (без стоимости оборудования, его монтажа и специальной отделки таких помещений для этих организаций). Общая площадь этих нежилых помещений не включается в общую площадь введенного жилья.

 

В раздел  III.II. включаются данные по вводу в эксплуатацию жилых домов и нежилых объектов, построенных организацией и зачисленных в её основные фонды. В Раздел включаются также данные по введенным в эксплуатацию новым жилым домам и нежилым объектам, предназначенным для продажи.

 

Раздел III.III. Инвестиции в Республику Узбекистан из-за рубежа заполняют юридические лица получившие инвестиции из-за рубежа, или получившие реинвестиции иностранных инвесторов. К ним относятся предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, предприятия, приобретенные в полную или частичную собственность зарубежными инвесторами (в том числе зарубежными филиалами узбекских юридических лиц),  или продавшие им свои акции и другие ценные бумаги; получившие кредиты из-за рубежа. Организации, получившие негарантированные Республики Узбекистан кредиты из-за рубежа, заполняют данный раздел, независимо от наличия доли иностранного инвестора в уставном капитале.

 

Данные раздела не заполняют кредитные организации, имеющие лицензию Центрального Банка Республики Узбекистан на осуществление банковских операций. Данные, относящиеся к технической помощи, безвозмездной финансовой помощи, грантам международных организаций,  в данный раздел не включаются.

 

Отражаются операции между резидентами и нерезидентами. Под инвестициями в Республику Узбекистан из-за рубежа понимаются вложение капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами узбекских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории Республики Узбекистан в целях получения дохода.

 

К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность организаций, покупка акций и прочих ценных бумаг, взносы в уставный (складочный капитал) совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.  

 

Стоимость инвестиций (кроме денежных средств) оценивается по согласованной между продавцом и покупателем рыночной цене на соответствующую дату, что должно быть отражено в соответствующих документах. Под рыночной ценой подразумевается сумма денег, которую покупатель добровольно платит, чтобы приобрести что-то у продавца, когда оба они являются независимыми сторонами и когда присутствуют только коммерческие соображения.   

 

Данные заполняются в тысячах долларов США с одним десятичным знаком после запятой. Все расчеты, произведенные в иностранной валюте, отличной от долларов США, а также операции с национальной валютой пересчитываются в доллары США по курсу,  установленному Центральным банком Республики Узбекистан в графах 1 и 2 - на момент проведения операции.

 

В графе 1 отражается объем поступивших в Республику Узбекистан из-за рубежа инвестиций и реинвестиций иностранных инвесторов за отчетный год. В данной графе отражаются также операции по продаже национальных акций на вторичном рынке нерезидентам.

 

В графе 2  указывается  изъятие (выбытие) инвестиций за отчетный год (погашение задолженности по кредитам, по соглашению о разделе продукции, продажа национальных акций нерезидентами резидентам, изъятие инвестиций в связи с ликвидацией предприятия).

 

По строке “Прямые инвестиции” указываются прямые инвестиции (инвестиции, вложенные  прямыми инвесторами, т.е. юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием  или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятием). К прямым инвестициям относится не только исходная операция по вложению капитала, но и все последующие операции между прямым инвестором и предприятием.

 

По строке “Портфельные инвестиции” показываются портфельные инвестиции – продажа (покупка) национальных ценных бумаг: акций и паев, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в уставном (складочном) капитале  предприятия, а также облигаций, векселей и других ценных бумаг.

 

Инвестиции, не подпадающие под  определение прямых или портфельных, указываются как прочие строка “Прочие инвестиции”. По данной строке отражаются торговые кредиты, прочие кредиты (кроме торговых кредитов и кредитов, полученных от прямых инвесторов) и прочие обязательства. Торговые кредиты возникают в ходе торговых операций как результат предоставления поставщиком кредита покупателю (когда момент оплаты товаров и услуг не совпадают с моментом перехода прав собственности на товары или услуги, являющиеся предметом сделки).

 

В данную строку включается, как поступление инвестиций, полученная предоплата по экспорту товаров и услуг и неоплаченные счета по импортным поставкам товаров и оказанных услуг.

 

Фактическая поставка продукции (погашение предоплаты по экспорту) отражается как погашение (выбытие) инвестиций. Погашение отсрочки платежа по импорту отражается как погашение (выбытие) инвестиций.

 

Раздел III.IV.Инвестиции из Республики Узбекистан за рубеж заполняют юридические лица, направившие инвестиции и реинвестиции за рубеж. К ним относятся предприятия, приобретшие в полную или частичную собственность предприятия за рубежом, или купившие у них акции и другие ценные бумаги, а также предоставившие этим предприятиям кредиты; имеющие счета в зарубежных банках (в том числе в зарубежных филиалах узбекских банков).

 

По строке “Инвестиции за рубеж-всего” в графе 1 отражаются прямые, портфельные и прочие инвестиции, направленные в отчетном году за рубеж. В строки “в том числе: прямые инвестиции” выделяются  – прямые инвестиции. По строке 339 по прямым инвестициям за рубеж отражаются также объекты капитального строительства и недвижимость за рубежом, принадлежащие отчитывающейся организации.

 

4. В разделе “Промышленность” по строке 401 приводится объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических ценах (без НДС и акциза) отчетного периода.

 

Продукция, произведенная из неоплачиваемых сырья и материалов заказчика, показывается по строке “Объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических ценах (без НДС и акциза)” с исключением стоимости этого сырья и материалов. Стоимость переработанного давальческого сырья приводится по строке  408 “Стоимость переработанного давальческого сырья”. При наличии собственных производственных мощностей для выпуска продукции строка 430 равна1, в противоположном случае равна 2.

 

Выпуск промышленной продукции определяется без стоимости внутреннего оборота, т.е без стоимости той части выработанной продукции, которая используется предприятием на собственные промышленно-производственные нужды.

 

При заполнении строки “Производственная себестоимость произведенной продукции (товаров, работ и услуг)” необходимо руководствоваться Положением “О составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов”, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54.

 

При заполнении строки 403 “Производство потребительских товаров в фактических ценах (без НДС и акцизы)”, в части отнесения продукции к разряду потребительских товаров следует руководствоваться “Перечнем потребительских товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан”, утвержденным постановлением от 16.07.2013г. Министерства экономики (№40), Министерства финансов (№67), МВЭСИТ (№7), Государственного таможенного комитета (№01-02/8-16)(рег.№2500 МЮ от 12.08.2013г.). К потребительским товарам также следует относить продукцию, не включенную в вышеуказанный Перечень, в части предназначенной для продажи населению с целью  личного потребления.

 

Показатели производства потребительских товаров приводятся в фактических ценах отчетного периода, без НДС и акциз.

 

Продукция, произведенная из давальческого сырья, включается в объем произведенных потребительских товаров по полной стоимости, т.е. включая стоимость потребленного неоплачиваемого сырья заказчика.

 

Строка “Производство потребительских товаров в фактических ценах (без НДС и акцизы)” больше или равны сумме строк 404 “Продовольственные товары” и 405 “Непродовольственные товаров”.

 

Из строки “Непродовольственных товаров”  по строке 406 выделяются товары легкой промышленности.

 

По строке 407”Остатки готовой продукции на конец отчетного периода”  приводятся остатки готовой продукции, имеющиеся на складах, в фактических ценах (без НДС и акциза).

 

При заполнении показателей производства продукции в натуральном выражении по свободным строкам приводится наименование произведенных юридическим лицом конкретных видов продукции и единиц их измерения в соответствии с перечнем, определенным органами государственной статистики. При этом стоимость продукции приводится,  включая стоимость потребленного неоплачиваемого сырья заказчика.

 

В данные о производстве конкретных видов промышленной продукции включается продукция, выработанная как из собственного сырья и материалов, так и из неоплачиваемых сырья и материалов заказчика, включая продукцию,  израсходованную на собственные промышленно-производственные нужды, т.е. валовый выпуск (за исключением отдельных видов, учет которых осуществляется по товарному выпуску).

 

По новым видам продукции в графе Г проставляется признак 1. Изменение ассортимента продукции и выпуск улучшенной модификации ранее производимой предприятием продукции к новым видам  не относится.

 

5. В разделе Строительство приводятся данные об объеме строительных и проектно-изыскательских работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда, строительство объектов с целью их  дальнейшей реализации на сторону.

 

Данные строк 411-418 заполняют все общестроительные и специализированные организации, включая: ремонтно-строительные организации, управления механизации, многопрофильные предприятия и организации, не строительные организации, выполняющие подрядные работы по договорам строительного подряда с заказчиками.

 

При осуществлении деятельности в области строительства в строке 411 отражается стоимость выполненных собственными силами работ по договорам (контрактам) строительного подряда (строительных и монтажных, работ по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, работ по монтажу, пуску и наладке инженерного оборудования зданий и сооружений, работ по разведочному бурению, реставрационно-восстановительных работ), а также стоимость работ по техническому обслуживанию оборудования, несущего функциональную нагрузку в здании, и других строительных работ.

 

Организации, осуществляющие строительство жилых домов и нежилых зданий собственными силами с целью их дальнейшей продажи другим юридическим и физическим лицам, по строке 411 отражают объемы выполненных работ. При совмещении организацией функций подрядчика и заказчика (застройщика), независимо от принятой учетной политики, по строке 411 отражается стоимость работ и услуг строительного характера, выполненных собственными силами.

 

В строку 411 не включаются:

 

- выполненные строительно-монтажные работы (понесенные затраты) для собственных нужд (хозяйственным способом);

 

- при строительстве методом “под ключ” - затраты на приобретение оборудования и прочих капитальных затрат отраженные в “Справке счет-фактура о выполненных работах” по пункту II “Оборудование” и по пункту III “Прочие затраты”;

 

- выполненные работы по установке, монтажу и демонтажу буровых вышек для скважин на нефть и газ;

 

- выполненные работы по установке промышленного, телекоммуникационного и прочего оборудования, которое не формирует интегральную часть зданий.

 

 Организации, осуществляющие дорожно-строительные работы, к строительным работам относят новое строительство, реконструкция, ремонт и техническое обслуживание автострад, улиц, дорог, прочих транспортных и пешеходных дорожек, мостов и  туннелей, включая:

 

- асфальтирование дорог,

 

- покраску и маркировку дорог,

 

- установку аварийных заграждений, светофоров и прочего подобного оборудования.

 

Работы по техническому обслуживанию включаются в строку 418 “Другие подрядные работы”.

 

По строке “Объем строительных  работ, выполненных собственными силами» показывают данные о строительных работах, выполненных собственными силами по генеральным, прямым и субподрядным договорам за счет всех источников финансирования, в фактических ценах без налога на добавленную стоимость, включая строительство объектов методом “под ключ””.

 

По строке “Капитальный ремонт” показываются работы по капитальному ремонту – всего: нежилых зданий и сооружений, жилищ (квартир) и других построек по заказу населения.

 

По строке “Текущий ремонт” показывают данные о работах по текущему ремонту зданий, сооружений, выполняемых подрядной организацией собственными силами в соответствии с заключенными договорами, включая работы по текущему ремонту квартир по заказам населения.

 

По строке “работы, выполненные при строительстве объектов методом “под ключ”” из строки “Объем строительных  работ, выполненных собственными силами»  выделяются работы, выполненные собственными силами подрядными и субподрядными организациями на строительстве “под ключ””.

 

По строке “Другие подрядные работы” отражается объем других подрядных работ, выполненный собственными силами.

 

Если организация производит строительно-монтажные и другие работы с использова­нием материалов, произведенных подсобными подразделениями данной организации, то их стоимость включается в объем работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда.

 

Если при производстве строительно-монтажных, ремонтных и ремонтно-строительных работ подрядная (субподрядная) организация исполь­зовала материалы заказчика, переданные на условиях “давальческого сырья и материалов” (материалы, на которые заказчик оставляет право собственности за собой), то их стоимость не включается в строку 411 “Объем строительных  работ, выполненных собственными силами, в фактических ценах”. 

 

Строку 419 “Стоимость проектно-изыскательских работ, выполненных собственными силами” заполняют все организации – юридические лица, осуществляющие по договорам подряда с заказчиками проектирование и инженерные изыскания для капитального строительства независимо от формы собственности, а также проектные подразделения организаций, имеющих самостоятельный баланс. По данной строке отражается стоимость законченных и принятых в установленном порядке услуг, выполненных собственными силами в отчетном году.

 

 

Перечень видов строительных работ, услуг, данные по которым отражаются в разделе IV.IV.

 

Коды вида работ, услуг

Наименование вида работ, услуг

41

Работы строительные по возведению жилых и нежилых зданий, сооружений

41.000

В том числе работы строительные по капитальному и текущему ремонту жилых и нежилых зданий, сооружений

42

Работы строительные по сооружению объектов гражданского строительства  

42.000

В том числе работы строительные по капитальному и текущему ремонту объектов гражданского строительства

43

Работы строительные специализированные  

43.000

В том числе работы строительные специализированные на объектах капитального и текущего ремонта, другие подрядные работы 

 

 

Раздел IV. III Строка 411 = Раздел IV.IV строки (41 + 42+ 43)

 

Раздел IV. III Строка 412 = Раздел IV.IV строки (41 + 42+ 43) – строки (41.000+ 42.000+ 43.000)

 

Раздел IV. III (Строка 414+ строка 416+ строка 418) = Раздел IV.IV строки (41.000+ 42.000+ 43.000)

 

6. В разделе “Автотранспорт” указывается автомобили всех типов, марок и моделей, находящихся на балансе предприятия или арендованных, независимо от их технического состояния и места нахождения (в ремонте, в командировке, на  консервации и т.д.) на конец отчетного периода. Организации, арендующие автомобили и использующие их для осуществления грузовых и пассажирских перевозок на коммерческой основе, составляют отчет по этим автомобилям за весь период аренды. Организации - арендодатели не включают в отчет данные по автомобилям, сданным в аренду за весь период аренды.

 

К международному сообщению относятся  перевозки, осуществляемые за  пределами  государственной  границы (Китай-Россия) или из государственной границы Республики Узбекистан (Убекистан - Иран) независимо от протяженности маршрута, автотранспортом, зарегистрированным на территории Республики Узбекистан.

 

По показателям грузового автотранспорта выделяются данные, относящиеся к международным перевозкам грузов.

 

Из общего наличия автомобилей грузовых, автобусов (микроавтобусов), легковых, выделяются автомобили, переоборудованные для использования сжатого природного газа.

 

Общая грузоподъемность автомобилей (грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, прицепов и полуприцепов) равна сумме произведений, полученных от умножения списочного числа автомобилей каждой марки на их номинальную грузоподъемность по паспорту завода-изготовителя.

 

Пробег грузовых автомобилей складывается из пробега всех автомобилей с грузом, без груза и нулевых пробегов за отчетный период, определяемый по показаниям спидометра, учитываемых транспортной документацией предприятия.

 

Пассажировместимость автобусов и легковых автомобилей определяется суммированием произведений, полученных от умножения списочного числа автомобилей каждой марки на их вместимость по числу мест для сидения.

 

Пробег автобусов и легковые автомобили определяется путем суммирования ежедневных пробегов всех автомобилей, работающих на линии в течение отчетного периода,  по показаниям спидометра в соответствующих путевых листах.

 

7. В разделе “Средства информатизации”. По строке 701 показывается общее количество персональных компьютеров (без учета серверов), имеющихся в организации (на конец отчетного периода на собственном балансе и взятые в аренду. Арендодатели не включают в отчет данные по арендованным компьютерам) По строке 702 указывается количество стационарных компьютеров. Переносные персональные (ноутбук, нетбук, планшет) компьютеры указывается в строке 703.

 

По строке 704 из общего количества компьютеров, учтенных по строке 701 показывается количество компьютеров, подключенных  в локальную вычислительную сеть (ЛВС) организации. Локальная вычислительная сеть (ЛВС) – группа компьютеров и периферийного оборудования, объединенные одним или несколькими автономными высокоскоростными каналами передачи цифровых данных в пределах одного или нескольких зданий и не используют для этого средства связи общего пользования. Соединение одной ЭВМ с производственным оборудованием или периферийными устройствами не является локальной сетью.

 

По строке 705 из строки 701 выделяется количество компьютеров, имеющих доступ в корпоративную вычислительную сеть. Корпоративная сеть – это система нескольких компьютеров имеющихся правом пользования корпоративными данными сервера, независимо от местонахождения компьютеров и типа соединении. Корпоративная сеть объединяет филиалы корпорации и является собственностью организация.

 

По строке 706 из строки 701 выделяется количество компьютеров, имеющих выход в сеть Интернет. При этом не имеет значения, каким образом организован доступ: непосредственно с рабочих мест или через установленные специальные компьютеры, подключены отдельных компьютеры или доступ осуществляется через шлюз локальной сети организация, используются коммутируемые или выделенные каналы связи и т.п.

 

По строке 707 указывается количество серверов. Сервер — это техническое решение, которое предоставляет множеству компьютеров доступ к файлам, данным, ресурсам принтеров и факсов, а также многому другому. Сервером часто называют специальный компьютер (или оборудование), на котором работает серверное программное обеспечение.

 

Количество абонентов кабельного телевидения (принимающие телерадиопрограммы посредством кабельных сетей) – по строке 708, эфирно-кабельного телевидения (подключенные к эфирно-кабельному телевидению стандарта MMDS) – по строке 709, цифрового телевидения (подключенные к коммерческому пакету наземного цифрового телевидения стандарта DVB-T и DVB-T2)– по строке 710.

 

По строке 711 проставляется код 1, если организация имеет хотя бы одну собственную страницу (Веб-сайта) в сети Интернет, на которой публикует и регулярно обновляет информацию о своей деятельности. Страница организации должна иметь уникальный адрес, по которому к ней может обратиться любой пользователь сети (например, адрес Государственного комитета по статистики в сети Интернет http://www.stat.uz/). При этом не имеет значения, кто именно размещает эту информацию в сети (организация может выполнять эти работы собственными силами или пользоваться услугами сторонних организаций или специалистов), а также на каких условиях организация использует это адресное пространство в сети.

 

В строке 712 проставляется код 1, если организацией для получения сведений о деятельности органов управления использовался Интернет. Эти сведения могут касаться любых аспектов деятельности указанных структур и взаимодействия с ними Вашей организации. Требуемая информация может быть опубликована на Веб-сайтах органов управления, пересылаться с помощью электронной почты или каких-либо иных технологий передачи данных по сетям. Ваша организация может получать данные как на регулярной основе (например, если она включена в список рассылки органа управления), так и по специальным запросам.

 

В строке 713 проставляют код 1 организации, которые использовали Интернет для предоставления заполненных форм в соответствующий орган управления. Эта процедура может выполняться непосредственно на Веб-сайте органа управления, а также заполненные формы могут пересылаться с помощью электронной почты или каких-либо иных технологий передачи данных по сетям.

 

В строке 714 проставляют код 1 организации, которые использовали Интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг).
В данном случае, участие в электронных торгах рассматривается как использование Интернета хотя бы в одном из двух этапов процедуры торгов:

 

- отправка заявки на участие в торгах;

 

- заключение контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 

В строке 715 проставляют код 1 организации, которые использовали Интернет для получение интерактивных государственных услуг посредством веб-сайтов государственных органов через сети телекоммуникаций посредством информационных систем ведомств.

 

Строку 716 заполняют организации, использующие сеть Интернет в прочих целях. 

 

8. Раздел “Торговля”. Оптовый товарооборот представляет собой выручку от продажи товаров  по заключенным договорам в безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях (дальнейшей переработки или продажи), или для собственных производственно-хозяйственных нужд.
В оптовый товарооборот не включается отгрузка товаров юридическими лицами, производящими и реализующими продукцию собственного производства.

 

Розничный товарооборот стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных пластиковыми карточками, кредитными карточками (что также учитывается как продажа за наличный расчет) независимо от каналов реализации товаров.

 

Товарооборот по предприятию питания определяется как сумма продажи продукции собственного производства непосредственно потребителю, включая продажу  через розничную сеть, принадлежащую данному предприятию питания и продажи покупных товаров. 

 

Первая графа отражает - количество в натуральном выражении товарной группы, вторая - объем в суммарном выражении в тысячах сумов, третья графа - остатки на конец периода в тысячах сумов.  Строка товарооборот, всего графы 1, 2 и 3 являются показателями оптовой торговли; соответственно 4, 5 и 6  графы – объем  розничной торговли, 7, 8 и 9 графы – показатели предприятия обеспечения питанием.

 

Данные о розничном товарообороте представляют как предприятия и организации, для которых розничная торговля является основным видом деятельности, так предприятия и организации, для которых розничная торговля не является основным видом деятельности.

 

В розничный товарооборот наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, включается стоимость проданных населению товаров по безналичному расчету, пластиковым карточкам, в кредит, по заказам, по почте, через компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет).

 

В объем розничного товарооборота также включаются продажи на условиях комиссии, поручения, агентских договоров – по моменту продажи в размере полной продажной стоимости, включая комиссионное вознаграждение;

 

В состав товарооборота предприятий питания не включается оптовая продажа полуфабрикатов, кулинарных и др. изделий торговым предприятиям для последующей продажи; стоимость сырья заказчика, выручка за просмотр концертных программ, бильярдных, танцевальных залов, видео салонов, игровых залов, а также входная плата в рестораны, бары и т.п.

 

Оборот оптовой и розничной торговли, предприятий питания приводится в фактических ценах, включающих единый налоговый платёж, акцизный налог и аналогичные обязательные платежи.

 

Данные о продаже конкретных товаров в оптовой торговле, розничной торговле и предприятиях питания представляются по перечню товаров, определенным органами государственной статистики.

 

В свободных строках раздела V. в графе А указывается наименование товара, в графе Б – код строки.

 

По строкам 509-510 заполняются сведения по сети оптовой торговли.

 

По строке 509 в графе 1 указывается общее количество действующих на 1 января оптовых складов и холодильников, как состоящих на балансе организации (без сданных в аренду), так и арендованных, в графе 2 указывается площадь складской сети, в графах 3 и 4 – данные в сельской местности. Показатель “Складской объем” помещений (строка 510) в кубических метрах определяется путем умножения складской площади на высоту помещений от пола до низа несущих конструкций (перекрытий). При наличии нескольких складских зданий, строений с различной высотой, объем каждого здания, строения определяется отдельно и результаты суммируются.

 

Складская площадь состоит из площадей помещений, предназначенных для приемки, хранения, подсортировки, фасовки, предпродажной подготовки, комплектации и выдачи товаров.

 

По строкам 511-517 заполняются сведения по сети розничной торговли.

 

В данных строках магазины, лавки, ларьки, павильоны и общее количество розничных торговых объектов, независимо от формы собственности, объема продаж, размера сооружений, выделяя продовольственные (строка 512) и непродовольственные (строка 514), смешанные магазины (сторка 516), а также палатки (ларьки и киоски) (строка 517). Данные по стр.511 должны быть больше или равны сумме строк 512, 514 и 516.

 

Специализация магазина определяется исходя из основного торгового профиля.

 

К магазинам относятся розничные торговые объекты, занимающие обособленное здание или помещение и имеющие торговый зал для покупателей; к палаткам (ларькам, киоскам) - занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.

 

Площадь торгового зала всех магазинов - сумма площадей, на которых производится продажа товаров и площадей для размещения служб по дополнительному обслуживанию покупателей, занятая под прилавками, стеллажами и другим оборудованием, установленным в торговом зале, без сданных в аренду.

 

В площадь торгового зала магазина не включаются: помещения для приема и хранения товаров, помещения для подготовки товаров к продаже, подсобные, административные, бытовые и технические помещения.

 

Площадь торгового зала указывается только по магазинам. По палаткам и киоскам торговая площадь не указывается.

 

По строке 518 заполняются сведения по сети предприятий питания.

 

К сети предприятий питания относятся торговые объекты (столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты и т.п), занимающие обособленные здания и помещения, имеющие, как правило, зал, оборудованный столиками и стульями для потребления пищи и необходимые производственные и бытовые помещения.

 

В составе предприятий питания не учитываются: помещения в школах, временно приспособленные для организации питания школьников: актовые залы, спортивные залы и т.п.; магазины по продаже полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, хотя они организованы и подчинены предприятиям питания.

 

По предприятиям питания указывается фактическое число мест, т.е. число посетителей, на одновременное фактическое обслуживание которых рассчитано предприятие питания (а не проектное число мест).

 

9. Раздел “Произведено (оказано) услуг”. Услуги являются результатом производственной деятельности, которая меняет состояние потребителей (юридических и физических лиц) или содействует обмену товарами, услугами или финансовыми активами.

 

Особенностью услуги является совпадение момента выполнения производства услуги и ее потребления.

 

Ряду услуг может быть свойственны некоторые из характеристик товаров. Это относится к индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели, металлоизделий и т.п. по индивидуальным заказам, услугам звукозаписи, видеозаписи и др.

 

Рыночным выпуском услуг считается, когда услуги выступают объектом купли-продажи и реализуются по экономически значимым ценам (целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя услуг).

 

К нерыночному выпуску услуг относятся услуги, оказываемые потребителям в условиях отсутствия экономически значимых цен (на бесплатной основе), они являются социально-ориентированными и оплачиваются из средств бюджета любого уровня, либо из средств внебюджетных фондов, а также из фондов общественных организаций. К бесплатным услугам, например, относятся бесплатное образование, здравоохранение, услуги государственного управления, обороны и другие.

 

Объем произведенных (оказанных) услуг представляет собой стоимость рыночных услуг, оказанных всеми производителями услуг (юридическими и физическими лицами), как специализирующими по производству услуг и для которых оказание услуг не является основным видом деятельности.

 

Статистический показатель Объем услуг в фактических ценах, измеряющий величину оказанных услуг за определенный период времени, отражает стоимость за предоставленные услуги потребителям (юридическим и физическим лицам, резидентам и нерезидентам), включая доплаты (или полную компенсацию) полученные от организаций за обслуживание их работников.

 

Услуги, оказываемые нерезидентам (если они не оплачены в сумах), учитываются по контрактным ценам, пересчитанным по курсу сума, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на дату оплаты услуг.

 

При определении объема услуг следует учитывать начисленные платежи за оказанные услуги в фактически действовавших рыночных ценах реализации без НДC.

 

Объемами страховых услуг страховщиков следует считать поступления страховых премий по прямому страхованию, включая страховые премии по договорам, принятым на перестрахование, за вычетом страховых премий по договорам, переданных на перестрахование.

 

Строительные работы - это ряд услуг, в которые включаются специализированные ремонтно-строительные работы по заказу потребителей, кроме строительства зданий, сооружений и объектов гражданского назначения. В строительные услуги также включаются ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения.

 

Генеральный подрядчик указывает весь объем строительных услуг по заказу, выполненных собственными силами, за исключением объема выполненных работ субподрядчиков.

 

Не включаются работы, выполненные по строительству новых объектов.

 

В объем оказанных услуг не включаются расходы на строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений, модернизацию и ремонт машин и оборудования с целью увеличения срока их эксплуатации и повышения производительности, выполненные собственными силами организации (такие расходы трактуются как валовое накопление основного капитала).

 

Туристско-экскурсионные услуги включают деятельность туристических агентств и туроператоров, экскурсоводов.

 

Под услугами оптовой и розничной торговли, включая организации питания, понимается валовой доход, который представляет собой разницу между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Организации, осуществляющие сделки по купле-продаже товаров в интересах другого лица на основе договоров, поручения, комиссии или агентских договоров, указывают стоимость услуг в размере вознаграждений.

 

Сумма данных, приведенных по кодированным и свободным строкам, должна равняться данным строки 420 по соответствующим графам, кроме подкодов (например: 55.20.19.1 является подкодом 55.20.19).

 

По графе 1 указывается объем услуг, произведенный за отчетный период без НДС и других обязательных платежей, из них в сельской местности - по графе2.

 

Услуги, оказанные стационарными объектами, расположенными в городах республиканского, областного и районного подчинения, а также городских поселках, относят к городской местности, услуги объектов, расположенных в аулах, кишлаках, сельских махаллях, массивах, застраиваемых под индивидуальное строительство в сельской местности и т.п. - к сельской местности.

 

Услуги автомобильного транспорта в сельской местности - это объем услуг по перевозке грузов и пассажиров транспортом, осуществляющим рейс от городов и городских поселков до местности, находящейся на территории кишлаков и аулов, включается в объем услуг в сельской местности.

 

Автомобильные услуги в сельской местности также включают в себя перевозки грузов и пассажиров в пригородном и междугородном сообщении

 

Услуги связи в сельской местности определяются по почтовому адресу абонента, который пользуется услугами телекоммуникаций; абонент - физическое или юридическое лицо, заключившее с оператором или провайдером договор об оказании услуг телекоммуникаций (мобильная и телефонная связь, сеть передачи данных и другие).

 

Строительные услуги в сельской местности включают также объем работы строительных организаций, зарегистрированных в городских поселениях и оказавших услуги по ремонту жилищ (квартир) и других построек по заказу в сельских населенных пунктах.

 

10. В разделе “Платные услуги населению” приводится объем платных услуг, оказанных непосредственно населению в фактических ценах с учетом НДС.

 

Данные по конкретным видам оказанных населению платных услуг представляются по перечню услуг, определенным органами государственной статистики. В свободных строках раздела IV.V. в графе А указывается наименование услуг, в графе Б – код услуг.

 

По строке бытовые услуги, как в целом, так и по видам услуг, кроме показателей об объемах услуг, указываются данные о числе действующих  объектов бытового обслуживания, (единиц) - всего, в т.ч. в сельской местности, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

 

Действующий объект бытового обслуживания - фактически оказывающий на отчетную дату услуги населению, а также временно не работающий в связи с ремонтом, инвентаризацией, санитарной обработкой и другими причинами, независимо от того, действует оно самостоятельно или находится в составе предприятий промышленности, строительства, транспорта и т.д.

 

В ассоциациях бытового обслуживания  каждое ателье, цех, мастерская учитываются самостоятельно, как расположенные в одном здании, но выполняющие различные виды услуг.

 

В группу объекты бытового обслуживания должны быть включены также и территориально обособленные пункты, систематически выполняющие на месте какие – либо виды бытовых услуг (например, мелкий ремонт одежды, обуви и т. д.).

 

Объекты,  занятые выполнением различных видов бытовых услуг, показываются в отчете один раз и включаются в число объектов бытового обслуживания по преобладающему виду услуг. В таком же порядке учитываются передвижные мастерские.

 

Объекты бытового обслуживания,  расположенные в сельской местности, включаются в число единиц по сельской местности, независимо от того в подчинении какого предприятия (городского или сельского) они находятся.

 

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Под инновацией подразумевается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.

 

Организация в данном разделе представляет сведения об инновационной деятельности, связанной с технологическими, маркетинговыми организационными инновациями в ее системе.

 

Под технологическими инновациями подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и  внедрением  технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Технологическими инновациями могут быть, как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются у других организаций.

 

Различают два типа технологических инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации.

 

В промышленных производствах продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых организацией продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок.

 

Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).

 

Продуктовые инновации должны быть новыми для Вашей организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет значения, были разработаны инновационные продукты Вашей организацией или другими организациями.

 

Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующих в организации продуктов, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

 

Процессные инновации должны быть новыми для Вашей организации. Ваша организация не обязательно должна первой внедрять эти процессные инновации. Не имеет также значения разрабатывались ли процессные инновации Вашей организацией или другой организацией

 

К технологическим инновациям не относятся:

 

  • эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);

 

  • незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

 

  • расширение номенклатуры товаров, работ, услуг за счет ввода в производство товаров, работ, услуг, не выпускавшихся ранее в данной организации, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов товаров, работ, услуг (возможно непрофильных) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом – гвоздей;

 

  • расширение производственных мощностей за счет дополнительных станков уже известной модели, либо даже замена станков на более поздние модификации той же модели; 

 

  • продажа инновационных товаров, работ, услуг, полностью произведенных и разработанных другими организациями;

 

  • организационные или управленческие изменения.

 

 

В организациях сферы услуг  технологической инновацией, считается услуга, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.

 

Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий, либо на основе новых знаний.  

 

В сфере услуг продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения их эффективности или скорости).

 

Процессные инновации в сфере услуг включают в себя разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованных методов производства и представления услуг.

 

Не являются технологическими инновациями перечисленные ниже изменения, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг или способов их производства или передачи:

 

  • организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии организации;

 

  • внедрение стандартов качества.

 

 

Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления  и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.

 

Изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой маркетинговой концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. К этой категории изменений относятся также изменения в упаковке таких продуктов, как продукты питания, напитки, моющие средства, для которых упаковка является определяющей для внешнего вида.

 

Использование новых методов продаж и презентации продуктов связаны с расширением продаж, сюда не входят методы логистики (управление транспортировкой и складированием сырья, компонентов и готовой продукции).

 

Использование новых методов представления и продвижения продуктов (услуг) означает использование новых концепций для продвижения товаров и услуг организации.

 

Инновации в формировании цен означают использование новых ценовых стратегий для торговли товарами и услугами фирмы.

 

Сезонные, регулярные или другие текущие изменения в маркетинговых инструментах, как правило, не являются маркетинговыми инновациями, если не несут в себе новизны.

 

Главным критерием разграничения продуктовых инноваций и маркетинговых инноваций является наличие существенных изменений в функциях или способах использования продукта. Товары или услуги, функциональные или потребительские характеристики которых существенно улучшены по сравнению с существующими продуктами, представляют собой продуктовые инновации. Изменение дизайна существующего продукта является маркетинговой, а не продуктовой инновацией, если функциональные или потребительские характеристики продукта не претерпели значительных изменений.

 

Разграничение процессных и маркетинговых инноваций заключается в следующем. Процессные инновации связаны с совершенствованием производственных методов, включая методы передачи продуктов, направленных на снижение издержек на единицу продукта или повышение качества, в то время как маркетинговые инновации направлены на повышение объемов продаж или цен на продукты (с использованием новых ценовых стратегий).

 

Маркетинговые инновации должны быть новыми для Вашей организации и не имеет значение были ли они разработаны вами или другими организациями. Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти маркетинговые инновации.

 

Организационные инновации – это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения  производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти организационные инновации. Не имеет значения, были инновации разработаны Вашей организацией или другими организациями.

 

Инновации в ведении бизнеса означают реализацию новых организационных методов предпринимательской деятельности. Они включают, например, внедрение корпоративных систем управления знаниями, реализацию систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и снижение текучести кадров, внедрение систем управления производством и поставками в целом, в частности, систем управления цепочками поставок, рационализацией производства, а также систем управления качеством.

 

Инновации в организации рабочих мест означают реализацию новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (и структурными подразделениями), а также новых концепций структурирования деятельности, таких как интеграция различных направлений деятельности.

 

Новые организационные методы во внешних связях организации означают реализацию новых способов организации взаимоотношений с другими организациями, таких как новые формы сотрудничества с заказчиками или научными организациями, новые методы интеграции с поставщиками, субконтрактные отношения в области производства, обеспечения, распределения, решения кадровых и вспомогательных вопросов.

 

Организационными инновациями не являются изменения в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связях, которые основаны на организационных методах, уже применяемых в организации. Формулирование управленческих стратегий также само по себе не является инновацией. Однако организационные изменения, которые реализуются в соответствии с новой управленческой стратегией, являются инновациями, если они применяются впервые в практике организации.

 

 Раздел VIII. Инновационная активность. Организация, имевшая в отчетном году завершенные инновации, в строках 801-805 указывает степень участия собственной или сторонних организаций в разработке данных типов инноваций (технологических, маркетинговых, организационных).

 

В графе 2 по строкам 801-805 организация указывает число инноваций, разработка которых осуществлялась собственными силами.

 

В графе 3 по строкам 801-805 организация указывает число инноваций, разработка которых осуществлялась ею совместно с другими организациями, т.е. в значительной мере, как самой организацией, так и сторонними соисполнителями. Из них в графе 4 указывается число инноваций, разработанных совместно с научно-исследовательскими институтами и в графе 5 разработанных совместно с высшими образовательными учреждениями. При этом сумма данных граф 4 и 5 ≤ данным графы 3.

 

В графе 6 по строкам 801-805 организация указывает число инноваций, разработку которых для нее осуществляли сторонние организации. Под разработкой инноваций в данном случае подразумевается:

 

 - выполнение по контракту исследований и разработок  научными организациями, вузами и т.п. при возможном минимальном участии отчитывающейся организации, ограничивающимся преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям;

 

 - либо приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии).

 

В случае если организация за рассматриваемый период имела несколько завершенных инноваций, то число инноваций может указываться в нескольких графах (2, 3, 4, 5, 6) одновременно в зависимости от степени участия организации в разработке той или иной инновации.

 

Данные графы 1 должны быть равны сумме данных  граф 2, 3, 6 по строкам 801-805.

 

Раздел VIII.I. Раздел Производство и реализация товаров, работ, услуг за отчетный год (без НДС и акциза)

 

Производство и реализация товаров, работ, услуг (строка 806) - стоимость произведенных и реализованных (отгруженных) в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены) товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных ценах без НДС и акциза, в том числе: инновационных товаров, работ, услуг (строка 807) – включается продукция, произведенная и реализованная в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций (в результате осуществления продуктовых и процессных инноваций).

 

Инновационные товары, работы, услуги – товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям. По уровню новизны выделяются три вида инновационных товаров, работ, услуг – впервые освоенные в отчетном году (строка 808), освоенные в течение последних 2-х лет (строка 809) и усовершенствованные в течение последних 3-х лет (строка 810). Такие товары, работы, услуги основаны на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности. Примерами новых производственных методов являются запуск нового автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции. Как правило, это относится к уже выпускаемым в организации товарам, работам, услугам.

 

Производители промышленной и сельскохозяйственной продукции по графе 1 отражают объем производства, а по графе 2 объем отгрузки (продажи) промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговые предприятия по графам 1 и 2 отражают объем товарооборота, предприятия оказывающие услуги и выполняющие работы по заказу  по графам 1 и 2 отражают объем реализованных услуг и выполненных работ, при этом данные граф 1 и 2 должны быть всегда равны.

 

В графе 3 из общего объема реализованных (отгруженных) товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами выделяется объем товаров (работ, услуг), экспортированных  за пределы Республики Узбекистан во все страны мира.

 

Раздел VIII.II. Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам инновационной деятельности и источникам финансирования за отчетный год. Раздел заполняют организации, осуществлявшие в отчетном году технологические, маркетинговые или организационные инновации.

 

Данные о затратах на технологические, маркетинговые и организационные инновации представляются за отчетный год. При этом не имеет значения,  на какой стадии находится инновационный процесс (внедрение нововведения): на завершающей, когда оборудование уже работает, освоено в эксплуатации, то есть налажено производство и выпускаются товары (работы, услуги), или на начальной, промежуточной стадии, например, когда еще лишь осуществляется монтаж нового оборудования или оно только готово к эксплуатации, но еще не работало, не испытано в производстве и не использовалось при выпуске товаров (работ, услуг).

 

В строке 811 показываются (текущие и капитальные) затраты на технологические инновации, осуществленные за отчетный год. Затраты на технологические инновации включают общие (текущие и капитальные) затраты, связанные с разработкой и внедрением технологически новых или значительно усовершенствованных товаров, работ, услуг или методов их производства (передачи),  как выполненные собственными силами организации, так и затраты на оплату работ, услуг сторонних организаций.

 

Текущие затраты, осуществляемые главным образом за счет себестоимости товаров, работ, услуг, включают в себя затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным затратам, такие как затраты на приобретение сырья, материалов, оборудования и пр., необходимых для обеспечения инновационной деятельности, выполняемой организацией в течение года.

 

Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением инноваций. Они состоят из затрат на приобретение машин, оборудования, прочих основных средств, необходимых для использования в инновационной деятельности, на приобретение сооружений, земельных участков и объектов природопользования для проведения инновационной деятельности.

 

По строкам 812 и 813 затраты на технологические инновации распределяются по типам инноваций. По строке 812 приводятся затраты на продуктовые инновации, по строке 813 – на процессные инновации. Сумма данных строк 812 и 813 должна равняться данным строки 811.

 

По строке 814 приводятся данные о затратах на маркетинговые инновации. Затраты на маркетинговые инновации связаны, как правило с разработкой и внедрением четырех основных видов маркетинга: изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов, представления и продвижения  продуктов (услуг) на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

 

Затраты на маркетинговые инновации включают виды деятельности, связанные с разработкой и реализацией новых маркетинговых методов, ранее организацией не использовавшихся. Данные затраты включают также расходы на приобретение новых технологий, машин, оборудования и других основных средств, обучение и подготовку персонала, связанные с маркетинговыми инновациями.

 

Затраты на маркетинговые инновации включают только виды деятельности, связанные с разработкой и внедрением новых маркетинговых методов, а не расходы по использованию этих методов в бизнесе в ежедневном режиме (например, расходы на рекламные компании, случайный маркетинг, спонсорство в связи с вновь внедренными маркетинговыми методами). Не включаются в данную категорию затраты на новые или значительно улучшенные продукты или процессы, на рыночную подготовку разработанных и внедренных новых или значительно улучшенных продуктов или процессов.

 

Затраты на маркетинговые инновации, осуществленные в рамках технологических инноваций, по данной строке не приводятся. Организации, указавшие в строке 804  о наличии маркетинговых инноваций, затрат на них могут не иметь. В этом случае  строка 814 не заполняется.

 

По строке 815 приводятся данные о затратах на организационные инновации.

 

Затраты на организационные инновации связаны, как правило, с разработкой и внедрением новых методов ведения бизнеса, организации рабочих мест и организации внешних связей.

 

Затраты на организационные инновации включают виды деятельности, связанные с разработкой и планированием новых организационных методов, а также их реализацией. Данные затраты включают также расходы на приобретение новых технологий, машин, оборудования и других основных средств, обучение и подготовку персонала, связанные с организационными инновациями. Не включаются в данную категорию затраты на новые или значительно улучшенные продукты или процессы и затраты на исследования и разработки.

 

Во избежание двойного счета затраты на инновации, охватывающие более одного типа инноваций, указывают один раз. Например, затраты на маркетинговую инновацию, которая связана с продуктовой инновацией, учитываются один раз в составе затрат на продуктовую (технологическую) инновацию. Или затраты на организационную инновацию, осуществляемую в связи с процессной инновацией, учитывается также один раз в составе затрат на процессную (технологическую) инновацию.

 

Затраты на организационные инновации, осуществляемые в связи с процессными инновациями по данной строке не учитываются. Организации, указавшие в строке 805 о наличии организационных инноваций, затрат на них могут не иметь. В этом случае строка 815 не заполняется.

 

В графах 2-5  затраты распределяются по источникам финансирования инновационной деятельности:

 

по графе 2 – за счет собственных средств организации, в том числе из прибыли, за счет себестоимости выпускаемых товаров, работ, услуг;

 

по графе 3 – за счет средств, получаемых организацией от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ Узбекистана, а также от международных организаций;

 

по графе 4 – за счет кредитов, получаемых организацией от коммерческих банков;

 

по графе 5 показываются затраты на инновации, осуществленные за счет прочих источников, не учитываемых в графах 2 - 4.