Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

О терминалах: Налоговые органы будут проводить контрольные закупки

16.03.2017


ГНК разработал проект Положения о порядке проведения органами государственной налоговой службы проверки субъектов предпринимательства по вопросам искусственного завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, применения контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, а также выдачи в установленном порядке талонов и чеков, своевременной и в полном объеме инкассации наличной выручки.

 

Документ опубликован на сайте Торгово-промышленной палаты.

 

В проекте определено, что эти проверочные действия имеют статус краткосрочной налоговой проверки, продолжительность которой не должна превышать 1 рабочий день. Если краткосрочная проверка затрагивает только вышеуказанные вопросы, для ее проведения не нужно специальное разрешение Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов. Истребование при такой проверке документов по другим вопросам запретят.

 

Под постоянным контролем налоговых органов окажутся, в первую очередь, предпринимательские субъекты, осуществляющие розничную торговлю либо оказание услуг на территории торговых комплексов.

 

ГНК предложил критерии, по которым будет проводиться проверка субъектов предпринимательства:

 

  • поступающие в органы государственной налоговой службы обращения физических и юридических лиц о фактах нарушения законодательства (через Виртуальную приемную Президента, Единый портал интерактивных государственных услуг, «Телефоны доверия» Генеральной прокуратуры и органов государственной налоговой службы и др.);

 

  • поступившие в органы государственной налоговой службы (в том числе на основе внешних источников) либо установленные непосредственно работниками органов государственной налоговой службы сведения о субъектах, занимающихся розничной торговлей или оказанием услуг и не установивших платежные терминалы или контрольно-кассовые машины либо не открывших расчетный счет в коммерческом банке;

 

  • сведения банковских учреждений, службы инкассации, а также территориальных Денежно-кредитных комиссий о субъектах, сдающих мало наличной денежной выручки либо совсем ее не сдающих.

 

Предложение к проекту: Данная норма нуждается в доработке с точки зрения законодательной техники. Используемый здесь термин «критерии» (на узбекском языке – «мезонлар») не совсем подходит для перечисления фактических оснований проведения проверки. «Критерии для проведения проверки субъекта предпринимательства» могут пониматься как список того, что будет проверяться. Эту норму можно понять и таким образом, что должны присутствовать все критерии для того, чтобы налоговые органы начали проверку, отобрав предпринимательский субъект из большого количества подозрительных участников рынка. Замена слова «критерии» на слово «поводы» (на узбекском языке – «сабаблар») позволит более ясно донести до граждан, что налоговые органы вправе провести налоговую проверку в любом из перечисленных случаев.

 

Проверка будет проводиться на основании приказа органа государственной налоговой службы  с указанием целей проверки, ее сроков и состава проверяющих лиц. Руководителем органа или его заместителем будет также утверждаться программа проверки.

 

Должностное лицо органа государственной налоговой службы будет обязано до окончания проверки:

  • ознакомить налогоплательщика с целями налоговой проверки;
  • предъявлять свое удостоверение, а также специальное удостоверение, дающее право на проведение проверок;
  • заполнять книгу регистрации проверок в предусмотренном законодательством порядке;
  • предоставить налогоплательщику под расписку копию приказа о назначении соответствующей налоговой проверки, а также копию программы проведения проверки.

 

Налоговая проверка считается начатой с момента, когда налогоплательщику будут вручены указанные документы. Отказ налогоплательщика от принятия документов не является препятствием для проведения проверки. При отказе налогоплательщика в получении документов об этом составляется акт, подписываемый должностным лицом и налогоплательщиком. Если следует отказ и от подписания акта – об этом вносится отметка в акт. В таком случае моментом начала проверки считается время подписания акта.

 

Предложение к проекту: На наш взгляд тут присутствует логический тупик: документы даются «до окончания проверки», но началом проверки считается «момент вручения документов». С данной точки зрения эта часть документа нуждается в пересмотре.

 

Проверка начинается путем проведения контролируемой закупки. В ней в качестве покупателя может участвовать любое совершеннолетнее лицо.

 

Предложение к проекту: По нашему мнению, в Положении необходимо прямо закрепить следующие 2 правила.


В ходе контрольной закупки обязательно использовать объективные средства параллельной скрытой видео- и аудиофиксации действий лица, принимающего платежи, и установить недопустимость привлечения к ответственности субъекта предпринимательства и его работников только на основании заявления лица, выступающего покупателем, и изъятия у него полученных в кассе ГНИ денежных знаков. Это обеспечит предпринимателям защиту от злоупотреблений, а проверяющим – от клеветы в их адрес


В случае если в ходе контрольной закупки предприниматель не нарушит законодательство, ему должно быть объявлено о том, что в отношении него была проведена контрольная закупка, предъявлены основания для проведения проверки, но дальнейшее ее осуществление по данному поводу прекращено.

 

При этом само установление обстоятельств искусственного завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам будет осуществляться именно посредством контролируемой закупки. Подробнее о порядке проведения контролируемых закупок можно узнать здесь.

 

Инкассация наличной денежной выручки в полном объеме устанавливается путем изъятия дневных «Х, Z» и периодических нарастающих отчетов контрольно-кассовой машины и их сравнения с фискальной памятью пробитых ранее чеков, а показателей фискальной памяти с записями в кассовой книге.

 

При возникновении проблемных ситуаций по определению наличия платежного терминала и бесперебойной работы системы связи в течение часа будут извещаться специалисты обслуживающего коммерческого банка и в необходимых случаях станет обеспечиваться их участие в проверках. По случаям неосуществления банками постановки на учет платежного терминала в течение 10 дней с момента подачи субъектом предпринимательства заказа (обращения, заявления), налоговыми органами будет вноситься представление.

 

По итогам проверки будет составляться акт. Он должен будет включать в себя:

1) место проведения проверки, дату составления акта;

2) основание для проведения проверки;

3) период проведения проверки;

4) фамилия, имя, отчество должностного лица органов государственной налоговой службы, проведшего проверку;

5) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

6) полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество его должностных лиц, осуществлявших руководящие функции либо функции бухгалтерского учета в период проверки;

7) местонахождение (почтовый адрес) налогоплательщика, банковские реквизиты, а также его идентификационный номер;

8) проверяемый налоговый период и общие сведения о представленных налогоплательщиком для проведения проверки документах;

9) подробное описание налогового правонарушения (если оно имеется) со ссылкой на соответствующие нормы налогового законодательства;

10) мнения и выводы по результатам проверки.

 

Все лица, участвовавшие и (или) присутствовавшие при проведении действий, прочитывают акт. Эти лица вправе изложить свое мнение и это мнение должно быть отражено в акте или приобщено к материалам налоговой проверки.

 

О дальнейшей процедуре привлечения к ответственности читайте здесь.

 

Самир Латыпов,

наш эксперт.

 

 

Курс валют

2017-03-28
  • USD:3595.02 (+46.91) сум
  • EUR:3883.95 (+82.37) сум
  • RUB:62.60 (+0.61) сум

Вопрос недели

Генподрядчик не виноват, если заказчик не платит
Можно ли обратиться в суд, если генподрядчик не производит оплату работ субподрядчика из-за отсутствия финансирования со стороны заказчика объекта?
02.03.17
Просмотры: 1554