Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для риэлторских организаций

08.09.2011

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.08.2011 г.

N 2257

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН ПО УПРАВЛЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ИМУЩЕСТВОМ

N 01/19-18/04

ДЕПАРТАМЕНТА

ПО БОРЬБЕ С НАЛОГОВЫМИ,

ВАЛЮТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

И ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ

ДОХОДОВ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ

ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

N 27

 

08.08.2011 г.

 

Вступает в силу с 3 сентября 2011 года

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 9, ст. 160) Государственный комитет Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЮТ:

 

1. Утвердить Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для риэлторских организаций согласно приложению.

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

 

 

И.о. председателя Госкомимущества

 

 

А. Абдухакимов

И.о. начальника Департамента

по борьбе с налоговыми, валютными

преступлениями и легализацией

преступных доходов

Б. Зиляев

 

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 34-35, ст. 357

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 08.08.2011 г.

Госкомимущества N 01/19-18/04

и Департамента по борьбе

с НВП и ЛПД N 27,

зарегистрированному МЮ

24.08.2011 г. N 2257

 

 

ПРАВИЛА

внутреннего контроля по противодействию

легализации доходов, полученных от преступной

деятельности, и финансированию терроризма

для риэлторских организаций

 

Преамбула

I. Общие положения

II. Организация системы внутреннего контроля

III. Надлежащая проверка клиентов

IV. Критерии и порядок выявления подозрительных

операций, подлежащих сообщению

V. Оформление, хранение, обеспечение конфиденциальности

информации и документов, полученных в результате

осуществления внутреннего контроля

VI. Заключительные положения

 

Настоящие Правила в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 43, ст. 451) определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма риэлторскими организациями.

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:

 

бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;

 

внутренний контроль - деятельность риэлторских организаций по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;

 

идентификация клиента - определение риэлторскими организациями данных о клиентах на основе предоставленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки клиента;

 

идентификация бенефициарного собственника - определение риэлторскими организациями собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного договора, положения);

 

клиент - физическое или юридическое лицо, обращающееся с письменным или устным намерением заключить договор на оказание услуг, связанных с заключением сделок с объектами недвижимости и правами на них;

 

надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;

 

операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные риэлторскими организациями подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;

 

подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой у риэлторской организации на основании критериев, установленных настоящими Правилами, возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма;

 

специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице Управления по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (далее - Департамент).

 

2. Целями внутреннего контроля риэлторских организаций являются:

эффективное выявление и пресечение операций с недвижимым имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирование терроризма;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения риэлторских организаций в преступную деятельность;

обеспечение неукоснительного соблюдения риэлторскими организациями требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также иных документов, связанных с подготовкой и осуществлением операций по купле-продаже недвижимого имущества.

 

3. Задачами внутреннего контроля риэлторских организаций являются:

осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с законодательством и настоящими Правилами;

выявление и изучение бенефициарных собственников, а также источников происхождения денежных средств или иного имущества, используемых при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества;

выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных в 21 пункте настоящих Правил;

своевременное предоставление в Департамент информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и подлежащих сообщению;

приостановление исполнения операций по купле-продаже недвижимого имущества, подлежащих сообщению в особых случаях, на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информирование Департамента о такой операции в день ее приостановления;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

обеспечение хранения информации об операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства риэлторских организаций достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с законодательством;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности.

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 

4. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в риэлторских организациях приказом руководителя назначается лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее - ответственное лицо).

 

5. Система внутреннего контроля риэлторских организаций организуется с учетом особенностей их функционирования, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.

 

6. Риэлторские организации ежегодно до 10 января обязаны представлять в Госкомимущество Республики Узбекистан сведения о назначенном ответственном лице.

В случае изменения ответственного лица риэлторская организация обязана в течение пяти рабочих дней уведомить Госкомимущество Республики Узбекистан.

 

7. Госкомимущество Республики Узбекистан ежегодно не позднее 20 января представляет в Департамент сведения об ответственных лицах в риэлторских организациях. В случае изменения в течение отчетного года ответственных лиц Госкомимущество Республики Узбекистан дополнительно извещает Департамент в течение 5 дней со дня получения от риэлторских организаций документов, подтверждающих соответствующие изменения.

 

8. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма ответственное лицо выполняет следующие функции:

организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;

разрабатывает и вносит на утверждение руководства программы мер по осуществлению внутреннего контроля исходя из специфики деятельности риэлторской организации;

обеспечивает своевременную передачу сообщений в Департамент о подозрительных операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур внутреннего контроля, а также исполнение запросов Департамента о предоставлении дополнительной информации;

обеспечивает конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и программ внутреннего контроля.

 

9. При осуществлении внутреннего контроля ответственное лицо вправе:

истребовать от руководителей и сотрудников своей организации распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для осуществления внутреннего контроля;

снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах организации, в целях осуществления внутреннего контроля;

вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции).

 

10. При осуществлении внутреннего контроля ответственное лицо обязано:

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;

осуществлять надлежащую проверку клиентов;

принимать меры по идентификации бенефициарных собственников;

при выявлении подозрительных операций передавать в установленном порядке информацию в Департамент;

соблюдать конфиденциальность полученной информации;

запрашивать у клиентов сведения о цели и предполагаемом характере деловых отношений, а также информацию о происхождении денежных средств в необходимых случаях;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента;

отказать клиенту в совершении сделки в случаях невозможности завершения идентификации или получения по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений.

Ответственное лицо может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

 

11. Данные об операциях должны быть оформлены таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить все детали операции.

 

12. Риэлторские организации обязаны по согласованию с Госкомимуществом Республики Узбекистан проводить регулярную переподготовку ответственных лиц с целью повышения их информированности о последних новинках, включая информацию по современной технике легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

 

13. Риэлторские организации ежегодно до 1 февраля представляют в Госкомимущество Республики Узбекистан отчет о результатах своей деятельности по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

 

III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ

 

14. Риэлторские организации принимают меры по надлежащей проверке клиентов:

при установлении деловых отношений;

при оказании услуг по осуществлению сделок купли-продажи недвижимого имущества;

при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций к целям легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма;

при наличии сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных данных для идентификации.

Меры надлежащей проверки клиентов должны проводиться как в отношении покупателя, так и продавца недвижимого имущества.

 

15. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества.

Для установления бенефициарного собственника риэлторские организации обязаны определить, действует ли клиент от имени другого лица, и затем принять меры по идентификации и надлежащей проверке личности лица, от имени которого действует клиент.

Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов, предоставляемых ими в соответствии с законодательством.

 

16. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего личность. В случае если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной регистрации.

 

17. При идентификации клиента - юридического лица проверяются соответствующие документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.

В целях более тщательного изучения клиента - юридического лица необходимо уделять особое внимание:

оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента;

структуре органов управления клиента и их полномочиям;

размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента;

иным необходимым сведениям в соответствии с законодательством.

 

18. Риэлторские организации должны проверять предоставляемую клиентом информацию посредством:

использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и других организаций;

сбора информации о деловой репутации клиента;

других общедоступных источников информации.

Идентификационные и другие данные, необходимые для проведения надлежащей проверки клиента, должны обновляться не реже одного раза в год.

 

19. В процессе идентификации юридических и физических лиц должны предприниматься обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности клиента.

 

20. Риэлторские организации отказывают клиентам в совершении операций при непредставлении ими документов, необходимых для идентификации.

 

 

IV. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ,

ПОДЛЕЖАЩИХ СООБЩЕНИЮ

 

21. Операция с недвижимым имуществом может быть признана подозрительной в следующих случаях:

немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в связи с необходимостью, в том числе о доверителе (если клиент выступает в качестве поверенного);

излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении совершаемой сделки;

пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг;

операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации;

внесение в сделку дополнений и изменений, не соответствующих деятельности клиента;

необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

внесение клиентом в ранее согласованную операцию (сделку) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

отсутствие информации о клиенте, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им контактным данным, в частности, почтовым, электронным адресам, номерам телефонов и электронным каналам данных;

неоправданные задержки в предоставлении клиентом информации и документов, либо предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;

предоставление клиентом заведомо ложной информации, неверных сведений об участниках сделки;

если клиент или один из участников операции является лицом, постоянно проживающим, находящимся или зарегистрированным в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, которые дают основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур контроля, установленных законодательством.

намерение клиента указать в договоре купли-продажи продажную цену недвижимого имущества выше фактической цены продажи;

предложение клиентом нестандартных и необычно сложных схем проведения расчетов по сделке, отличающихся от обычной рыночной практики;

намерение клиентов использовать при проведении расчетов за объект недвижимого имущества легитимных средств, аккумулированных на индивидуальных номерах пользователей в расчетно-клиринговых палатах бирж (ярмарок);

приобретение вновь созданным юридическим лицом, с момента государственной регистрации которого не прошло 3 месяца, объектов недвижимого имущества стоимостью свыше 1000-кратного минимального размера заработной платы, установленного на момент проведения операции;

продавцом и покупателем по договору купли-продажи недвижимого имущества являются взаимосвязанные юридические лица (имеющие одних и тех же учредителей и руководителей, зарегистрированные по одному адресу и т. д.);

невозможность завершения идентификации или получение по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений.

 

22. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операции.

 

23. Любая операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит сообщению в Департамент при наличии полученной в установленном порядке информации о том, что одной из сторон этой операции является:

юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности;

юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;

юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности.

В этих случаях риэлторские организации обязаны приостанавливать исполнение операций по купле-продаже недвижимого имущества на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информировать Департамент о такой операции в день ее приостановления. При отсутствии предписания Департамента о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом по истечении указанного срока риэлторские организации приступают к выполнению приостановленной операции.

 

24. После признания операции клиента подозрительной, ответственное лицо принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:

сообщении о подозрительной операции в Департамент;

необходимости уделения особого внимания проведению операций с клиентом;

прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или заключенным с ним договором.

 

25. Сообщения о подозрительных операциях передаются риэлторскими организациями в Департамент не позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной согласно форме, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в специальный журнал, который ведется в бумажном и (или) электронном виде ответственным лицом.

 

26. Риэлторские организации должны также незамедлительно сообщать в Департамент любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.

 

V. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ,

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 

27. По операциям, подлежащим сообщению в Департамент в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:

вид операции и основания ее совершения;

дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного) физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.

 

28. Риэлторские организации обязаны хранить информацию об операциях с недвижимым имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операции или прекращения отношений с клиентами.

 

29. Риэлторские организации ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в Департамент.

Риэлторские организации обеспечивают неразглашение (либо использование в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.

 

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

30. Мониторинг и контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляются Госкомимуществом Республики Узбекистан совместно с Департаментом.

 

31. Настоящие Правила, а также иные документы по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, должны быть доведены до сведения всех сотрудников риэлторских организаций.

 

32. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 34-35, ст. 357