Правовой эксперимент по апробации проекта закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» в 2013 году организуется в Бухарской и Самаркандской областях.
Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране намечен комплекс мер по совершенствованию национального законодательства. В частности, выдвинута инициатива по разработке и принятию Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».
Названный закон призван определять процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, предусматривает обеспечение более широкого доступа населения, общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях, прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан. Его реализация должна способствовать повышению ответственности органов государственной власти и управления за качество этих решений, их максимальной доступности для рядовых граждан, расширению плюрализма мнений, свободы слова и выбора в нашем обществе.
При подготовке законопроекта был изучен опыт развитых демократических государств, учтены рекомендации международных организаций, действующих в области информационного права.
Реализуя положения разработанной главой государства Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, парламент Узбекистана совершенствует методы и качество своей законотворческой деятельности. Законодательная палата Олий Мажлиса стала инициатором внедрения нового для национальной юридической практики метода – проведения правового эксперимента. Инициативу парламентариев поддержал Президент страны. Им принято распоряжение, определяющее порядок и условия проведения правового эксперимента по апробации разработанного проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось организационное совещание рабочей комиссии по проведению этого правового эксперимента в 2013 году в Бухарской и Самаркандской областях.
В нем приняли участие члены рабочей комиссии – депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, ответственные работники органов государственной власти и управления, хокимиятов Бухарской и Самаркандской областей, представители СМИ и институтов гражданского общества нашей страны.
Мнением о проведении правового эксперимента по апробации проекта закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» поделился участник вышеупомянутого совещания член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам, эксперт «Нормы» - Насим АЛИМОВ (фракция УзЛиДеп).
В Узбекистане впервые применяется правовой эксперимент как инструмент повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.
Проведение правового эксперимента позволит при последующем принятии соответствующего нормативно-правового акта, распространяющего свое действие на планируемую сферу деятельности государства, общественной жизни, скорректировать те или иные предписания с тем, чтобы повысить эффективность их действия, нейтрализовать предполагаемые негативные последствия, повысить смысловое и техническое качество принимаемого документа.
В мировой практике правовое экспериментирование практикуется со второй половины прошлого века. Его цель - в опытном порядке выявить как возможные преимущества, так и недочеты, риски и издержки новаций в сфере правового регулирования.
Экспериментальная норма при этом является временной (у нас в стране - с марта по декабрь 2013 года) и территория (а также сфера) ее применения заранее ограничиваются. (В данном случае эксперимент проводится на базе органов государственной власти Бухарской и Самаркандской областей). Помимо этого, содержание применяемых норм может быть существенно изменено, как в процессе проведения правового эксперимента, так и на последующих стадиях законодательной деятельности. И о результатах мы сможем судить после 25 января 2014 года, когда будут подведены основные итоги правового эксперимента, а Законодательная палата Олий Мажлиса их рассмотрит.
Примечательно и то, что научно-методическое обеспечение правового эксперимента в нашей стране осуществляется одновременно государственным органом субъекта законодательной инициативы и общественной структурой, а именно Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан и Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества. Это «ноу-хау», сочетание мониторинга государственных и общественных институтов при проведении правового эксперимента до сих пор не применялось!
За рубежом такой метод привлек внимание и вызвал большой интерес, о чем свидетельствуют отклики иностранной прессы, а также мнения делегаций, посетивших нашу страну в эти дни (Польши, Азербайджана и др.).
Думается, что правовой эксперимент, как действенный инструмент деятельности парламентариев, эффективная форма предварительного испытания действенности отдельно взятой нормы или правового акта в целом войдет в постоянную практику законотворчества в нашей стране.