Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Как работает акт об амнистии

05.03.2013

(о содержании и применении Акта об амнистии, объявленной в связи с двадцатой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан)

 

 

Хотя Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5.12.2012 г. «Об амнистии в связи с двадцатой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан» во многом схоже с предшествующим Постановлением об амнистии, в нем есть ряд существенных отличий, позволяющих значительно расширить круг лиц, на которых действие амнистии распространяется. Например, в нем имеется пункт, предусматривающий сокращение лицам, не подлежащим освобождению на основании Постановления, неотбытой части срока наказания. Аналогичный пункт был предусмотрен лишь в Постановлении об амнистии в 2007 году.

 

В Постановлении предусмотрено освобождение от наказания осужденных к лишению свободы (кроме совершивших умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах), остаток срока наказания которых не превышает двух лет и шести месяцев. В предыдущих же актах об амнистии указанный срок составлял лишь два года.

 

Однако в отличие от предыдущих постановлений об амнистии в Постановлении 2012 года  нет пункта, предусматривающего изменение режима содержания, то есть перевод в колонии-поселения лиц, осужденных к лишению свободы, неотбытая часть наказания которых на день опубликования Постановления составляет менее трех лет.

 

Осужденные, освобожденные в соответствии с Постановлением от основного наказания, от дополнительных наказаний не освобождаются.

 

При применении Постановления  не учитывается судимость, погашенная или снятая в установленном законом порядке. Не имеющими судимость считаются и лица, осужденные за деяния, которые согласно действующему уголовному законодательству не являются преступными.

 

1. Итак, в соответствии с пунктом 1 Постановления освобождению от наказания (с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 Постановления)  подлежат осужденные:

 

    женщины (независимо от возраста и принадлежности к гражданству);

    лица, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет (независимо от принадлежности к     гражданству);

    мужчины старше 60 лет (то есть мужчины, родившиеся до 6 декабря 1952 года, независимо от принадлежности к гражданству);

    граждане иностранных государств.

 

После освобождения от уголовноый ответственности или от наказания на основании Постановления об амнистии граждане иностранных государств подлежат выдворению из страны в порядке, установленном Постановлением Правительства от 21 ноября 1996 года № 408. Органы, исполняющие Постановление, при наличии в их производстве дел в отношении граждан иностранных государств обязаны незамедлительно сообщать в соответствующие ведомства о необходимости депортации указанных лиц1.

 

2. Согласно пункту 2 Постановления  освобождению от наказания независимо от вида и размера назначенного им наказания подлежат:

 

   лица, совершившие преступления по неосторожности;

    впервые осужденные лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности, или менее тяжкие преступления.


К не представляющим большой общественной опасности относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше трех лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше пяти лет.

К менее тяжким относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрены наказания в виде лишения свободы на срок более трех лет, но не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.

 

3. В соответствии с пунктом 3 Постановления  под освобождение от наказания (кроме лиц, совершивших умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах) подпадают:

 

    инвалиды I и II групп;

    лица, которые не более чем за один год до вступления настоящего Постановления в силу в установленном законом порядке, то есть в соответствии  с решением медицинских комиссий лечебных учреждений по исполнению наказаний или по месту жительства, признаны страдающими тяжелыми заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания, а именно - больные туберкулезом активной формы (1 и 2 группы диспансерного учета)2.

 

Причем уголовные дела в отношении данных лиц прекращению не подлежат. Их расследование и рассмотрение в суде осуществляются в общем порядке, и при наличии оснований суд в соответствии с требованиями пункта 1 части второй статьи 463 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан (УПК) выносит обвинительный приговор с освобождением виновного от основного наказания, назначенного данным приговором.

 

По закону лицо считается несудимым даже в случаях назначения в отношении него наказания, если суд в приговоре принимает решение об освобождении его от указанного наказания на основании акта амнистии. Лицо считается несудимым и при постановлении в отношении него обвинительного приговора без назначения наказания на основании акта амнистии3.

 

4. Согласно пункту 4 Постановления, независимо от тяжести совершенного преступления, размера назначенного наказания, освобождению от наказания подлежат лица, осужденные к лишению свободы, которым на день опубликования Постановления  осталось реально отбыть срок наказания не более двух лет и шести месяцев включительно.

 

Пункты 3 и 4 Постановления не применяются к лицам, осужденным за совершение умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 97 УК).

 

5. На основании пункта 5 Постановления  под освобождение от наказания подпадают твердо вставшие на путь исправления лица, которые были впервые осуждены к лишению свободы за участие в деятельности запрещенных организаций, совершение в их составе преступлений против мира и безопасности либо против общественной безопасности.

 

К твердо вставшим на путь исправления лицам этой категории, независимо от их возраста, пола и гражданства, может быть применен пункт 5 Постановления при наличии:

 

    соответствующего заключения Службы национальной безопасности и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;

    письменного заявления осужденного о чистосердечном раскаянии в совершенном преступлении;

    заключения администрации учреждения по исполнению наказаний о деятельном раскаянии осужденного;

    письменного поручительства близких родственников осужденного и органа самоуправления граждан по его месту жительства.

 

6. Согласно пункту 6 Постановления прекращению с учетом исключений, установленных пунктом 8 Постановления, подлежат материалы доследственной проверки и уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, перечисленными в пунктах 1 и 2 Постановления.

 

При применении пункта 6 Постановления по основаниям статьи 68 УК4, то есть освобождении лица от уголовной ответственности, прекращению с учетом исключений, установленных пунктом 8 Постановления, подлежат материалы доследственной проверки и уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, перечисленными в пунктах 1 и 2 Постановления.

 

Отметим, что вопрос о применении акта об амнистии, независимо от стадии уголовного процесса, решается только судом.

 

В случаях освобождения на основании акта об амнистии осужденных - инвалидов I или II группы, несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе малолетнего ребенка (детей), в день их освобождения администрация учреждения по исполнению наказания должна уведомить об этом их родственников путем направления им соответствующих уведомлений.

 

7. В соответствии с пунктом 7 Постановления лицам, не подлежащим освобождению на основании настоящего Постановления, неотбытая часть срока наказания подлежит сокращению:

 

а) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до десяти лет включительно - на одну треть;

б) осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше десяти лет - на одну четверть.

 

Под действие пункта 7 Постановления подпадают также осужденные к лишению свободы, которым неотбытая часть наказания заменена исправительными работами.

 

8. Согласно пункту 8 Постановления его действие не распространяется на лиц, осужденных к длительному сроку лишения свободы (длительный срок лишения свободы устанавливается свыше двадцати, но не более двадцати пяти лет) или пожизненному сроку лишения свободы; признанных особо опасными рецидивистами; совершивших преступления в составе преступного сообщества; систематически нарушающих режим отбывания наказания; а также лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена наказанием в виде лишения свободы;

 

Часто заключенные под стражу, находящиеся в следственных изоляторах интересуются, будет ли учитываться их поведение в следственных изоляторах при решении вопроса о признании их систематически нарушающими режим отбывания наказания или нет.

 

Ответ на данный вопрос содержится в пункте 24 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 22.12.2006 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами актов об амнистии», согласно которому судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 77 УК и 5 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан (УИК) лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения  под стражу, не являются отбывающими наказание. Поэтому их поведение до вступления приговора в законную силу не может учитываться при решении вопроса о признании их систематическими нарушителями режима отбывания наказания. Данное правило не распространяется на лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу за совершение нового преступления во время отбывания наказания в виде ареста либо лишения свободы по вступившему в законную силу приговору.

 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Постановления действие пункта 1 также не распространяется на лиц, совершивших особо тяжкое преступление.

 

То есть лица независимо от пола, возраста и принадлежности к гражданству не освобождаются от наказания за совершение особо тяжкого преступления, то есть умышленного преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет либо пожизненное лишение свободы.

 

Действие пунктов 1-4,6,7 Постановления  не распространяется на лиц, осужденных за участие в деятельности запрещенных организаций7 , совершение в их составе преступлений против мира и безопасности или против общественной безопасности8 .

 

Под лицами, осужденными за участие в деятельности запрещенных организаций, совершение в их составе преступлений против мира и безопасности или против общественной безопасности, понимаются также должностные лица, представители власти и лица, наделенные служебными полномочиями, халатность, злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, бездействие власти которых способствовали совершению данных преступлений.

 

При этом вышеизложенное распространяется также на лиц, в отношении которых уголовные дела находятся в стадии предварительного расследования и не рассмотрены судами.

 

Действие пунктов 4, 5, 7 Постановления  не распространяются на лиц, ранее освобождавшихся от наказания по амнистии и вновь совершивших умышленные преступления. 

 

Ранее освобождавшимися от наказания по амнистии считаются лица, которые на основании указов Президента Республики Узбекистан либо постановлений Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан были освобождены:

 

1)   от отбывания наказания, назначенного судом, независимо от погашения или снятия этой судимости;

2)   от уголовной ответственности без вынесения приговора суда.

 

Также здесь особое внимание следует обратить на слово «освобождавшихся». Если, например, ранее лицо не освобождалось от наказания по амнистии, но ранее к нему применялся акт об амнистии, на основании которого ему была сокращена неотбытая часть срока наказания, то он не является лицом, ранее освобождавшимся от наказания по амнистии.

 



 

Ахтам Хикматов, адвокат.

 


1Организацию учета и депортацию из Республики Узбекистан граждан иностранных государств, освобожденных от наказания на основании Постановления об амнистии, обеспечивает Министерство внутренних дел совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

2Министерство внутренних дел совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан обеспечивает организацию учета и направление в специальные лечебные учреждения больных туберкулезом 1 и 2 групп диспансерного учета лиц, освобожденных от наказания на основании Постановления об амнистии.

3Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 22.12.2006 г. № 16       «О некоторых вопросах применения судами актов об амнистии».

4Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от ответственности на основании акта об амнистии (статья 68 УК).

5Пункт 15 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 22.12.2006 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами актов об амнистии».

6Правила внутреннего распорядка учреждений по исполнению наказания в виде лишения свободы (приложение к Приказу министра внутренних дел от 08.05.2001 г. № 118, зарегистрированному МЮ 08.06.2001 г.                    № 1039).

 

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1277