Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак вернуть деньги, перечисленные по ошибке не на тот счет Как облагаются налогами денежные переводы из-за рубежаКак организовать работу, чтобы оформление ЭСФ на маркированный товар не стало источником проблем
Просмотр вопроса
Группа: Прочие вопросы
Вопрос:
06.11.2009 15:11:46
Во исполнение Указа Президента "О Программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала" (от 28 ноября 2008 года N УП-4058), а также в целях совершенствования системы учета и контроля потребления электрической энергии хозяйствующими субъектами, городскими и сельскими потребителями 5 июня этого года было принято постановление Кабинета Министров "О дополнительных мерах по совершенствованию системы учета и контроля потребления электрической энергии" (N 150, далее - Постановление). Основная его цель - внедрение автоматизированной системы учета и контроля потребления электрической энергии (далее - АСКУЭ) на предприятиях ГАК "Узбекэнерго" и установка современных электронных приборов учета электроэнергии у хозяйствующих субъектов и бытовых потребителей (населения). Реализация этих мер призвана обеспечить сокращение задолженностей за потребленную электроэнергию, повысить точность измерения ее расхода, воспрепятствовать несанкционированному вмешательству в приборы учета электроэнергии извне с целью занижения их показателей, упростить порядок оплаты за поставляемое электричество и т.д.

Ответ:
11.11.2009 12:10:55
Ответ действителен на дату выхода газеты*
 
Постановлением утверждены графики внедрения АСКУЭ и установки (замены устаревших на современные) электронных приборов учета электроэнергии. Согласно пункту 7 Постановления начиная с 1 июля 2009 года все промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше в течение 2009-2010 годов обязаны обеспечить оснащение вновь вводимых объектов и внедрение на действующих объектах многофункциональных электронных приборов учета электроэнергии, совместимых с АСКУЭ, а остальные хозяйствующие субъекты обязаны сделать это до конца 2011 года. Пунктом 8 Постановления ГАК "Узбекэнерго" дано указание: начиная с 1 января 2012 года не производить поставку электроэнергии хозяйствующим субъектам, не установившим соответствующих установленным требованиям электронных приборов и аппаратных комплексов учета указанного энергоресурса.
Сейчас на предприятиях республики повсеместно внедряются современные электронные расчетные приборы учета электроэнергии, совместимые с АСКУЭ, счетчики старого образца заменяются на новые многофункциональные электронные приборы и т.д.
С учетом внедрения АСКУЭ и установки совместимых с ней электронных счетчиков были приняты новые Правила пользования электрической энергией (утверждены постановлением КМ от 22 августа 2009 года N 245, далее - Правила N 245) и утратили силу ранее действующие Правила пользования электрической энергией (утверждены постановлением КМ от 27 января 2005 года N 32, далее - Правила N 32).
Рассмотрим сегодня, что нового вносит этот документ в практику пользования электроэнергией юридическими лицами.
 
Новыми Правилами установлены и конкретизированы обязанности промышленных и приравненных к ним потребителей электроэнергии по разработке технически и экономически обоснованных норм расхода электроэнергии на производство единицы продукции; составлению балансов на электрическую энергию по предприятию в целом, включая энергоемкое оборудование, и проведению на их основе анализа эффективности ее использования в производственных процессах; составлению прогнозов по потреблению электроэнергии на год и перспективный период (исходя из прогнозируемых объемов производства продукции, видов работ и норм расхода электрической энергии с учетом мероприятий по их снижению); соблюдению утвержденных норм расхода электроэнергии и выполнению мероприятий по их снижению; разработке и осуществлению организационно-технических мероприятий по экономии электрической энергии (пункт 9 Правил N 245).
 
Документом конкретизирован перечень информации, обязательной для указания в технических условиях (ТУ) на подключение объектов к территориальным электрическим сетям. Согласно пункту 23 Правил N 245 в ТУ должны быть указаны:
- точки присоединения (подстанция, электростанция или линия электропередачи), напряжение, на котором должны быть выполнены питающие объект воздушные или кабельные линии, в отдельных случаях указывается необходимость разработки вариантов схемы внешнего электроснабжения;
- обоснованные требования по усилению существующей электрической сети в связи с появлением нового потребителя (увеличение сечений проводов, замена или увеличение мощности трансформаторов, сооружение резервных ячеек и т.п.);
- расчетные величины токов короткого замыкания, требования к релейной защите, автоматике, связи, изоляции и защите от перенапряжения;
- требования к компенсации реактивной мощности;
- требования к учету электрической энергии;
- специальные требования к установке стабилизирующих устройств и приборов контроля качества электрической энергии у ее приемников в соответствии с государственными стандартами;
- требования по регулированию суточного графика нагрузки потребителя;
- рекомендации по применению типовых проектов электроустановок;
- специфические требования к электроустановкам потребителей, к которым присоединяются питающие линии территориальной электрической сети (необходимость резервного питания, автоматической защиты на вводах, допустимость параллельной работы питающих линий, выделение ответственных нагрузок на отдельные резервируемые питающие линии с целью сохранения электроснабжения таких электроприемников при возникновении дефицита мощности в единой электроэнергетической системе и др.);
- требования о разработке в проекте (рабочем проекте) предприятия, здания, сооружения решений по организации эксплуатации электроустановок;
- список субпотребителей, подключаемых к электрической сети потребителя, с указанием основных перспективных данных об их нагрузках и потреблении электрической энергии;
- срок действия технических условий, установленный с учетом действующих норм проектирования и выполнения работ.
В соответствии с новым документом выдача технических условий, в том числе дополнительных, потребителям осуществляется без взимания оплаты (абзац третий пункта 19 Правил N 245). Ранее за это оплата взималась.
 
Разграничены функции предприятий территориальных электрических сетей* и электроснабжающих предприятий** по выдаче технических условий на присоединение к электросетям. Согласно абзацу второму пункта 20 Правил N 245 хозяйствующие субъекты, имеющие электроустановки мощностью до 10 кВт, заявки на получение технических условий направляют в соответствующие электроснабжающие предприятия, а 10 кВт и выше - предприятию территориальных электрических сетей.
 
Установлена обязанность потребителей при наличии технической возможности присоединять к своим электросетям электроустановки других потребителей электроэнергии по требованию предприятий территориальных электрических сетей (пункт 26 Правил N 245).
 
Проекты (рабочие проекты) электроснабжения предприятий, зданий, сооружений, их очередей или отдельных производств, разработанные в соответствии с техническими условиями, должны согласовываться с предприятиями территориальных электрических сетей и госинспекцией "Узгосэнергонадзор", за исключением проектов электроснабжения потребителей мощностью до 10 кВт (пункт 24 Правил N 245). Согласно же ранее действовавшим правилам обязательность согласования с предприятиями территориальных электрических сетей не зависела от мощности проекта электроснабжения, то есть проекты до 10 кВт также подлежали согласованию с указанными предприятиями.
 
Внедрение АСКУЭ и совместимых с нею электронных приборов учета потребовало изменения и порядка оплаты за электроэнергию. Если раньше расчеты за отпущенную электроэнергию хозяйствующими субъектами производились путем внесения предоплаты за предстоящий месяц в размере не менее 30% стоимости отпускаемой электроэнергии от договорной величины, а оставшейся суммы - в течение 30 дней после окончания расчетного месяца (пункт 58 Правил N 32), то теперь при установке у них электронных приборов учета электроэнергии, совместимых с АСКУЭ, они подлежат переводу на расчеты по стопроцентной предоплате (пункт 58 Правил N 245). Под стопроцентной предоплатой в данном случае понимается полная оплата электроэнергии за предстоящий расчетный месяц. Так, например, если общая сумма по договору, заключенному на год с электроснабжающей организацией, составляет 1 200 000 сумов, то, соответственно, потребитель обязан уплатить за очередной расчетный месяц 100 000 сумов (1 200 000 сум. / 12 мес. = 100 000 сум.).
 
Исключены штрафные санкции в размере 100 процентов от установленного тарифа за потребление электрической энергии в расчетном периоде сверх указанной в договоре величины более чем на 10 процентов. Теперь, согласно пункту 59 Правил N 245, штраф в пользу предприятий территориальных электрических сетей в размере 50 процентов от установленного тарифа взыскивается за потребление электроэнергии в расчетном периоде сверх указанной в договоре величины более чем на 5 процентов. То есть за потребление более 10%, 15% и т.д. от установленного объема электроэнергии размер штрафа все равно составит 50% от тарифа.
 
Исключены штрафные санкции за недобор электрической энергии против предусмотренных договором объемов в расчетном периоде, которые предусматривались в ранее принятых нормативно-правовых актах, регулирующих сферу электроэнергетики.
 
Для потребителей двухставочного тарифа введена дополнительная плата в размере 50 процентов за превышение ими в часы максимума нагрузки единой электросистемы значения фактической нагрузки, предусмотренной договором электроснабжения более чем на 5 процентов (первый абзац пункта 84 Правил N 245).
 
Скидки (надбавки) за компенсацию реактивной энергии и мощности предоставляются промышленным и приравненным к ним потребителям, электрифицированному железнодорожному и городскому транспорту (электротяга), сельскохозяйственным потребителям, имеющим среднемесячное потребление электрической энергии по одной точке учета более 15 тыс. кВт/ч (пункт 131 Правил N 245). Раньше же они предусматривались для вышеназванных потребителей, потребляющих по одной точке учета более 30 тыс. кВт/ч электроэнергии в месяц.
 
Нововведением является и организация деятельности частных операторов - юридических лиц, создаваемых для сбора оплаты за электрическую энергию с потребителей, согласно постановлению Кабинета Министров "О мерах по организации деятельности частных операторов и своевременной оплате за электрическую энергию" (от 4 июля 2009 года N 186) и утвержденным им положениям о порядке проведения конкурсного отбора инвесторов для создания частных операторов, выполняющих функции по сбору оплаты за электрическую энергию с потребителей, и порядке осуществления деятельности частными операторами, выполняющими функции по сбору оплаты за электрическую энергию с потребителей.
 
Ответ эксперта-юриста ООО "Norma"
А. Адеева
“Налоговые и таможенные вести”, N 40, 5 октября 2009 г.
___________
* Предприятие территориальных электрических сетей - юридическое лицо, которое имеет право продавать и распределять электрическую энергию потребителям по договору электроснабжения в пределах области, города, экономической (промышленной) зоны (абзац девятнадцатый пункта 2 Правил N 245).
** Электроснабжающее предприятие - подразделение предприятия территориальных электрических сетей, осуществляющее распределение и сбыт электрической энергии потребителям в пределах района, города, экономической (промышленной) зоны (абзац двадцать восьмой пункта 2 Правил N 245).