Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак вернуть деньги, перечисленные по ошибке не на тот счет Как облагаются налогами денежные переводы из-за рубежаКак организовать работу, чтобы оформление ЭСФ на маркированный товар не стало источником проблем
Просмотр вопроса
Группа: Прочие вопросы
Вопрос:
02.09.2010 13:02:44
Совместное предприятие, занимающееся реализацией алкогольной продукции, просит дать разъяснения по следующим вопросам: 1. Можно ли рекламировать алкогольную продукцию в Узбекистане, в том числе через сеть Интернет? 2. Существуют ли какие-либо ограничения на рекламу алкогольной продукции? 3. Какая ответственность может наступить в случае нарушения этих ограничений, если они есть? Имеются ли возможности "обойти" эти ограничения и запреты законным путем?

Ответ:
02.09.2010 13:02:44
Ответ действителен на дату выхода газеты*
  
- Во многих странах реклама алкоголя тем или иным образом ограничивается прежде всего из-за неблагоприятного влияния алкоголя на здоровье, особенно - на распространение алкоголизма среди молодежи. В их число входит и Узбекистан. Нашим законодательством предусмотрены запреты и ограничения на рекламу алкогольных напитков.
Рынок рекламных услуг в нашей стране регулируется Законом "О рекламе" (от 25 февраля1998 года N 723-I, далее - Закон), Положением о размещении рекламы (утверждено постановлением Госкомдемонополизации, зарегистрированным МЮ 6 апреля 2001 года N 1024), Порядком размещения внешней рекламы в г.Ташкенте (утвержден решением хокима г.Ташкента от 26 декабря 2007 года N 1148) и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно части четвертой статьи 23 Закона, на территории Республики Узбекистан запрещается:
реклама алкогольных напитков крепостью свыше 28 градусов;
реклама алкогольных напитков крепостью до 28 градусов по телевидению и радио с 7 часов утра до 22 часов вечера;
безвозмездное распространение образцов алкогольных напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;
спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для несовершеннолетних, если при этом используются название, товарный знак или изображение алкогольных напитков;
распространение, в том числе продажа, товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.) среди несовершеннолетних с использованием наименования, товарного знака алкогольных напитков;
реклама алкогольных напитков в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних;
реклама алкогольных напитков на первых и последних страницах газет, обложках журналов и других периодических изданий, а также на страницах этих изданий, где публикуются программы телерадиопередач.
Помимо этих требований, законодатель предусмотрел соблюдение обязательных условий при рекламировании алкогольной продукции (части первая-третья статьи 23 Закона "О рекламе"). Так, реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде употребления алкоголя. Согласно пункту 19 Положения о размещении рекламы, оно должно содержать следующую фразу: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью" и занимать не менее 5 процентов площади всей рекламы и не менее 5 секунд эфирного времени рекламного ролика на телевидении и радио. Реклама алкогольных напитков не должна демонстрировать процесс потребления алкогольных напитков, создавать впечатление, что они имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей. Кроме того, реклама алкогольных напитков должна размещаться не ближе 500 метров от территории медицинских, спортивных, дошкольных учреждений, а также общих средних, средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений (больниц, поликлиник, стадионов, детских садов, школ, колледжей, лицеев, институтов, университетов).
  
ЧТО КАСАЕТСЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ...
При размещении рекламы на веб-сайте домена "UZ" должны соблюдаться все вышеизложенные запреты и ограничения законодательства Республики Узбекистан. Так, согласно Положению о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене "UZ" (утверждено приказом гендиректора УзАСИ, зарегистрированным МЮ 23 июня 2008 года N 1830), ответственность за размещение или умышленное использование недостоверной или ложной информации, а также информации, нарушающей законодательство Республики Узбекистан, на веб-сайтах или иных услугах, доступных через доменное имя, несет администратор доменного имени, которым является юридическое или физическое лицо, на чье имя оно зарегистрировано. А потому размещение владельцем веб-сайта в домене "UZ" рекламы алкогольной продукции без учета требований национального законодательства чревато последствиями.
При размещении рекламы на сайтах других доменов, думается, пользователи сети Интернет должны действовать в рамках правового поля той страны, которая регулирует данную доменную зону. Например, размещая рекламу в домене "RU", необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации.
  
А КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ?
Юридические лица - рекламодатели, производители и распространители рекламы, согласно статье 29 Закона "О рекламе", могут быть подвергнуты уполномоченным государственным органом - Государственным комитетом по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства - следующим штрафам:
за недостоверную рекламу - от 70 до 100 минимальных размеров заработной платы;
за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе - от 30 до 50 МРЗП.
Законом также предусмотрена ответственность физических лиц:
за недостоверную рекламу - от 3 до 5 МРЗП;
за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе - от 3 до 5 МРЗП.
Ответственность физических лиц установлена также статьей 178-1 Кодекса об административной ответственности:
непредставление уполномоченному государственному органу в установленный срок сведений, касающихся рекламы, а также неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы;
недостоверная реклама, несоблюдение порядка размещения внешней рекламы либо отказ от контррекламы - от 5 до 7 МРЗП.
Санкции этих двух документов различны. Однако, согласно абзацу первому пункта 11 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (приложение N 4 к постановлению Президента от 2 мая 2005 года N ПП-66), наложение Госкомдемонополизации штрафов на должностных лиц и граждан за нарушения законодательства о рекламе осуществляется в строгом соответствии с Кодексом об административной ответственности.
Следует отметить, что в случае установления факта нарушения законодательства о рекламе, за которое предусмотрено применение финансовой санкции, признания субъектами предпринимательства - рекламодателями, производителями и распространителями рекламы своей вины в совершенном правонарушении и согласия добровольно уплатить штраф его наложение осуществляет Госкомдемонополизации. Во всех остальных случаях вопрос о наложении штрафа на субъекты предпринимательства решается в судебном порядке. Взыскание штрафа за нарушение законодательства о рекламе, превышающего в совокупности 20% от суммы текущих активов субъекта предпринимательства на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему 6-месячной рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами.
  
  
Ответ юриста ООО "Norma"
А. Бахтыева,
“Налоговые и таможенные вести”, N 9, 1 марта  2010 г.